На протяжении всего периода нашей суверенной истории, пожалуй, ни один другой сегмент казахстанской общественно-политической действительности не был объектом такого пристального интереса, как система образования вообще и школьного в частности. С одной стороны, это объясняется тем, что к ней так или иначе причастны практически все граждане, а с другой, тем, что она всегда была субъектом перманентного реформирования, результаты которого никогда не вызывали большого оптимизма.
Достаточно вспомнить, какое количество министров образования сменилось у нас за эти годы. Кто-то из них зарекомендовал себя вполне компетентным руководителем, а про некоторых и вспомнить-то особо нечего. Но вряд ли найдутся желающие поспорить с тем, что профильное министерство и его работа, да и в целом все происходящее в этой сфере были, есть и остаются одним из сильнейших раздражителей общественного мнения. Поводы для этого бывают самые разные: начиная с явно скоропалительных и не до конца продуманных решений относительно дальнейших путей развития отечественного образования и заканчивая грустными фактами, свидетельствующими о его плачевном состоянии.
К примеру, недавно социальные сети осветились сполохами очередной дискуссии. Поводом послужил Национальный отчет об итогах тестирования по естественно-научным дисциплинам в рамках международного исследования PISA-2015. Авторами отчета, подготовленного под эгидой Министерства образования и науки и АО «Информационно-аналитический центр», выступили С.Ирсалиев, А.Култуманова, Е.Сабырулы, М.Амангазы.
В преамбуле к отчету указывается, что в нем представлены результаты международной программы оценки образовательных достижений 15-летних школьников – РISА-2015. Результаты участия Казахстана представлены по закрытым вопросам (просим читателей запомнить этот момент, поскольку он важен для понимания ситуации). Кроме того, был проведен сопоставительный анализ показателей выполнения международного теста казахстанскими участниками в разрезе регионов, обозначены ключевые факторы, повлиявшие на результаты школьников. В заключение преамбулы подчеркивается, что Национальный отчет содержит ценную аналитическую информацию для национальных экспертов и академической общественности страны (данный аспект мы бы тоже хотели отметить особо, поскольку именно в этом смысле Национальный отчет вызывает ряд вопросов).
В отчете есть много любопытных моментов, но мы бы хотели сконцентрировать внимание читателей на одном важном для будущего страны тезисе. Итак: результаты тестирования по естественно-научным дисциплинам в рамках PISA-2015 показали, что по уровню знаний 15-летние учащиеся казахских школ на полтора года отстают от своих сверстников из школ с русским языком обучения.
Понятно, что такая ситуация не может не вызывать множества вполне закономерных вопросов. В первую очередь касающихся качества школьного образования на государственном языке. Как-никак это затрагивает не только будущее самой системы образования, но и в целом перспективы государства и нации (говорим это безо всякого пафоса). Ведь уже сегодня три четверти казахстанских детей обучаются в казахских школах и классах, и с каждым годом эта доля продолжает расти. А значит, со временем такая тенденция может трансформироваться в серьезнейшую проблему общенационального масштаба.
Как-никак, за окном уже XXI век, эпоха глобализации и инновационных технологий, когда знания становятся не просто важным товаром, а фактически билетом в будущее. И если рассматриваемые итоги тестирования (по естественно-научным дисциплинам PISA-2015) хоть как-то подтвердятся, то, судя по всему, с этим самым будущим у нас могут быть очень большие сложности.
Поэтому для начала мы задались двумя простыми, но очень важными вопросами: «В чем причина отставания казахских школ? Какие меры необходимо предпринять, чтобы повысить качество обучения в них?». Не мудрствуя лукаво, мы адресовали их известным отечественным экспертам в области образования, которые долгие годы изучают проблемы этой сферы и имеют все соответствующие регалии.
В принципе, мы были готовы к самым разным версиям ответов на вышеназванные вопросы, но действительность оказалась обескураживающей. Наши визави из мира педагогики, пожелавшие сохранить инкогнито (думаем, данное обстоятельство не требует пояснений), высказали категорическое несогласие с данными Национального отчета в плане оценки методологических подходов. Если мы правильно поняли этих экспертов, произошло некоторое разночтение между требованиями PISA-2015 и их последующим техническим оформлением со стороны специалистов МОН РК.
Дело в том, что задания PISA состоят из двух разделов: открытого и закрытого. А поскольку представители МОН не закодировали открытые ответы на тестовые вопросы согласно стандартам PISA, результаты казахстанских школьников не вошли в сравнительную таблицу международных исследований. Признаем, что для непосвященного человека трактовка ситуации выглядит крайне запутанной и не совсем понятной.
Но важно другое: в Национальном отчете МОН черным по белому написано, что ученики казахских школ имеют более низкий уровень компетенций по естественно-научным дисциплинам, нежели их ровесники из школ с русским языком обучения. Вопрос: откуда такие сведения, если результаты казахстанских школьников не вошли в сравнительную таблицу международных исследований? Что за этим стоит? Банальная ошибка? Или целенаправленная дезинформация общественного мнения?
Если вывод, содержащийся в Национальном отчете, – правда, то выходит, что система школьного образования на государственном языке себя дискредитировала и что с этим необходимо что-то незамедлительно делать. А если это неправда, то, кто стоит за столь странным информационным вбросом, больше смахивающим на сознательную дезу? В любом случае вся ответственность ложится на Министерство образования и науки как главный государственный орган в этой сфере.
Есть еще одна версия, способная объяснить ситуацию, и она, на наш взгляд, наиболее близка к истине. Может, все дело в обычном бардаке, которым зачастую сопровождается работа отечественных госструктур?
Как бы то ни было Министерству образования и науки следовало бы дать развернутый и компетентный комментарий по этому поводу.
А теперь несколько соображений в контексте рассматриваемой темы. Так уж сложилось, что мы живем в стремительно меняющемся мире, когда время выдвигает новые и неожиданные вызовы. И мы смогли достаточно адекватно ответить на некоторые из них. Но старушка Клио любит усложнять ситуацию для начинающих, и в этом смысле Казахстан не стал исключением. Да, наша суверенность признана международным сообществом, но только этого слишком мало для гарантированного будущего. Теперь необходимо подкреплять ее реальными делами.
Лидер нации как никто другой понимает это и постоянно ориентирует общество и граждан на самые дерзновенные планы. Но между мечтами и суровой реальностью всегда существовала некоторая дистанция. К примеру, в наши «нефтяные» ставки время вносит свои грустные коррективы. А потому сегодня уже становится очевидным, что нужны новые прорывные проекты на грани возможного. Если угодно, на грани фантастики. Или хотя бы идеи. Но даже самые дерзкие идеи нуждаются, прежде всего, в исполнителях. И чем выше уровень задуманного, тем выше должен быть и уровень тех, кто станет воплощать это в практику. И тут опять начинается проза жизни. Чтобы соответствовать выдвигаемым временем уровням инноваций, требуются исполнители из человеческого материала высочайшего качества. Потому что именно это будет главным капиталом будущего. Вроде бы как давно и всем известная максима: потенциал любого государства во все времена определяли люди, его населяющие. Но в эпоху глобализации она приобретает особый смысл. Как, например, способность с наибольшей пользой извлекать выгоду из простых инстинктов в первобытную эпоху, когда «хомо сапиенс» сумел трансформироваться в доминирующий вид. Теперь все будет так же, но уже на ином, высокоцивилизационном уровне. Нужно быть не просто умными, а самыми умными. Принципиально важно быть не просто в числе первых, а среди самых первых. И уже мало слыть креативным – надо быть таковым всегда и во всем. Но для этого требуется не банальная совокупность общих знаний, а такие знания и навыки, которые все это обеспечат с лихвой.
А теперь вернемся к нашей теме. Независимо от того, чего в обнародованных результатах PISA-2015 больше – правды или лукавства, у нас нет особых поводов для оптимизма. Недаром некоторые отечественные эксперты открытым текстом говорят, что совершенно точно ощущают, как качество человеческого капитала ограничивает экономическое развитие Казахстана. Можно взять практически любую сферу нашей жизни и убедиться в том, что везде существуют серьезные проблемы с компетентностью кадров.
Другие подчеркивают, что всегда актуальной была необходимость вкладывать в человеческий капитал. У нас же с каждым годом выпускники школ и университетов теряют конкурентоспособность из-за низкого уровня кадров в системе образования. Сегодня в школы приходит то поколение учителей, которые сдавали ЕНТ, и многие из них поступили на педагогические факультеты не по зову души, не по призванию или хотению, а просто в силу того, что это был единственный шанс получить высшее образование бесплатно, по гранту. А если не было мотивации к тому, чтобы стать учителем, то может ли выпускник вуза вырасти в настоящего педагога?
Кто бы ни был прав и какой бы ни была правда, с нашей точки зрения, пришло время бить во все колокола. Хотя бы для того, чтобы потом не задаваться печально знаменитым вопросом: «По ком звонит колокол?..»
Информация из Национального отчета:
«Показатель успешности выполнения естественнонаучной части международного теста PISA-2015 казахстанскими 15-летними обучающимися составил 456 баллов. Высокие показатели компетенций данного направления демонстрируют участники Сингапура (556), Японии (538) и Эстонии (534).
В PISA-2015 Казахстан представили 3 562 15-летних участника с казахским и 2 218 с русским языками обучения. Казахстанские участники, обучающиеся на русском языке, показали более успешное выполнение теста PISA в сравнении со сверстниками с казахским языком обучения. Разница в показателях в разрезе языков обучения составляет 50 баллов. Согласно пересмотренной методике ОЭСР, разница в 30 баллов по международной шкале PISA равна одному году обучения. Таким образом, разрыв функциональных компетенций участников организаций образования с казахским и русским языками составляет более чем полтора года обучения».