8242 5-06-2015, 01:00

Не ведет ли растущая религиозность казахстанцев к падению их интеллектуального уровня?

В Казахстане становится все больше верующих, и понятно, что этот тренд не может не отразиться на социальном поведении граждан. Вот только о том, каким будет это влияние - положительным или негативным, судить пока сложно. К примеру, часто можно услышать мнение, что чем выше в стране степень религиозности, тем ниже образовательный, интеллектуальный уровень ее населения, особенно молодежи. Причем те, кто придерживается такой позиции, ссылаются на результаты авторитетных исследований, проводившихся на Западе. А как на самом деле обстоит с этим в Казахстане? Послушаем наших собеседников.

 

Ахметжан Омаров,

председатель ассоциации благотворительных учреждений "Алшан Жибек жолы":

"О клерикализации общества говорить пока рано"

- Ахметжан Олжабайулы, каково, на ваш взгляд, влияние клерикализации общества на образовательный уровень казахстанцев?

- Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разделить его на две части: первая - клерикализация казахстанского общества, вторая - влияние религии на образование и культуру.

На самом деле "клерикализация казахстанского общества" - это слишком сильно сказано. Пока религиозная ситуация в стране на такой уровень еще не вышла. Да, мы наблюдаем рост религиозности граждан, но в процентном соотношении цифры все же малы. Например, в Астане, где, по официальным данным, проживают более 850 тысяч человек, вместимость всех столичных мечетей не превышает и 3% от численности местного населения. А если учитывать неофициальную статистику, то этот показатель и вовсе составит 2%.

Нельзя забывать и о том, что мечети, как правило, заполняются только во время пятничной молитвы и в дни Айта. То есть численность реально верующих меньше, чем может показаться. Просто людей всегда пугало то, что им неизвестно, от чего они отвыкли. Поэтому рост количества мечетей и верующих (хотя, как мы могли видеть в процентном соотношении, он не так и велик) вызывает у некоторых дискомфорт или необоснованную фобию.

В некоторых странах преподавание религиоведения в общеобразовательных школах и даже в университетах приравнивают к клерикализму. Я же считаю, что существование данного предмета необходимо, тем более сейчас, когда мы наблюдаем рост интереса молодежи к религии. Направлять - не значит диктовать. Передавать детям жизненный опыт - не значит навязывать им свои интересы. Воспитание и интеллектуальное развитие молодежи - наша с вами обязанность. Предостеречь ее от ошибок, показать, что не все религиозные течения несут благо обществу, - вот для чего нужны эти занятия.

Мы живем в эпоху, когда всем и все доступно. Чтобы уберечь молодое поколение от ошибок, мы должны прививать ему некий иммунитет от информационного хлама. Ведь деструктивные религиозные организации тоже используют информационные технологии для распространения своих идей. Пусть мы им сильно в этом не проигрываем, но все же отстаем в некоторых направлениях.

То есть наша главная задача - заботиться о религиозной грамотности молодежи. Все мероприятия, проводимые в наших школах и вузах, - это профилактическая работа, не имеющая никакого отношения к клерикализму.

Второе. Несомненно, религия оказывает сильное влияние на культуру и образование. Причем история знает как отрицательные примеры такого влияния, так и положительные. Я ни в коем случае не хочу задеть чувства приверженцев иных религий, но мы говорим об истории и фактах. Поэтому заранее хочу попросить прощения за возможно резкие высказывания.

Само слово "клерикализм" лежит у истоков формирования государств в Европе. Из истории мы знаем, что золотым веком христианской церкви является средневековье. Некоторые историки именуют эту эпоху "темными веками", поскольку в это время наука, культура и образование были, мягко говоря, в упадке. Всем известны трагические судьбы Коперника, Галилея, Бруно и многих других. После этих событий в европейском научном сообществе появилось мнение, что религия выступает против науки. В эпоху Возрождения, или Ренессанса, в научном сообществе преобладала небезосновательная точка зрения, что религию нужно отделить от государства, что религия тормозит развитие культуры и научный прогресс. С тех пор и считается, что чем более религиозно население, тем менее оно культурно и образованно.

Большая часть населения Казахстана - мусульмане. И когда мы говорим о росте религиозного интереса молодежи, то подразумеваем рост интереса к исламу. А, как известно, золотой век ислама приходится на средневековье. И если все научные умы Европы той поры и эпохи Возрождения не хотели иметь ничего общего с религией, то в мусульманском мире ситуация была прямо противоположной. Его ярчайшие умы достигли своих высот благодаря религии. В мусульманских странах никому и в голову не могло прийти, что религия тормозит науку. С каждым научным открытием они (страны) все больше привязывались к религии, или сама религия способствовала научным открытиям.

Совпадение начала эпохи Возрождения и столкновения Европы с мусульманским миром нельзя назвать случайным. Христианская церковь своими крестовыми походами на мусульманский Восток, вероятно, сделала самый большой подарок европейской цивилизации. Бертран Рассел, английский ученый и философ 20-го века, лауреат Нобелевской премии, писал: "Превосходство Востока было не только военным. Наука, философия, поэзия и все виды искусства процветали в мире Мухаммада, тогда как Европа была погружена в варварство. Европейцы с их непростительной узостью взглядов называют этот период "темным веком", но только в Европе он был темным, фактически только в христиан­ской Европе, так как Испания, которая была мусульманской, имела блестящую культуру".

Развитие математики, геометрии, астрономии, географии, химии, минералогии, медицины и философии всегда связывали с именами Джабир ибн Хайяна, аль-Бируни, Ибн аль-Хайсами, Ибн Батуты, аль-Идриси, аль-Фараби, аль-Хорезми, Ибн ан-Нафиса, Ибн Сины и Улугбека. Это величайшие умы, которые изменили историю. Они внесли огромный вклад в развитие науки и культуры всего мира. Такие слова как "алгебра", "алгоритм", "цифры" связаны с именами этих людей.

Ислам всегда поощрял рвение к науке. Первые аяты Корана, ниспосланные всевышним Аллахом пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), гласят: "Читай, во имя Бога твоего, Кто сотворил, Кто создал человека из сгустка. Читай! Господь твой Самый щедрый. Он - Тот, Кто (дал человеку) перо и научил письму, а также обучил тому, чего он не знал" (Коран, 96:1-5). Эти аяты разбудили дремлющий Восток и заставили его двигаться вперед. Наставления и хадисы пророка Мухаммада (с.а.у.) всегда призывали людей быть грамотными, культурными и образованными.

Исламский мир развивался быстро. Но появление разных религиозных течений, если изучить хронологию событий, привело к утрате былой славы. Считаю, что то печальное состояние мусульманских стран, которое мы наблюдаем сейчас, является результатом не религиозности, а, наоборот, спада религиозности населения - это и привело к упадку науки и культуры.

Нам стоит бояться распространения деструктивных религиозных течений, а не религиозности населения. Если молодое поколение правильно поймет суть истинного ислама, то проблем с культурой и образованием у нас не будет. Напротив, это станет золотым веком нашей страны. Как я уже сказал, живя в эпоху доступности информации, мы должны защитить молодое поколение от всякого информационного хлама и направить его в правильное русло.

 

Мурат Смагулов,

научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК:

"Традиционная религия не запрещает интеллектуальное развитие"

- Сейчас казахстанское общество пребывает в стадии становления и формирования собственной модели традиционного религиозного образования, сохраняя при этом вековую культуру и быт жителей Центральной Азии. И в то же время фактом остается то, что выросло целое поколение молодых людей с искаженными религиозными взглядами, считающих традиции казахского народа заблуждениями и отголосками шаманизма - я имею в виду нетрадиционные для Казахстана религиозные объединения. Среди них можно встретить людей с радикальными воззрениями, заявляющих, что якобы "светское образование отдалит нас от веры: изучая мирские науки, мы ставим под угрозу наше будущее; следует запретить детям посещать общеобразовательные школы и университеты, ограничив лишь религиозным образованием" и т.д. Естественно, подобные случаи профанированной трактовки религии ни к чему хорошему не приведут и могут сформировать в обществе мнение, что все наши верующие сограждане являются противниками науки и образования.

В итоге среди тех, кто намеревается следовать религиозным нормам и применять их на практике, складывается стереотип научной замкнутости, скованности и ограниченности. Закрадываются фобии: "если я буду следовать религиозным предписаниям, то не смогу дальше учиться, получить высшее образование". Это ставит молодежь перед сложным выбором между вероисповеданием и образованием.

Испокон веков традиционная религия была одной из движущих сил прогресса, мотивируя человека к познаниям. Взять, к примеру, ислам. В Коране приводится несколько аятов (стихов), призывающих к поиску знаний, изучению окружающего мира, установленных законов физики, химии, астрономии и т.д. Также можно назвать целый ряд средневековых ученых, которые были религиозными служителями при монастырях, церквях и приходах. Одним словом, традиционная религия не запрещает интеллектуальное развитие - напротив, даже поощряет его. Чего нельзя сказать о деструктивных и псевдорелигиозных объединениях, которые создают ложное восприятие культурной и нравственной деградации социума.

Исходя из вышесказанного, я не могу согласиться с тезисом о негативном влиянии религиозности на уровень образования. То есть дело в самой форме религиозности и религиозных взглядов. Если мы говорим о традиционном вероисповедании, то я не соглашусь, но если говорить о деструктиве, то полностью согласен с упомянутым тезисом.

Одна из проблем современного религиозного образования - это восстановление гармонии веры и знания на новом историческом уровне. Религиозное просвещение изначально являлось важным фактором в контексте образовательной политики в целом, а также играло важную роль в профилактике и борьбе с религиозным радикализмом. Кроме того, в казахстанских реалиях в эпоху постсекулярности возникает вопрос о том, нужно ли вообще религиозное образование, поскольку развивается дискурсивность образовательных процессов.

Религиозность личности в постсекулярном обществе - не только дань моде, но и одна из важных его составляющих, тем более что для такого общества определяющими принципами являются плюрализм, признаки культурного и религиозного суверенитета и т.д. Проясняя смысл образовательной практики в религии, необходимо учитывать главные составляющие, связанные с процессом религиозного просвещения, которое сегодня является делом особой важности, поскольку:

- вносит логику толерантного смысла в диалог культур и цивилизаций;

- противостоит угрозе разрушения национальной духовной безопасности;

- способствует фор­­мированию толерантного сознания в обществе;

- содействует распространению системы религиозных ценностей и их реактуализации.

Иными словами, мнение о том, что чем больше в стране верующих, тем ниже образовательный, интеллектуальный, культурный уровень ее граждан и наоборот, проистекает, на мой взгляд, из ксенофобии, а также порожденных ею стереотипов и ложных воззрений.

 

Асылбек Избаиров,

профессор кафедры религиоведения ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, директор Института геополитических исследований:

"Мы становимся заложниками "ловушки", а именно восприятия ислама как отсталой религии"

- На формирование такого мнения влияют несколько причин. Во-первых, это объективные (имеющие общий характер) факторы - глобализация, технический прогресс, Интернет, которые снижают интерес детей к чтению, спорту, социальным контактам. Сюда же можно добавить то, что у нас (впрочем, как и в других бывших союзных республиках) еще не закончен переход от одной системы образования - советской - к другой, современной, что в целом отражается на уровне "средней образованности".

Вторая и самая главная причина - это неправильное понимание роли ислама в современном обществе. По сути, мы становимся заложниками "ловушки", а именно восприятия ислама как отсталой религии. При этом многие забывают о расцвете ислама в 9-12 веках, когда он дал мировой науке целую плеяду выдающихся ученых. Это заставило европейского исследователя Монтгомери Уотта даже написать книгу "Влияние ислама на средневековую Европу". То есть дело не в исламе, а в понимании его сущности.

Упомянутая "ловушка" формируется в том числе в результате специальной политики. В частности, исламофобия намеренно продвигается некоторыми СМИ. И понятно, что противники этой религии оперируют фактами существования таких радикальных исламских группировок как Аль-Каеда, ИГИШ и т.д. Но, на мой взгляд (и многие его поддерживают), все они - не более чем продукты геополитических игр в мусульманском мире. Да, в свое время пророк Мухаммад предупреждал, что в исламе появятся подобные группы, но о них он говорил как о "собаках огня Ада".

То есть неправильное понимание многими верующими сути ислама - это не вина ислама, это вина верующих. Вспомните, что, когда пророк Мухаммад пришел со своей миссией, в обществе стали исчезать такие пороки как воровство, проституция, самоубийство и лицемерие… Тогда ислам выполнял свое функциональное предназначение по воспитанию общества в рамках единобожия.

Что касается конкретно вашего вопроса, то в исламе есть такой хадис: "Ищите знание, даже если оно в Китае. Так как получение знаний является фардом для каждого мусульманина. И ангелы расстилают свои крылья под ноги ищущего знаний" (Джамиус-Сагыр, 1/310). Здесь говорится не только о религиозных знаниях, но и о светских. Причем те, кто овладел ими, должны передавать их другим людям, обучать их.

Получается, ислам в нашем понимании не до конца выполняет свое предназначение или мы сами не полностью понимаем его смысл. Мне кажется, проблема в другом. Люди изменили критерии оценки в отношении ислама. Сегодня мерилами присутствия этой религии в обществе стали проценты верующих, или то, как мы читаем намаз, или бесконечные споры о правоверии и заблуждении и что наши учителя - это молодые проповедники без жизненного опыта и пр. Ислам для нас стал только догмой, вследствие чего у многих отсутствует критическое мышление. Мы забыли одну из главных заповедей ислама: "Воистину Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя".

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии

Author ПРАВДА
Редактировать / Удалить/ Цитировать
05-июн-2015, 10:59

ЕДИНСТВЕННАЯ ВЕРНАЯ ОСНОВА ОБЪЕДИНЕНИЯ НАРОДОВ - ПОЭТОМУ УЧЕНИК И АПОСТОЛ ИИСУСА ХРИСТА - СИМОН ПЕТР - ПИШЕТ:

8 Итак будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, скромны и смиренномудры.

9 Притом не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство, напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы, благословляя, самим наследовать благословение.

10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;

11 Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему*;

12 Потому что очи Господа Бога обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лицо Его против делающих зло.

13 Да и кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?

ЕДИНСТВЕННАЯ ВЕРНАЯ ОСНОВА ОБЪЕДИНЕНИЯ НАРОДОВ - ПОЭТОМУ СПАСИТЕЛЬ МИРА ИИСУС ХРИСТОС ПЕРВОРОДНЫЙ СЫН БОЖИЙ ПРОПОВЕДУЕТ:

43 Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».

44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, творите добро ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас – да будет вам тогда награда великая и будете Сынами Отца вашего Небесного;

45 Ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь свой на праведных и неправедных.

46 Ибо, если вы любите любящих вас, какая вам за это награда? не то же ли делают и грешники?

47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? не так же ли поступают и язычники?

48 Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

МИЛОСЕРДНОЕ И ЧЕЛОВЕКОЛЮБИВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В США

В США мальчик 2 года терпел издевательства, чтобы пожертвовать волосы для больных раком.

Кристиан Макмилами, 6-летний мальчик, решил отрастить свои волосы. Его дразнили в школе и часто принимали за девочку из-за длинных волос, но это не заставило его изменить свое решение, потому что перед ним стояла высокая цель — пожертвовать 25-сантиметровые пряди волос для париков детям, которые проходят лечение от рака.

www.adme.ru

Author Мурат
Редактировать / Удалить/ Цитировать
05-июн-2015, 17:51

В современных реалиях религию стали воспринимать в качестве «бесплатного приложения» к повседневной рабочей рутине, когда человек перегруженный бытовыми вопросами и заботами не успевает осмыслить свои жизненные цели, задачи и стремления. Ее просто вынесли за рамки восприятия мира и обращаются к ней лишь в сложные моменты свой жизни. Хотя некогда религия была эталоном развития, как духовного, так и интеллектуального. Считать религию якорем интеллектуального и научного развития в корне не верно.

Author Гульзат
Редактировать / Удалить/ Цитировать
05-июн-2015, 18:03

Думаю неправильно соотносить религиозность казахстанцев и его влияние на интеллектуальное развитие.
Действительно религия никогда не была эталоном развития, на которую нужно было равняться. Однако если человек сведущ и знает основы религии, то будет защищен от пагубного влияния деструктивных псевдорелигиозных организации. Думаю все беды в религиозной сфере связаны с малоинформированностью наших граждан.

Author если ты умный,то...
Редактировать / Удалить/ Цитировать
06-июн-2015, 11:34

Статистика-не политология-культурология и др,она НЕ ВРЕТ.
Из более чем 74 стран-мусульманских-половина бедная и др.
Если ты умный,почему не богатый...

Author svet-v-mir
Редактировать / Удалить/ Цитировать
06-июн-2015, 13:06

ВОТ УЖЕ МНОГО ДЕСЯТИЛЕТИЙ МУСУЛЬМАНЕ МАССОВО БЕГУТ ИЗ СВОИХ ИСЛАМСКИХ СТРАН В ПРОДВИНУТЫЕ И БЛАГОПОЛУЧНЫЕ ПРОХРИСТИАНСКИЕ СТРАНЫ ЕВРОПЫ И В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ !!!

ПОТОМУ ЧТО ИХ ИСЛАМСКО-ШАРИАТСКАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ЗАВЕДОМО ГРЕХОВНО-ПОРОЧНА И ЗАВЕДОМО ОБРЕЧЕНА НА СОКРУШЕНИЕ И ПОГИБЕЛЬ !!!

ПОЭТОМУ В СВОЕМ ТРАКТАТЕ «МУСУЛЬМАНСТВО В СТЕПИ» РОССИЙСКО-КАЗАХСКИЙ УЧЕНЫЙ ШОКАН ВАЛИХАНОВ ПИШЕТ И ПРОРОЧЕСТВУЕТ ОБ ИСЛАМЕ, КАК О ЗЛЕ, КОТОРОЕ В БУДУЩЕМ ГРОЗИТ РАЗЪЕДИНЕНИЕМ КАЗАХСКОГО НАРОДА !!!

«Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем... Против такого зла, как ислам, недостаточно одних паллиативных мер».

Author Kayrat
Редактировать / Удалить/ Цитировать
10-июн-2015, 16:18

УВАЖАЕМЫЕ ХРИСТИАНЕ. НЕ СУДИТЕ ОБ ИСЛАМЕ НА УРОВНЕ СИМПЛЕМЕНТАРНОГО МЫШЛЕНИЯ. ИСЛАМ И ЗЛО – ЭТО ДВА ДАЛЕКО НЕ СОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ. НЕ ЗАРАЖАЙТЕ СВОЙ РАЗУМ ВСЯКИМ ХЛАМОМ ЗАПАДНЫХ СМИ. НЕ НАВЯЗЫВАЙТЕ СЕБЕ ЧЬИ-ТО УБЕЖДЕНИЯ И ИСКАЖЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ. ПОСТАРАЙТЕСЬ ИЗУЧИТЬ И ПОНЯТЬ ИСЛАМ. ИСЛАМ – РЕЛИГИЯ МИРА. МУСУЛЬМАНЕ НЕ РАЗРУШАЮТ ХРАМЫ, НЕ БРОСАЮТ ДЕТЕЙ И ПОЖИЛЫХ РОДИТЕЛЕЙ, СТРЕМЯТСЯ К ЗНАНИЯМ, ПОЧИТАЮТ УЧЕНЫХ, А НЕ СЖИГАЮТ ИХ НА КОСТРЕ, КАК ГОВОРИЛ ПРОТОИРЕЙ ДМИТРИЙ СМИРНОВ: «МУСУЛЬМАНЕ НЕ ХОТЯТ, ЧТОБЫ ИМИ ПРАВИЛИ ПЕДЕРАСЫ. ХРИСТИАНСТВО – ЭТО РЕЛИГИЯ ПЕДЕРАСОВ И ПРОСТИТУТОК, ГДЕ БЛАГОСЛАВЛЯЮТ ОДНОПОЛЫЕ БРАКИ». ИЗВИНИТЕ, ИИСУС ХРИСТОС – ИСА (МИР ЕМУ) НЕ УЧИЛ ЛЮДЕЙ ЭТОМУ. ПРОСТО ЛЮДИ ВПАЛИ В ЗАБЛУДСТВО И ГРЕХ, НО ВО ВСЕХ БЕДАХ ХОТЯТ ОБВИНИТЬ МУСУЛЬМАН. НЕ МУСУЛЬМАНЕ БОМБЯТ И РУШАТ ДОМА В АМЕРИКЕ, А ИХ БОМБЯТ У НИХ НА РОДИНЕ. ИИСУС – ИСА (АЛЕЙХИ СЯЛЯМ) – НЕ СЫН БОЖИЙ, ОН НЕ НАЗЫВАЛ СЕБЯ СЫНОМ БОЖИМ, ОН ПОСЛАННИК И РАБ ВСЕВЫШНЕГО. АЛЛАХ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО. НАЗЫВАЕТЕ ОТЦОМ НЕБЕСНЫМ. ПОНЯТИЯ ОТЕЦ, СЫН ПРИСУЩЕ ТОЛЬКО НАМ ЛЮДЯМ, ТВОРЕНИЯМ, А НЕ ТВОРЦУ.

Author svet-v-mir
Редактировать / Удалить/ Цитировать
15-июн-2015, 14:31

ВСЕМ ИСЛАМИСТАМ - ВСЕМ ПОГОЛОВНО - НАДО ЗАНОВО ВПРАВЛЯТЬ МОЗГИ И УСИЛЕННО ИХ ПЕРЕВОСПИТЫВАТЬ !!!

УЧИТЬ ИХ В ПРОСТЕЙШИХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЕЩАХ: ЭТО - СТОЛ, НА НЕМ ЕДЯТ, ЭТО - СТУЛ, НА НЕМ СИДЯТ !!!

УЧИТЬ ИХ В ТОМ, ЧТО УБИВАТЬ ЛЮДЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕРАКТОВ, ПРИ ЭТОМ НАЗЫВАЯ ИХ "НЕВЕРНЫМИ", ЭТО - ОЧЕНЬ ПЛОХО И ЭТО - ОТ ДЬЯВОЛА !!!

В ТО ВРЕМЯ КАК ПО-ДОБРОМУ ОТНОСИТЬСЯ КО ВСЕМ ЛЮДЯМ, МИЛОВАТЬ И ЛЮБИТЬ ВСЕХ ЛЮДЕЙ - ЭТО ОЧЕНЬ ХОРОШО И ЭТО - ОТ БОГА !!!

Author PipaKilm
Редактировать / Удалить/ Цитировать
14-окт-2015, 02:54

Mais par qui ? Par l AP-HP, assure-t-il. http://lenitsky.com/novyiy-singl-obnimi-menya/ Et les conditions d exercice s en ressentent.