Буквально на днях вышла в свет книга президента Академии педагогических наук Казахстана, профессора Аскарбека Кусаинова «Кризис в системе среднего образования: пути выхода». Уже название говорит само за себя. И особенно радует то обстоятельство, что это результат труда человека, не один год отдавшего делу просвещения. Соответственно, каждое утверждение, каждый аргумент выстраданы и проверены собственным профессиональным опытом.
Школа – фундамент всей образовательной пирамиды. Эту, казалось бы, банальную истину далеко не всегда понимают те, кто принимает ключевые для судеб страны решения. И было бы весьма неплохо, если бы аргументы таких профессионалов, как А. Кусаинов, были услышаны, а главное – востребованы.
Наша газета не является специализированным изданием, и потому мы не ставим своей целью всесторонне и глубоко проанализировать работу автора, а просто затронем отдельные аспекты школьного образования, которые подверг анализу А. Кусаинов.
В частности, он приводит данные большого исследования на тему «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школе?», проведенного в 25 странах мира. В качестве одного из важнейших приоритетов был указан следующий: «Надо, чтобы учителями становились подходящие для этого люди». Поэтому трудно не согласиться с автором, когда он пишет:
«Профессия учителя несет большую ответственность, является очень сложной, требующей особых человеческих качеств, глубоких знаний, понимания психологии ребенка, умения обращаться с людьми, душевной чистоты и честности. Поэтому не каждый человек может стать хорошим учителем». Опять же простая истина, но именно она сыграла ключевую роль в судьбах наций и государств. Как тут не вспомнить сентенцию, приписываемую Бисмарку: «Отношение государства к учителю – это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости. Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники».
Не суть важно, сказал это Бисмарк или кто-то другой. Важнее другое: эти слова являются квинтэссенцией подлинной философии государственности. Другой вопрос, что такие подходы ныне не в чести у власть имущих. Отсюда и многие беды сегодняшней отечественной школы. Она страдает в первую очередь от отсутствия серьезного государственного подхода к решению ее проблем.
Театр начинается с вешалки. А с чего начинается школа? Что важнее всего в ней для маленького человека, впервые переступающего ее порог? Учитель. А еще точнее, первый учитель. Именно поэтому в развитых странах уделяется особое внимание тому, чтобы уровень профессиональной компетентности учителей начальных классов был высоким. Простая статистика: из принятых на педагогические специальности абитуриентов 5% в Южной Корее, 10% в Финляндии и 30% в Сингапуре являются лучшими выпускниками школ. Лучшими. Бьемся об заклад, что у нас эта цифра не составит и десятой части процента. Потому что у нас в чести совсем другие профессии.
Кроме того, в этих странах первостепенное внимание уделяется человеческим качествам педагогов. Поскольку там прекрасно осознают, что учитель должен обладать такими достоинствами, которые бы привлекали детей, вызывали у них стремление хоть в чем-то быть похожими на него. Симпатия, которую ребенок питает к своему учителю, способствует получению им хороших знаний.
Для нас же такие подходы, по меньшей мере, в диковинку. В Казахстане процесс подготовки школьных учителей давно утерял самое главное – здравый смысл. Наши педагогические вузы с некоторых пор превратились в своеобразные «отстойники», куда попадают по принципу «на тебе, боже, что нам негоже».
Вот и сдают документы в педагогические вузы в лучшем случае те, кто окончил школы со средними показателями. А это оборачивается вполне логичным финалом: студенты, посредственно учившиеся в школе, не могут полностью освоить вузовские программы. Вот и ответ на вопрос, откуда берутся слабые учителя. Как говорится, круг замкнулся. А как хотелось бы согласиться с мыслью автора, что ключ от индустриально-инновационного будущего страны находится в руках учителей начальных классов. Но, судя по всему, будущее это весьма туманно…
В передовых странах на основе исследований пришли к пониманию того, что качество знаний у учащихся не может быть лучше качества знаний учителя, и единственный путь его повышения – улучшение уровня преподавания. Там полагают: учителя необходимо готовить к проведению урока так, как готовят хирурга к проведению операции. А еще там пришли к удивительному выводу: одно неправильное кадровое решение может привести к 40 (!) годам плохого преподавания. Если спроецировать этот вывод на нашу грустную действительность в плане подготовки педагогических кадров, то остается только схватиться за голову. Увы…
Аскарбек Кусаинов, как человек, много лет занимающийся системным изучением проблем образования, не только критикует, но и предлагает варианты выхода из той ситуации, в которой оказалась казахстанская школа. И очень хотелось бы надеяться, что мнение профессионала такого уровня не окажется гласом вопиющего в пустыне и воз школьных проблем наконец-то сдвинется с места.