Асылбек Избаиров: "Сегодня нарастает не угроза ислама, а угроза исламу"
Нынешний год был особенно богат на тревожные сообщения об участии казахстанцев, ставших исламскими боевиками, в военных действиях на территории Сирии, Ирака, Афганистана и других стран. А на днях в Казнете появилось шокирующее видео с "детьми казахских джихадистов". Мы решили выяснить у профессора кафедры религиоведения ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, директора Института геополитических исследований Асылбека Избаирова, насколько глубоко исламский радикализм пустил свои корни в Казахстане, а также кто и зачем пытается представить ислам как жестокую и агрессивную религию.
- Асылбек Каримович, объясните, почему именно исламский экстремизм, а не какой-то другой, представляет сегодня наибольшую угрозу миру?
- Причина очевидна. Она заключается в том, что сегодня от имени ислама говорят и выступают различные радикальные секты. Примечательно, что они изначально являются сторонниками радикальной идеологии "такфир" (обвинение в неверии) и "хурудж" (выступления против правителя и государства), поскольку их убеждения формировались в условиях постоянной оппозиции к правящей династии Омейядов и Аббасидов в Арабском халифате. Сегодня эти радикальные секты вырвались как джинн из бутылки и получили возможность действовать, прикрываясь исламскими лозунгами, а также применяя на практике принципы такфира и хуруджа. Например, это такие группировки, как "ат-Такфируаль-Хиджра", "Хизбут-Тахрир", "Ихван уль-муслимин", хабашиты, "аль-Джихад" и прочие.
- Почему они "вырвались" именно в наше время?
- Эти группы получили возможность легализовать свои идеи в силу слабости традиционных исламских структур. Конечно, последние пытаются противодействовать радикалам, но этим действиям не хватает системности и возможности узаконить их как официальную позицию.
Кроме того, формально в исламе каждый мусульманин, обладающий необходимыми знаниями, может стать улемом, и эта вертикальная социальная мобильность способствует появлению неформальных религиозных авторитетов и групп. Хотя, как констатирует известный британский исламовед Бернард Льюис, "в классическом исламе не было института священнослужителей".
Сегодня радикалы, используя эти особенности ислама, активизировались в двух направлениях:
Во-первых, именно сейчас происходит процесс политизации ислама. Это четко видно на примере деятельности исламистской организации "Братья-мусульмане" ("Ихван уль-муслимин") в мире и особенно в Египте. На данном этапе она является матрицей современного религиозного экстремизма и материнской организацией для многих радикальных групп.
Во-вторых, все чаще ислам стали использовать как дестабилизирующий фактор. С подачи радикальных сект всячески извращаются исламские принципы, различные силы используют верующих в геополитических целях. Дестабилизация обеспечивается актуализацией среди верующих вопросов, связанных с проблемой такфира и хуруджа.
Везде, где вместо единства проповедуется раскол, вы можете найти зерна радикализма.
- На днях в Интернете появилось шокирующие видео о том, как казахстанских детей готовят к войне с неверными в лагере боевиков "Исламского государства" (ИГ). Какие цели преследовали его создатели?
- Это прямая угроза Казахстану. На видео казахский мальчик говорит о том, что когда вырастет, будет убивать кафиров (неверных). То есть ему с детства внушают, что все мы - неверные, что он имеет право лишать нас жизни, имущества, государственности.
Опасность заключается в том, что наши граждане, которые сегодня воюют в Сирии и Ираке или проходят там обучение, завтра могут начать собирать группу моджахедов уже здесь, в Казахстане. Ведь неспроста создаются так называемые батальоны на этнической основе, к примеру, "казахский батальон" в составе террористической организации. Естественно, она будет воевать против нашей действующей власти, против нас.
Кроме того, это видео может послужить основанием для обвинений в том, что в Казахстане нарастает экстремизм. Тем самым внешних игроков подталкивают к тому, чтобы внести нашу страну в число неблагонадежных, а это может сильно ударить по ее имиджу и социально-экономической ситуации внутри республики.
- Как вы оцениваете само содержание видеоролика?
- Прежде всего, стоит отметить, что фильм снят очень профессионально (судя по постановке, переходу кадров), и потому он опаснее вдвойне. Если применительно к предыдущим видеороликам о конфликтах в Афганистане, в Чечне можно было говорить о некачественной съемке, то в данном случае этого не скажешь. Так, здесь радикалы выступают в роли актеров, работающих на камеру. А это может свидетельствовать о том, что за данной группировкой стоят конкретные интересы и конкретные силы, которые ни перед чем не остановятся.
Что касается содержания этого видеоролика, то оно полностью противоречит исламу. Здесь стоит выделить следующие основные моменты:
- Согласно положениям ислама, война не может быть чем-то приятным для человека; нельзя желать войны (есть общий исламский принцип "не желай встречи с врагом") до тех пор, пока она не станет обязательной (то есть до вторжения врагов на твою родину).
- В исламе запрещено использовать в политических целях детей, женщин и инвалидов. Пророк запретил сыну Умара ибн Хаттаба (Абдулла ибн Умар) Усаме ибн Зейду и Зейду ибн Сабиту приближаться к войне из-за их несовершеннолетнего возраста. Но такие хариджитские группировки, как ИГИШ и "Аль-Каида", не останавливаются ни перед чем для достижения своих гнусных целей и даже используют детей. Пророк сказал: "Кто не уважает старших и не проявляет милость к младшим, тот не из нас". Однако сектанты на все это закрывают глаза.
- Ислам всегда призывает к милосердию. А в этом ролике мы видим, как детей изначально воспитывают агрессорами. То есть с подачи представителей этих радикальных движений ислам выступает как агрессивная религия, что противоречит его сути. К примеру, пророк Мухаммед запрещал называть детей агрессивными именами и призывал воспитывать их в духе милосердия. Но для радикалов "все средства хороши". Использование детей в ритуальных и корыстных целях мы видим в основном в среде рафидитских направлений, что заставляет нас задуматься о предназначении этого ролика.
- Все радикальные исламистские группировки прикрываются положением о том, что "вся власть принадлежит аллаху". А это главный хараджитиский тезис, что очередной раз показывает сектантскую и еретическую сущность этих организаций.
- Духовенство всех исламских стран (в том числе КСА Саудовской Аравии, Египта, Турции) четко осудило радикалов. Например, известный ученый Ширси сказал, что эти люди даже не мусульмане, это многобожники, которым чужда человеческая природа.
Резюмируя, можно сказать, что ролик преследует две цели: во-первых, для такфиритов это романтика и средство вербовки под лозунгом "у нас все хорошо, езжайте к нам"; во-вторых, он усиливает в обществе исламофобию, так как у зрителей в ходе просмотра этого видео создается ощущение, что все, кто изучает основы ислама, обязательно станут террористами. Например, в ролике некий учитель, который обучает детей, говорит: "Мы изучаем Коран, арабский язык, таджуид (правила чтения Корана), потом идем убивать кафиров". Спрашивается, кому выгоден этот ролик?
На самом деле сегодня нарастает не угроза ислама, а угроза исламу.
- Радикальные исламисты продолжают активно вербовать наших соотечественников. Какие, по-вашему, ошибки в этом плане допускают казахстанские служители мусульманского культа?
- Я бы назвал это неверным определением диагноза. Проблема состоит в том, что наше духовенство часто увлекается актуализацией в среде верующих второстепенных и абстрактных вопросов: где находится аллах, есть ли у него рука и т.д., а не лечением болезней и профилактикой радикализма. Тогда как сегодня мы должны действовать на опережение. К примеру, объяснять недопустимость принципов такфира и хуруджа.
Я не знаю, с чьей подачи они это делают - либо поддались на провокацию радикальных салафитских группировок, втянувших их в эту сугубо теологическую тему, либо кто-то специально и целенаправленно продвигает ее... Но ясно одно - они тем самым еще больше злят радикалов, поскольку последние непримиримы в таких вопросах. К слову, раньше эти темы обсуждались в рамках закрытых теологических учреждений, а сейчас они вброшены в общество. Соответственно появляются согласные и несогласные.
Мы должны понимать, что в результате дезинтеграции отечественной уммы мы можем стать еще более легким объектом для манипуляций извне, ведь развитие подобных сценариев выгодно только внешним игрокам.
Мы должны суметь преодолеть этот барьер, и ислам должен служить интересам государственности.