Религия – мощная сила, способная изменить не только человека, но и целые народы. Поэтому ее часто используют в качестве идеологического инструмента для политической борьбы и манипулирования массами. Но одно дело – четко выработанная национальная стратегия, и совершенно другое – когда усиление религиозности населения происходит спонтанно, как сейчас в Казахстане. Чего в этом случае от нее ждать – вреда или пользы? Как она может повлиять на общественную жизнь в стране, в частности на систему морально-этических ценностей, образование, культуру, поведение в быту?
Серик Бейсембаев,
социолог общественного фонда ЦСПИ "Стратегия":
«Наше общество в дальнейшем будет становиться все более религиозным»
– Если говорить об исламе, то его влияние на общественную жизнь казахстанцев становится все более очевидным. На это указывает хотя бы тот простой факт, что у нас стало модно давать детям чисто мусульманские имена... Например, Нурислам, Каусар, Медина уже несколько лет входят в «топ» самых популярных имен в Казахстане. Сюда же можно добавить то, что все больше людей стали посещать мечети, держать пост (ораза), пытаться следовать религиозным канонам и т.д.
С другой стороны, людей, глубоко верующих, то есть читающих намаз пять раз в день и придерживающихся всех требований религии, у нас немного – около 10 процентов. Поэтому говорить о том, что ислам сильно меняет наше общество, об исламизации всех слоев населения пока не приходится. Даже если сравнить с соседними странами, к примеру, той же Киргизией, то видно, что роль религии в общественной жизни казахстанцев не столь существенна.
Ну а если брать отдельные социальные слои, то исламизации в большей степени подвержена молодежь в возрасте от 20 до 30 лет. Хотя здесь уместнее говорить об реисламизации, то есть о том, что благодаря доступности новых религиозных знаний многие открывают для себя ислам заново.
В ходе одного из наших исследований мы спрашивали молодых казахстанцев (от 15 до 29 лет) о роли религии в их жизни. Вопрос звучал так: «Насколько значимым для вас является служение Аллаху/Господу богу?». Около 40 процентов молодых казахстанцев ответили, что для них это очень важно, а 25 процентов заявили, что это для них «скорее неважно» или «неважно». Получается, что с точки зрения подрастающего поколения религия – это одна из важнейших жизненных ценностей. Следовательно, можно прогнозировать, что наше общество в дальнейшем будет становиться все более религиозным.
Я не могу сказать, что религия каким-то образом повлияла на систему образования. Дело в том, что определяющую роль в этой сфере играет государство – именно оно диктует ее форму и содержание. Поэтому ислам пока никак на нее не влияет. Хотя решение ввести в казахстанских школах предмет «основы религиоведения» можно расценить как стремление органов власти к тому, чтобы соответствовать ожиданиям и запросам общества в плане получения религиозных знаний. Тем не менее существуют «красные флажки», перейти за которые не позволяют принципы светскости государства.
Еще тяжелее оценить влияние религии на морально-этические ценности нашего общества. Да, люди стали чаще ходить в мечети, больше говорить об исламе, заповедях и т.д. Но можно ли это расценивать как исламизацию морально-этических принципов? Становится ли религия основным инструментом в создании системы ценностей? Вряд ли. Хотя даже президент часто подчеркивает, что ислам – наша традиционная религия, что наши предки были мусульманами, что он и сам совершил хадж. И ведь многие мусульмане используют слова Нурсултана Назарбаева, его образ верующего, чтобы легитимизировать себя в обществе.
– И все же, как вы считаете, ислам несет с собой больше позитивное влияние или негативное?
– Насчет позитивности или негативности влияния религии на общественную жизнь трудно дать однозначный ответ. Все зависит от того, какую систему координат использовать для оценки. Если подходить с консервативной точки зрения, то, скорее, можно говорить о позитивном влиянии, так как современный ислам – это один из сильнейших факторов усиления патриархального уклада жизни, возврата к «традиционным» ценностям. Если же исходить из модернистских установок, то, конечно, исламизация, особенно в ее нынешнем проявлении, ведет страну в неверном направлении.
– Есть мнение, что религия способствует росту духовности человека, а значит, и формированию определенных нравственно-этических ценностей. Но как вы объясните тот факт, что при возрастающей религиозности казахстанцев отнюдь не стало меньше коррупции, стяжательства, преступности, агрессии?
– Это достаточно спорный вопрос. Я не согласен с тем, что с ростом религиозности у нас стало меньше духовности. Просто благодаря новым технологиям в медийной сфере подобная информация стала более доступной. Те же коррупционные скандалы, факты нарушения прав женщин, детей, несправедливые судебные решения – все это было и раньше, просто мало кто об этом знал.
А вообще, конечно, религия – мощный мотиватор. Она способна упорядочивать, регулировать социальную жизнь. Соответствующей статистикой, я, к сожалению, не владею, но тенденция такова, что благодаря религии граждане стали меньше употреблять алкоголь, наркотики. Кстати, мы проводили исследования в небольших городах страны, и выяснилось, что молодежь там гораздо меньше пьет и реже преступает закон. Это все-таки говорит о том, что влияние религии в нашем обществе становится достаточно весомым.
Серик Бельгибай,
независимый политолог:
«Шум вокруг распространения ислама нагнетается искусственно»
– В советское время религия обитала в чисто бытовом пространстве в виде нескольких ритуалов (похороны, празднование айта), да и то не везде. Такая форма верования была связана, по большей части, с этнической идентичностью казахов. Но после обретения независимости началось быстрое расширение сферы религии. Это естественный процесс.
Вместе с тем нельзя сказать, что распространение религии приняло действительно массовый характер. На самом деле практикующих верующих (тех, кто читает пятикратный намаз, регулярно посещает мечеть) у нас немного для страны, в которой большинство населения относит себя к мусульманам. И их влияние на жизнь общества тоже невелико.
Считаю, что шум вокруг распространения ислама в значительной мере нагнетается искусственно. Он связан с негативным образом ислама, который тиражируется средствами массовой информации. Причина в том, что Казахстан находится в российском информационном и культурном пространстве и соответственно наше общество пребывает под постоянным давлением норм и представлений о жизни, проблем (реальных или надуманных), которые характерны для России. Рост числа мусульман, фиксируемый визуально, в таком обществе скорее связан с тем, что они сильно бросаются в глаза (платки, бороды). Но Казахстан – не Россия. Здесь порядка 70% населения причисляют себя к мусульманам, и какая-то их часть неизбежно будет следовать канонам веры. Сопротивление этому процессу означает, по сути, давление на верующих, что мы и видим в последние годы – и прежде всего в отношении к так называемому нетрадиционному исламу.
Что касается влияния ислама на общественную и культурную жизнь страны, то, на мой взгляд, оно является позитивным. Ислам регламентирует общественную жизнь, поощряет взаимопомощь и социальную активность. Не в последнюю очередь под его влиянием сокращается потребление алкоголя и табака казахской молодежью.
Часто можно услышать, что ислам размывает казахские традиционные обычаи, подменяет их. Но, как известно, они были сильно разрушены еще в советский период и продолжают разрушаться сейчас. То есть ислам на самом деле не подменяет, а заполняет пустоту. Если не будет ислама, то эта пустота заполнится чем-то другим.