СУББОТА, 2 АПРЕЛЯ 2016 ГОДА

От идеи к ее реализации: сможет министр Ерлан Сагадиев преодолеть эту дистанцию?

Автор: Мади Алимов 690 11-03-2016, 00:10


Новый министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев сделал свое первое после вступления в должность официальное заявление, которое, в принципе, может расцениваться как программное. Базовым посылом стала проблема изучения казахского языка и перехода казахстанских школ к программе трехъязычного образования.

Такая установка ложится в контекст государственной программы развития отечественного образования и науки на 2016-2019 годы, которая была принята буквально на днях. В ней обозначен вектор стратегии, а тактика будет прорабатываться в самое ближайшее время.

Упреждая все вопросы, которые могут возникнуть в этой связи, министр подчеркнул, что программа не несет в себе цель какого-либо негативного пересмотра подходов к преподаванию государственного языка. Наоборот, ставится цель качественного овладения казахским языком всем населением.

"Главная цель программы - создать платформу, которая будет основой и началом реализации идеи президента РК "Мангілік ел". "Мангілік ел" - это единый народ, создание вечного казахстанского общества, которое может свободно узнавать, осваивать и использовать новости мировой цивилизации, науки и техники, как этого требует современность. В первую очередь, что касается образования. Необходимо обеспечить равный доступ всех членов общества к качественному образованию. Сейчас в нашей системе образования к такому равенству мы только идем", - подчеркнул Сагадиев.

Тем самым министр косвенно подтвердил наличие некоторого неравенства в плане доступности высшего образования.

Например, по его словам, выпускники казах­ских школ, особенно из сельской местности, имеют в этом смысле ограниченные возможности. Потому что у них меньше шансов поступить в престижные отечественные университеты вроде "Назарбаев университета", КИМЭП, КБТУ, IT-университета, поскольку базовым языком преподавания в них является английский.

Другая сторона проблемы заключается в том, что выпускники русскоязычных школ, в том числе и из числа казахов, не на должном уровне владеют государственным языком. По словам министра, именно эти моменты являются ключевыми причинами, которые и не позволяют создать равные для всех возможности в плане получения качественного высшего образования.

"Наша цель - избавиться от такого противоречия и дать качественное, современное образование молодежи, в том числе той, которая живет в сельской местности. Если говорить точнее, мы должны двигаться к одному типу школ, которые на высоком уровне обеспечат преподавание на трех языках. Все дети должны уметь свободно общаться на трех языках, понимать друг друга и иметь доступ к передовым мировым знаниям. Это задача не одного года, но работу над этим нужно начинать уже сегодня", - сказал Сагадиев в своем заявлении.

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что министр не ограничился простой декларацией намерений, а изложил начальную программу. В частности, рассматривается возможность увеличения количества часов и, что очень важно, повышения качества преподавания казахского языка в русских школах.

Кроме того, уже с нынешнего года планируется начать внедрение преподавания на трех языках ряда предметов, особенно естественнонаучных (таких как химия, физика, биология, информатика), по обновленным методикам, разработанным в соответствии с лучшими мировыми практиками. Данное новшество уже прошло апробацию в "Назарбаев интеллектуальных школах". А в летние месяцы 73 тысячи учителей первых классов казахстанских школ будут готовиться к преподаванию по новой методике.

С этой же целью 2,5 тысячи школ в течение ближайшего времени будут подключены к широкополосному Интернету. Также к этой работе будут привлечены 80 специалистов из "Назарбаев интеллектуальных школ", которые в онлайн-режиме будут обучать преподавателей новым методикам. Все эти планы получили одобрение и были утверждены на самом высоком политическом уровне, и под них выделяется соответствующее финансирование.

Таким образом, в Казахстане начинается процесс формирования масштабной системы подготовки кадров, которая позволит с помощью информационных технологий быстро и повсеместно внед­рить новые методики обучения. И только после этого начнется внедрение обучения естественнонаучным предметам на английском языке. Соответствующую программу планируется запустить с 2018 года. "Когда эти дети будут готовы, вопросы на английском языке появятся и в ЕНТ", - сообщил Сагадиев.

Ход истории подтверждает, что пальму первенства в системе распространения знаний прочно за­хватил английский язык, и с этим уже не поспоришь. Даже такие передовые страны, как Франция, вынуждены признать этот факт и на законодательном уровне ввести его изучение в каждой школе. Следовательно, нам не стоит изобретать велосипед, а лучше начать обучать казахстанских детей, особенно сельских, наряду с родным языком и английскому. Это откроет перед ними новые возможности в плане получения знаний, а также двери в лучшие университеты - как отечественные, так и мировые.

Министр Сагадиев дал глубокую и достаточно обоснованную экспертную оценку состоянию дел с обучением казахскому языку. По его словам, методика страдает. В некоторых странах, например, в Англии, Финляндии, есть методики, позволяющие даже иностранцам освоить язык за четыре-пять месяцев. А у нас их нет, поэтому мы и не можем добиться желаемого результата в изучении казахского языка.

На создание методики обучения казахскому языку будут выделены необходимые средства как на один из важнейших разделов науки. Это очень важный вопрос, который позволит отойти от оценки обучения казахскому языку только по выделенным часам. Также планируется отправлять самых опытных преподавателей казахского языка за границу, чтобы они могли ознакомиться с методикой преподавания языков в других странах.

Благодаря этим мерам планируется предоставить эффективный метод обучения языку не только казахского населения, но и представителей других наций.

"Также один из значительных вопросов - опыт других стран. Мы далеко не единственная страна, которая сталкивается с такими проблемами и работает над сохранением родного языка. Мы не видим глубоких научных разработок с анализом положительного и отрицательного опыта других стран, поэтому мы планируем собрать группу ученых, неравнодушных к казахскому языку, выделить деньги и ускоренно такую аналитику разработать", - подчеркнул в своем обращении Сагадиев.

Ну что ж, новый министр четко и ясно обозначил магистральный путь развития отечественного образования, который оно должно пройти в ближайшие годы под его руководством. Надо отдать должное, представленная программа выглядит солидно и перспективно. Однако с учетом предшествующего опыта (а каждый новый министр образования всегда предлагал какие-то новаторские программы и рисовал самые радужные картины будущего) возникают не то чтобы сомнения, а кое-какие вопросы. Их мы бы и хотели задать, так сказать, от лица заинтересованной общественности.

Начнем с того, что любая программа, в какой бы сфере жизнедеятельности она ни предлагалась, требует прежде всего соответствующего кадрового обеспечения. Не секрет, что большинство проблем нашего образования упирается именно в этот пункт. Не первый год ведутся разговоры о том, что наши вузы, готовящие педагогические кадры, давно отстали от требований времени. И дело даже не в устаревших методиках или в слабой материально-технической базе, а в так называемом человеческом факторе.

Причина этого - падение престижа учительской профессии. Как ни крути, а именно на плечах школьного учителя покоится вся образовательная пирамида. И кто же ее сегодня поддерживает? Главным образом остатки учительского корпуса советской эпохи. Кто не верит, пусть зайдет в любую школу, хоть в городе, хоть в сельской местности. Нередки случаи, когда директора школ в отчаянии вынуждены обращаться к учителям-предметникам, уже вышедшим на пенсию, с просьбой помочь заткнуть кадровые дыры. Потому что молодых учителей либо нет, либо они не в состоянии преподавать предмет на качественном уровне. Вследствие этого в наших школах давно произошел поколенческий разлом, когда фактически некому встать на место старой генерации учителей.

Почему такое стало возможным? Причина проста: педагогические вузы заполняются по остаточному принципу. Это означает, что в них вынужденно идут те, кто потерпел неудачу при поступлении на более престижные специальности и факультеты. Не хотелось бы ударяться в банальные рассуждения, но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что педагог - это не просто профессия, а нечто большее. И если в человеке нет хотя бы искринки педагогического таланта, то в школе ему делать нечего.

Поэтому пока хотя бы частично не будет реанимирован престиж учительской профессии, никаких подвижек не произойдет. И никакие подключения к широкополосному Интернету эту проблему не решат. Как, впрочем, и 80 специалистов из "Назарбаев интеллектуальных школ". Говоря это, мы никого не хотим обидеть.

Вчера Интернет принес довольно любопытную новость. Высокопоставленный чиновник Минобра утвердил основные нормы педагогической этики. Согласно им, учителя не должны задевать честь и достоинство учащихся и их родителей. Поневоле подумалось: господи, а наступят ли времена, когда такого же уважения законодательно потребуют и в отношении школьного учителя?! Потому что в сегодняшней школе самое бесправное существо - это сам учитель. Которым помыкают все, начиная с учеников и их родителей и заканчивая любым проверяющим. Уж простите за небольшое эмоциональное отступление.

Хотя в этой же связи хотелось бы напомнить известное изречение "Прусский учитель победил Францию", ошибочно приписываемое "железному канцлеру" Германии Отто Бисмарку. Да бог с ним, кто это сказал, но зато как точно сформулировано! Потому что эта фраза как нельзя лучше подчеркивает тот непреложный факт, что именно школьному учителю принадлежит ключевая роль в формировании нации, ее интеллектуального потенциала, высокой морали, стойкого духа и прочих важных аспектов того, что и называется здоровьем нации.

Программа нового министра носит глубокий и комплексный характер. И если говорить военным языком, то это хороший план наступления. Но ведь в наступление должны пойти солдаты, если можно будет так выразиться, образовательного фронта. А если они, говоря образно, не экипированы, не обучены, не накорм­лены (пардон за намек), а самое главное, не вдохновлены, чем может закончиться такой неподготовленный штурм зияющих вершин казахстанского образования?

Вызывают вопросы и рассуждения Сагадиева о перспективах разработки методики преподавания казахского языка. Не в смысле того, что рассуждения эти голословны или непродуманны. Как раз таки наоборот: на наш взгляд, в них есть немало рациональных зерен. Другой вопрос, сможет ли господин министр преодолеть косность отечественных специалистов по языкознанию? Мы не один год освещаем эту проблематику и четко уяснили для себя одну принципиальную и, к сожалению, неприятную вещь: многое упирается в консерватизм казахских ученых-языковедов. Они как зеницу ока берегут свое монопольное право на истину в вопросах развития казахского языка, напрочь отвергая любые попытки поставить под сомнение их точку зрения. Увы, что есть, то есть.

Поэтому почти ни капли не сомневаемся, что именно в этом направлении министр встретит наиболее ожесточенное сопротивление при реализации своих прекрасных и далеко идущих планов. И почти дословно можем предсказать, что ему будут в первую очередь ставить в упрек ревнители чистоты и приоритета интересов казахского языка.

Одним словом, хотим пожелать министру Сагадиеву, чтобы он не забывал библейскую мудрость о том, что благими намерениями вымощена дорога в ад…

Комментарии:
Астана: 3 °C
Алматы: 9 °C
    
$ 342.49
390.54