ПЯТНИЦА, 19 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА
957 30-09-2016, 00:13

Размышления в преддверии Дня учителя

В последние несколько недель наше общество потрясли несколько резонансных преступлений – жестокие убийства и случаи педофилии. Мерзость и подлость совершенных ублюдками (по-другому охарактеризовать этих нелюдей трудно) деяний просто зашкаливает. Социальные сети задаются закономерными вопросами о моральном облике и нарастающей нравственной деградации нашего общества. Этими вопросами озаботились даже в мажилисе, где депутат от партии «Нур Отан» и известный борец за нравственность Бекболат Тлеухан обратился со специальным запросом к министру внутренних дел Калмуханбету Касымову.

Это, наверное, хорошо, что народный избранник не остался равнодушным, когда творятся такие безобразия. Но гораздо важнее понять, как такое становится возможным вообще…

После вакханалии 90-х годов прошлого века, когда были преданы забвению все прежние нравственные ориентиры, когда человеческая жизнь не стоила и ломаного гроша, а на первый план вышел культ Золотого Тельца, на какое-то время показалось, что мы все же смогли удержать некоторую нравственную планку, чтобы не впасть в окончательное скотство. Во всяком случае, в так называемые «тучные» годы мутная пена, поднявшаяся в период «шоковой терапии», несколько сошла, и нет-нет, но начали проявляться хоть какие-то признаки реанимации морали. И теперь вот опять...

Понятно, что здесь кроется большой комплекс причинно-следственных связей как социально-экономического свойства, так и общественно-политического характера. Но сегодня мы бы хотели остановиться на одной, как нам кажется, ключевой причине происходящих вокруг нас ужасов. На наш взгляд, корни их следует искать в школе. А еще точнее, в падении статуса и роли учителя в жизни общества вообще и в школе в частности. Мы неоднократно писали об этом, но просто вынуждены еще раз вернуться к этой наиважнейшей проблеме.

Как-то незаметно, исподволь отечественная школа практически утеряла базовую опору – воспитательную функцию. Началось это с того момента, когда был запущен не совсем понятный процесс трансформации старой доброй школы в казенное учреждение по предоставлению образовательных услуг. А учитель стал превращаться в типового менеджера по этим самым услугам.

По мере углубления пресловутых реформ в системе казахстанского среднего образования становится все более очевидным, что школа наша идет куда-то не туда. Сегодня она стала какой-то обезличенной и бездушной. Именно так – бездушной. Потому что из нее ушло очень важное, что делало из несмышленыша, коим ребенок приходит в школу, человека, обладающего не просто системными знаниями, но еще и твердыми морально-нравственными ориентирами. Именно эти ориентиры и служили точками опоры, а при необходимости табуировали поведение личности. Когда человек осознает, что дальше каких-то пределов в вопросах морального свойства идти нельзя. И не только потому, что это может привести к конфликту с законом, но и потому, что это безнравственно и аморально.

Кто-то скажет: эк вы хватили! Да кому это важно и нужно? Ответ прост: нам и только нам. Всем и каждому. И чем быстрее мы это осознаем, тем лучше будет для нас.

Сегодня уже более чем очевидно, что без восстановления роли и статуса учителя в обществе мы не сможем остановить набирающий обороты процесс нравственной деградации общества. Восстановление качества человеческого материала необходимо начинать именно со школы. И первая скрипка в этом должна принадлежать учителю.

Говоря образно, «человеческая инженерия» сегодня без школьного учителя превращается в конвейер по тупой накачке знаниями. Но опыт истории человечества не раз показывал, что знания без морали – это профанация. В этом смысле мы отстаем от передовых обществ не только в технологическом плане, но и в культурном.

Неуважение к закону начинается с неуважения к личности. Сегодня мораль нашего общества снизу доверху пропитана миазмами правового и культурологического нигилизма. Отсюда и следствие: представители элиты упиваются своей безнаказанностью, а в низах – абсолютнейшая пауперизация и маргинализация массового сознания. В основе и первого, и второго явлений – культурная деградация, которая не возникла из ничего. И причина этого тоже лежит в плоскости нивелирования статуса учителя и утере им роли «аккумулятора», накап­ливающего в себе и передающего социальный опыт. И не только его, но еще и многообразные общественные ценности: общечеловеческие, культурные, интеллектуальные, духовные. А в сегодняшней отечественной школе из учителя сделали банального пропагандиста достижений (нередко мнимых) нашей государственности, переживающей этап становления.

Наши учителя фактически лишились права оценивать культуру общества, опыт общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей, достигнутый к сегодняшнему дню. А в оценочных критериях, которыми они могут пользоваться, должны преобладать только позитивные акценты. Увы, таковы сегодня правила игры. Но ведь окружающая действительность не всегда может оцениваться только в таком ракурсе. Поскольку жизнь намного многообразнее, да и сложнее пропагандистских штампов. Поэтому иногда учитель в глазах его же учеников выглядит, мягко говоря, не совсем корректно, что еще больше нивелирует его роль как педагога.

У этого обстоятельства есть еще один принципиальный аспект: нарушается, пожалуй, главная социальная функция педагога – формирование духовного мира подрастающего поколения в соответствии с базовыми принципами и ценностями современного цивилизованного общества. Потому что именно учитель формирует у детей знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Формируя у учеников представления об общечеловеческих ценностях, учитель прививает им навыки регулирования своего поведения в соответствии с этими ценностями, учит жить по принципам доброты и милосердия, уважения и гуманности по отношению к другим людям.

Поэтому мы считаем, что на сегодняшний день просто назрела необходимость в Законе об учителе, который не просто бы восстановил его роль в современном казахстанском обществе, но и четко и ясно регламентировал правовой статус учителя. Только при таком подходе, на наш взгляд, мы сможем рассчитывать на то, что гуманистический уровень общественной жизни нашей страны изменится в лучшую сторону.

Автор: Мади Алимов

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение