Какое общество мы построили, а к какому должны стремиться?
К 2050 году Казахстан должен войти теперь в число 30 самых развитых стран мира. Новые приоритеты в достижении этой цели обозначены в Послании главы государства «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». Осуществятся эти планы или же окажутся иллюзорными – покажет будущее.
Слишком высокая цена…
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующее. В современной науке понятие «модернизация», в отличие от термина «индустриализация», охватывает изменение не только технико-технологических компонентов инновационного развития, но и социальных норм и институтов, образцов поведения, мышления и социально-психологических феноменов повседневного бытия индивида. То есть прежде самого человека, призванного заниматься инновационно-технологической модернизацией общества, что предполагает всестороннее совершенствование личности гражданина, его морально-нравственного облика. И вот здесь возникают различные вопросы, ассоциации и образы, требующие адекватного ответа.
Представляется, что мы заплатили несоизмеримо высокую человеческую цену за так называемое казахстанское экономическое чудо.
Как известно, решающую роль в формировании процветающего западного общества сыграл протестантизм, поскольку именно протестантская этика, по убеждению Макса Вебера, придала глубокий религиозный и рациональный смысл успеху в строительстве европейского капитализма. Ее признаки – стремление угодить богу своим поведением и образом жизни, а отсюда трудолюбие, бережливость, расчетливость, умеренность, педантичность, толерантность, сострадание к сирым и убогим и т.д.
А на каких религиозных, духовно-идеологических и морально-нравственных принципах основывался переход советского Казахстана в начале 1990-х от атеизма и социализма к рационально-рыночному капитализму? Ни на каких, кроме громких обвинений в адрес социализма и туманных обещаний относительно скорого наступления капиталистического рая, где якобы каждая семья будет жить в отдельном коттедже.
К сожалению, «дикий» капитализм эпохи первоначального накопления и переход к частнособственническому обществу безудержного потребления пробудили у немалой части казахстанского общества самые низменные и первобытные инстинкты: индивидуализм, стяжательство, цинизм, двойную мораль, погоню за наживой, воровство и чудовищную коррупцию, безудержный карьеризм, непотизм и другие отвратительные явления.
К ним добавились
неожиданно возродившиеся средневековые пережитки: трайбализм, жузовщина, клановость, рабство, барымта, кража невест, многоженство, кровная месть и т.п.
Реализация небесспорного тезиса «сначала экономика, потом политика», наряду с достижением определенного материального достатка, привела к глубокой и необратимой эрозии извечных этических установок – человеколюбия, коллективизма, стыда, совести, справедливости, равенства, братства, взаимопомощи и т.д.
В результате сомнительного лозунга «Обогащайся!» (за что его автор Николай Бухарин как «враг народа» был расстрелян в 1938-м) морально-нравственное состояние нашего общества за годы независимости резко изменилось в худшую сторону. И это несмотря на улучшение материального состояния людей, изобилие товаров в магазинах и на рынках. Из массового сознания стало исчезать самое важное и нужное – система базовых общечеловеческих ценностей.
Жуткий мартиролог
Сегодня средства массовой информации пестрят сообщениями, от которых у нормального человека кровь стынет в жилах.
…В Семее молодая мать утопила годовалую дочь в Иртыше; другая выбросила новорожденного ребенка в уличный туалет; некая горе-мамаша родила в машине и выкинула младенца на проезжую часть дороги под колеса встречного транспорта. Практически каждую неделю находят брошенных младенцев в придорожных туалетах, мусорных баках, на свалках и в других местах. Дети становятся объектом и самого бесчеловечного бизнеса. Так, в ЮКО родители продали двухмесячного мальчика за 200 тыс. тенге и комплект золотых сережек; врачи одной областной больницы занялись выгодным бизнесом, наладив массовую продажу отказных новорожденных детей всем желающим по цене от 150 тыс. тенге до 6 тыс. долларов. В Алматы мачеха со своими взрослыми детьми из чувства мести зверски убила ни в чем неповинного 11-летнего пасынка. Результатом глубокого упадка нравов является также тот факт, что Казахстан входит в первую десятку стран мира по количеству разводов.
Все рекорды бесчеловечности побиты в Жамбылской области: отец спит с дочкой, отчим насилует падчерицу, дядя развратничает с племянницей, друг семьи занимался оральным сексом с двумя сестрами-двойняшками, когда им было еще по три годика. Один из изуверов в оправдание представил суду справку о своей «болезни», подписанную… сельской знахаркой. За 2016 год в области зарегистрированы 23 преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Часто субъектами подобных преступлений являются оралманы, многие из которых так и не смогли интегрироваться в наше общество.
Факты кровосмесительного насилия встречались в казахских семьях и раньше, но редко. А сегодня они становятся обыденным явлением. Впору объявлять в стране из-за педофилов чрезвычайное положение.
В Карагандинской области родители оставили замерзать в степи двухлетнюю дочь, затем вернулись и, найдя мертвого ребенка, сожгли окоченевшее тело в печи. В ВКО мать повесила троих своих детей, в Алматинской области грабители с большой дороги убили троих оралманов из-за 20 голов скота. На рынке Жаркента на глазах сотни свидетелей брат кухонным ножом перерезал горло родной сестре, матери троих детей, из-за отказа дать ему деньги. В Алматы беспризорные голодные собаки насмерть загрызли трехлетнюю девочку. В Костанае выявлены 40 человек с отклонениями в психическом здоровье, которые тем не менее свободно управляют автомобилями. В стране ежегодно раскрывается свыше 50 тыс. дел, связанных с продажей людей.
Этот жуткий мартиролог можно продолжать до бесконечности. Такого массового безумия, беззакония, упадка нравов и моральной нищеты не было у казахов в самые мрачные периоды истории. А сегодня весь короткий период независимости страна словно живет в условиях какого-то бесконечного психоэмоционального стресса.
Разумеется, это возможно только в таком обществе, где человеческая жизнь не стоит и ломаного гроша. Невозможно представить боль, страдания и мучения невинных людей. А ведь великий гуманист Федор Достоевский говорил, что весь мир не стоит и одной слезинки ребенка.
Прав, наверное, некий профессор МГУ, с горечью сказавший: «Человек не произошел от обезьяны. Он как был обезьяной, так ею и остался…». В соотношении социального и биологического в человеке сегодня уверенно побеждает последний фактор. Хотя современный вид Homo sapiens появился еще 40 тыс. лет назад и с тех пор сменилось уже 1600 поколений. Казалось бы, давно пора человеку стать Человеком! Но, видимо, недалеко ушли мы от своего предка из каменного века.
«Наше государство стремится к высоким показателям в области экономики и спорта, но по остальным показателям мы находимся на уровне первобытнообщинного строя», – заявила одна из жертв группового насилия.
Впору открывать публичные дома
Конечно, не все людские особи эволюционизируют в обратную сторону, до уровня неандертальцев, но благодаря бандитскому капитализму, анархии и вседозволенности расплодились разные выродки и душегубы.
В нашем микрорайоне (я живу в Алматы) полным-полно наркоманов, алкоголиков, психопатов, попрошаек, квартирных воров, безработных и других асоциальных типов, практически исчезнувших в советское время. А сколько сейчас их всего по городу? Иногда на улицах можно встретить бредущих неизвестно куда бездомных и изможденных людей, словно из эпохи Великого голода 1930-х. Невольно подумаешь об острой необходимости формирования отрядов самообороны и строительства новых или расширения старых центров социальной адаптации (т.н. «бомжатников»).
Пышным цветом расцвела первая древнейшая профессия – коммерческая проституция в самых вульгарных проявлениях, ярко описанных еще глубоким знатоком социального дна Максимом Горьким.
Газеты наперебой предлагают услуги профессиональных жриц любви и прочих «нескромных женщин» на любой вкус, а квартиры – посуточно, почасно, поминутно и вообще как угодно. Но сегодня это явление прикрывается невинным занятием – «урологическим, релаксирующим, круглосуточным, точечным и тонизирующим массажем, без ограничений, на дому или с выездом…». Как говорится, любой каприз за ваши бабки.
Вот где текут бешеные деньги мимо бюджета. И куда смотрят депутаты и Минфин? В условиях кризиса давно пора легализовать проституцию: в отличие от нефти, на такой товар всегда есть спрос. Ведь эти труженицы формально тоже занимаются индивидуальным предпринимательством в качестве самозанятых. Да и возраст современной Марии Магдалины вполне работоспособный – от 20 до 60 лет. А еще, видимо, назрела необходимость по программе второй индустриализации не только вводить в строй высокотехнологичные заводы, но и открывать публичные дома и строить предприятия по массовому производству «умных» нанопрезервативов отечественного производства.
Большую тревогу вызывает состояние культуры, образования и грамотности населения. Недавно с большим удивлением узнал, что тиражи популярных журналов «Жулдыз» и «Простор» за годы независимости упали почти в тысячу (1000) раз! Как будто вернулась дореволюционная эпоха поголовной безграмотности. И это при наличии 140 вузов! В служебном документе, подготовленном одним министерством, насчитали до 50 ошибок. Школьные учебники также полны грамматических ошибок. И что после этого подумают о нас в мире как «непостоянном» члене Совбеза ООН?
Один некогда популярный актер театра и кино публично выяснял отношения с высокопоставленным госчиновником, смакуя в прессе его былые альковные похождения. Мир артистов никогда не отличался целомудрием и нравственностью, но нынешнее моральное уродство некоторых кумиров просто поражает. На их фоне Верка Сердючка выглядит просто ангелом.
В Казахстане за последние двадцать лет 102401 человек покончили жизнь самоубийством. Сегодня мы находимся на 10-м месте в мире по числу суицидов на 100 тыс. населения, на 7-м – по самоубийствам среди мужчин и на 4-м – по подростковым суицидам. Наша страна по этому показателю стоит рядом с такими государствами, как Бурунди, Зимбабве, Мозамбик, Уганда, Северная Корея… По данным же ВОЗ, Казахстан занимает 2-е место в мире после Индии по суицидам среди молодежи. Эти показатели были еще до видеоигр «Синий кит» и «Тихий дом». А что будет дальше?
В стране работают около 200 учреждений для детей без родителей, большая часть из которых – детские дома, в которых содержатся 7866 воспитанников. Для сравнения: в Чеченской Республике вообще нет случаев отказа родителей от детей, как нет и детских домов. Если ребенок потерял родителей, то его берут к себе близкие. Потому что это дело чести родственников, тейпа и всего чеченского народа. А в Казахстане, который рвется в «топ-30», все наоборот.
Богатое меньшинство и нищее большинство
Таким образом, с переходом к рыночному капитализму у нас в мирное время и при отсутствии войны или голода наступила какая-то эпоха всеобщего озверения, одичания и отчуждения. В трудные годы Великой Отечественной войны люди были гораздо добрее и милосерднее друг к другу, чем в нынешнее рыночное изобилие. О моральном разложении общества можно, например, судить по презрительному отношению власти к воинам-афганцам, особенно инвалидам.
Одна из причин таких негативных явлений – невиданное в истории Казахстана социальное расслоение и отсутствие справедливости в распределении материальных благ (например, доходов от нефти). Согласно мнению экспертов из Института экономики, существует почти 30-кратная разница в доходах богатых и бедных. Что примерно в шесть раз (!) превышает уровень развитых европейских стран, в ряды которых мы так стремимся войти (интересно, с каким лицом?).
Этому способствовала незаконная «прихватизация» узким кругом избранных лиц самых лакомых кусков былой общенародной собственности. Таким образом был создан слой сверхбогачей (всего 1,5-1,6% населения). Налог же на роскошь депутаты все никак не решатся ввести.
В итоге большинство работает за 40-50 тыс. тенге в месяц, меньшинство же прожигает жизнь в Куршевеле и Дубаях или за одну ночь проматывает миллионные состояния в казино и ночных клубах Капшагая.
Видимо, действительно страна оказалась за гранью добра и зла. Все это чревато непредсказуемыми социальными катаклизмами. Как говорят американские индейцы, даже маленькая мышь имеет право на ярость.
Поэтому в предстоящие 25 лет нужно больше внимания уделять внутренним социально-экономическим вопросам, перестать строить воздушные замки и навести порядок в собственном доме. Это значит – изживать социальные язвы эпохи первоначального накопления капитала, устранять беспросветную нищету, бедность и безработицу в аулах, обеспечивать людей доступным жильем, квалифицированной медицинской помощью, качественным образованием.
За красивыми словами о Четвертой промышленной революции, Шестом технологическеом укладе и Третьей модернизации нельзя забывать о человеке с его проблемами, недостатками и духовными потребностями. Именно простой человек должен находиться в центре внимания всех госпрограмм, парламента, правительства, акиматов – всех госорганов.
Наука – свет, а неученых тьма
Эту архитрудную работу следовало бы возложить на специального высокопоставленного и ответственного госчиновника, например, на государственного секретаря, расширив его полномочия для координации деятельности полномочных учреждений. Также нужно поднять на новую высоту роль Министерства труда и социальной защиты населения в плане усиления его гуманитарной деятельности. Как и вообще всех министерств, связанных с человеком (образования, здравоохранения, культуры, науки, информации, спорта), т.е. всего социального блока.
Необходимо выдвигать на руководящие посты в этих структурах таких людей, как российская доктор Лиза, – не бездушных, безликих и вороватых чиновников, а честных людей с большим и добрым сердцем. Хотя такие личности постепенно превращаются в исчезающий вид.
На руководящие должности при реализации планов Третьей модернизации следует выдвигать кадры не по критериям личной преданности, кумовства и землячества, а по их деловым и профессиональным качествам. Активно привлекать во власть патриотически настроенную и продвинутую городскую русскоязычную молодежь, а не только сельчан с аграрным мышлением и недоучек-болашаковцев. А то эти шустрые ребята, пользуясь конъюнктурой, быстро взобрались вверх по карьерной лестнице и втянули ее за собой, чтобы не допустить конкурентов к желанной кормушке.
Сегодня в Казахстане нарастает т.н. индийская эмиграция, когда отъезжает за рубеж на ПМЖ наиболее образованный слой русскоязычных казахов. Только за 2015 год страну покинули 25 тыс. молодых людей, самых инициативных и деятельных, со знанием иностранных языков, но потерявших веру в Казахстан. Они теперь будут трудиться на благо Америки, Англии, Германии, Канады, Китая, России, Швеции и других стран. А ведь могли бы принести пользу своей родине.
Нужно активно заниматься разработкой теоретических проблем формирования морально-нравственного фундамента общества. Здесь свое веское слово должны сказать ученые-гуманитарии, прежде всего философы, социологи, психологи, культурологи и другие. Однако сегодня они свой творческий пыл направляют в основном на комментирование многочисленных программ, стратегий, посланий, обращений и заявлений, а не на исследование фундаментальных проблем общества.
Не лучше обстоят дела и в моей любимой исторической науке. В результате насильственной «абортизации» классического университетского курса «История Казахстана» на свет появился некий «выкидыш» под названием «Современная история Казахстана». Это, наверное, оттого, что Национальная академия наук переполнена всевозможными академиками и членкорами, но нет ученых масштаба Сатпаева, Бекмаханова, Есенова, Чокина, Букетова, Маргулана, Зиманова и Козыбаева, которые могли бы вступиться за отечественную науку. К сожалению, здесь как раз количество академиков не переходит в качество ученых.
О чем можно говорить, если до сих пор одно из академических научных учреждений возглавляет некий автор докторской диссертации и монографии на тему «Сельская интеллигенция Казахстана в условиях совершенствования социализма» (1988 г.). Хотя за 25 лет давно выросло новое поколение ученых-историков, свободное от теоретико-методологических стереотипов прошлой эпохи.
Какая дорога ведет к храму?
Властям при осуществлении своих грандиозных планов следовало бы больше внимания обращать на моральную реабилитацию общества, защиту высоких нравственных идеалов и общечеловеческих ценностей.
Наше общество после резкого перехода к капитализму образца XIX века (которого сегодня нет нигде в мире) нуждается в четких параметрах добра и зла, преступления и наказания. Оно должно быть уверенным в том, что вековые ценности, такие как патриотизм, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, законопослушание, уважение к старшим, сострадание к униженным и оскорбленным, преклонение перед матерями и женщинами, преданность семье, любовь к детям, останутся незыблемыми. Иначе у нас нет будущего.
Ориентирами здесь могут служить труд итальянского мыслителя Томмазо Кампанеллы «Город Солнца»» (1623 г.), где описано идеальное человеческое общество без частной собственности, или учение великого аль-Фараби об идеальном городе, где существует справедливое и гуманное общество добродетельных граждан. Попытка осуществления мечты об идеальном и справедливом обществе была впервые в истории предпринята в СССР, но провалена малограмотными политиками и косными учеными-марксистами.
Однако это не значит, что такое справедливое общество является утопией. Например, заслуживает серьезного внимания концепция академика Ураза Баймуратова об обществе социально-экономической гармонии на основе социальной справедливости, разумности, умеренности, ответственности, честности и взаимного доверия.
В последние годы на Западе ученые и политики все больше склоняются к мысли о том, что мировой рейтинг стран должен составляться не по размерам ВВП на душу населения (уровню материального достатка), а по индексу человеческого счастья, т.е. по ощущению счастья, обеспечению счастливой жизни, что нельзя измерить только деньгами. Иначе говоря, конечной целью усилий правительства должно стать обеспечение комфортной и счастливой жизни людей, что достигается не только одними экономическими категориями.
Для большинства нормальных людей, не обуреваемых жаждой обогащения, главными жизненными приоритетами являются прежде всего здоровье, крепкая семья, стабильность, уверенность в будущем, правопорядок – и только затем материальный достаток (3-5-е места в списке приоритетов). Поэтому власть должна быть озабочена не только повышением материального уровня, поскольку богатство не может быть адекватной оценкой благополучия, но и формированием справедливого и разумного общественного устройства как главной предпосылки счастливой жизни людей.
И здесь главный вектор движения – от свободной и независимой личности с чувством справедливости и правды к свободному и справедливому обществу, где господствуют добродетель, равенство, доверие, взаимоуважение, где люди живут в согласии с законом, со своей совестью и моралью.
Иной путь заведет нас в тупик общества потребления и морально-нравственного вырождения, в замкнутый порочный круг удовлетворения низменных потребностей и потери человеческого облика. Как, например, это произошло в Зимбабве.
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты