10517 3-07-2015, 00:30

Парадокс: чем больше в обществе религиозности, тем меньше духовности

Принято считать, что религия способствует росту духовности человека, а значит, и формированию определенных нравственно-этических ценностей. Но многие замечают, что при атеистической Советской власти было намного меньше коррупции, стяжательства, было больше самопожертвования, толерантности, уважения к старшим и окружающим, нежели сегодня, когда уровень религиозности казахстанцев значительно вырос. Причем чем дальше, тем отчетливее видна разница. Объяснить эту тенденцию и поразмышлять над тем, куда же она нас заведет, мы попросили наших постоянных экспертов.

 

Канат Нуров,

президент научно-образовательного фонда "Аспандау":

"Светское государство - самое важное завоевание человечества"

- Согласен, что при атеистической Совет­ской власти было намного больше самопожертвования, уважения к старшим и иных проявлений следования общепризнанным нравственным ценностям, чем сегодня, когда уровень религиозности казахстанцев значительно вырос. Это вполне объяснимо. Атеизм - тоже определенная вера, только в материю. Мир един в своей материальности, а не в боге - в этом состоит духовный тезис материализма. Возможно, он и ошибочен, так как мир разделен в своей материальности, но очень многие религии основаны на не менее ошибочных постулатах. Так что отнимать у атеистов право на духовность никто не имеет права. Их духовная, моральная мотивация намного сложнее, интереснее. В конце концов, атеисты делают все бескорыстно и правильно не потому, что хотят в рай попасть, и не потому, что их может бог наказать. Соответственно, они более моральны в этом плане, более духовны, чем религиозные люди.

Верующие боятся бога неосознанно, как животные, или страстно желают в рай, к вполне плотским утехам. Обычно это и становится главным мотивом к тому, чтобы в земной жизни делать правильные дела - это в лучшем случае. В худшем же случае они делают правильные дела неправильно или вообще творят беспредел. Это связано с присущим им мнимым чувством духовного превосходства над представителями других религий или людьми нерелигиозными. Такое чувство внушается им специально, с целью их зомбирования. История человечества знает немало подобных примеров. Кстати, ради справедливости следует сказать, что атеизм как вера в отсутствие бога тоже не избежал этого. К примеру, в советское время мы все искренне верили в то, что ликвидация частной собственности - это святое дело, а не нарушение прав человека. Любая религия, сращиваясь с государством, приводит к мракобесию.

Так что секуляризм, направленный на ослабление роли религии в жизни общества, на отделение ее от государства, очень важен в плане духовного развития социума, морально-психологического совершенствования человека. Светское государство - это самое ценное завоевание идеологии и нравственности человечества, которое мы ни в коем случае не должны потерять.

Тем не менее духовные потребности нельзя игнорировать. Духовное пространство не терпит пустоты, и если не предложить конструктивную светскую идеологию, то оно будет заполняться религиозными и псевдорелигиозными учениями, поскольку люди нуждаются в тех или иных морально-нравственных ориентирах. Поэтому отсутствие у нас сегодня светской идеологии и, соответственно, светского понимания того, что морально, а что аморально, - это серьезный минус.

- Чем конкретно в этом плане опасна для нас исламизация?

- Тут я бы выделил три аспекта. Первый - это тео­кратизация. Говоря об исламизации, мы должны иметь в виду, что ислам обязательно будет требовать своего участия в управлении государством. Это заложено в тезисах ислама, а иначе зачем ему шариат как правовая система?

Второй аспект. Исламизация может привести к тому, что мы потеряем этническую самобытность: все сферы жизни, включая бытовую, в этом случае будут регулироваться нормами шариата и ислама. Между тем у казахов очень интересное и самобытное историко-культурное наследие. Взять, например, очень важный этнообразующий миф о союзе "Алаш". Единство казахстанской нации проистекает от того, что все степняки считают себя казахами, каких бы разных национальностей (ель), племен (ру) и родов (тайпа) они ни были. Это очень важная национальная идея, которую необходимо сохранить. Тогда как арабская по происхождению религия предполагает явно другие стереотипы поведения и восприятия, традиции и обычаи, имеющие мало общего с тем, что культивировалась в Великой степи. Понятно, что мы давно уже не степняки, но важно сохранить и, насколько это возможно в современном мире, возродить то, что заложено в наших корнях.

Третий аспект. Любая религия, и ислам в том числе, ведет не к интеграции, а к разделению общества. Не надо думать, что ислам всех нас объединит: внутри него имеется огромное количество течений, подтечений и сект. В нем очень мощная духовная основа - он отрицает даже регио­нальную и национальную обособленность, асабию (ксенофобию). Но в то же время не может избежать религиозной асабии. Более того, вследствие своей претензии на нравственную всеобщность ислам внушает тезис о духовной, моральной исключительности мусульман.

Словом, необходимо формировать светскую идеологию и светскую систему этических ценностей. В противном случае мы продолжим разбредаться по религиозным закуткам. Но "закручивать гайки" нельзя. Это только усилит привлекательность ислама, иных религиозных и псевдорелигиозных ценностей. Единственный выход - это светское просвещение и светское образование, основанные на научном познании мира. Помимо всего прочего, они будут уравновешивать в обществе самые разные религии и верования.

Сегодня мы уже можем говорить о существовании в мире объективной системы ценностей как основы светской морали и идеологии, где определяющим является всеединство. Это философское понятие, обозначающее органическое единство бытия, всеобщую связь всего и вся. Отсюда и должны проистекать все ценности, начиная с веры, надежды, любви и заканчивая объективными законами, которые тоже являются ценностями. Надо выявлять все эти моменты, строить из них логическую и диалектическую цепочку, чтобы все эти ценности не отрицали одна другую, а только взаимодополняли. На такой основе мы сможем возродить светскую нравственность и идеологию, избежать раскола в обществе по линии религиозной принадлежности.

Но только этого недостаточно. Нужно еще использовать традиционную казахскую модель ислама, в которой зашифрована наша многовековая тенгрианская вера в Вечное небо (Кудай, Тэнир-Ай) и Дух предков (Ата-Баба, Аруах). Она на самом деле вполне "свет­ская" и либеральная, это идет еще от суфия Кожа-Ахмета Яссауи, захороненного в Туркестане, - именно туда тюркские казаки всегда совершали паломничество, а не в Мекку. Сегодня нужно мыслить в направлении именно казахской ментальности, даже в религии. Это оптимальный вариант безопасного развития ислама, в отличие от теократической исламизации. Казахов с их либеральной моделью ислама все равно нигде не примут как мусульман, даже в суннитских странах, так что незачем рядиться в их одежды. Напротив, ислам нужно адаптировать к традициям нашего народа, а все остальное в плане выбора направления духовного развития довершат светская идеология и светская система нравственных ценностей.

 

Мурат Смагулов,

научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК:

"Религия со временем восстановит былую мораль и возвышенность духа"

- Честно говоря, сам не раз замечал подобную тенденцию и задавался вопросами о причинно-следственном характере. Сразу хотел бы выделить две социальные группы, в которых данная особенность весьма ярко выражена и заметна даже невооруженным глазом, - это молодежь и люди среднего возраста.

Да, я поддерживаю тезис, что религия способствует росту духовности личности. Это мнение большинства религиоведов, теологов и экспертного сообщества. Но есть определенная группа людей с противоположной точкой зрения - они безапелляционно разделяют понятия "религиозность" и "духовность", утверждая, что обе эти метафизические составляющие личности никоим образом не могут влиять друг на друга и тем более на формирование нравственно-этических ценностей.

В современных реалиях приходится признать, что среди наших соотечественников встречаются те, кто позиционирует себя в качестве религиозного человека, но при этом аморальность его поведения, действий и слов заставляет усомниться в благих целях исповедуемой им религии. И дело тут не столько в том, что постсекулярная религия, если ее можно так назвать, "сдала" свои позиции и перестала влиять на сознание человека, сколько в непонимании ее глубинных смыслов и призывов самим исповедующим. Я бы сказал, что это состояние частичного влияния религии на нравственные качества человека заметно по большей части среди людей среднего возраста, нежели среди молодежи, которая не успела заразиться вирусом безбожия, привитого при Советской власти.

Иными словами, приверженец традиционной конфессии, мировой религии, частично поменявший нравственно-этические ценности прошлого на ценности религиозные, еще не до конца осознал и впитал их в себя, не привык жить в четко прописанных моральных рамках религии, чтобы приблизиться к благому и отдалиться от скверны. И тот социальный пласт общества с признаками коррупции, стяжательства, почти атрофированным чувством самопожертвования, низким уровнем уважения к старшим, о котором вы говорите, с метафизической, духовной точки зрения и есть плоды атеистической Советской власти.

Что же касается так называемого молодого поколения "миллениум", то, на мой взгляд, низкий уровень духовности является в большей степени результатом потери жизненных целей и ориентиров, инертности, отсутствия пассионарности, влияния того, что принято называть обществом потребления. Это то, что предлагает молодым людям "цивилизованное общество", технологически развитое и оторванное от религиозных корней, ставящее разум и холодный расчет выше человеческого духа. В совокупности это и привело к частичной потере духовности, культуры, ценностей, изначально заложенных религиозными канонами. И теперь молодежь, оказавшись в духовном вакууме, стремится заполнить его через свое обращение к религии. Ведь на протяжении многих веков религия с ее канонами и нормами поддерживала родник нравственности и воспитанности. Однако стоило засорить, перекрыть этот источник, как наши современники столкнулись с бездуховностью, а отсюда и сегодняшнее разделение двух понятий - религиозности и духовности.

С большой долей уверенности можно сказать, что, как и любой другой чистый источник, религия со временем восстановит былую мораль, возвышенность духа, чистоту сознания и помыслов человека. И наше постсекулярное общество увидит эти плоды лишь спустя целое поколение, когда не останется тех, кто передает эстафету разврата и бесстыдства своим потомкам. Для этого нужны лишь терпение, выдержка и время.

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии

Author я
Редактировать / Удалить/ Цитировать
03-июл-2015, 14:17

Не надо лялякать. безстыдство и разврат быдл во все времена и будки пока жив человек с притворством. ...

Author astana
Редактировать / Удалить/ Цитировать
09-июл-2015, 01:46

сам ты жывотное, долбоеб

Author Нагима
Редактировать / Удалить/ Цитировать
13-июл-2015, 22:59

Духовность приходит когда человек становится Личностью, он шёл к этому через уроки жизни. Религиозный человек не может быть автоматически духовным. Примеров достаточно и опять это не связано ни с уровнем образования, ни с саном или другими способами утвердиться в вере (отшельничество ...). Духовный человек глубоко порядочен, он сразу видит ложь, не выпячивает свои заслуги, верит в добро, никогда не помыслит плохого, т. е. Соблюдает Божьи заповеди по природе своей души. Чего не сказать в отношении религиозных истово молящихся Всевышнему. Время покажет настоящее лицо каждого. Все делают ошибки, но опять таки духовный человек никогда никого не обвинит. Мы неосознанно стремимся к высшей духовности потому-что в ней спасение нашей души.