После серии террористических актов, прокатившейся по Казахстану в 2011 году, государство достаточно активно занялось сферой религии. Оно в срочном порядке начало наводить в ней порядок и всячески ее контролировать. Но в последнее время энтузиазм несколько спал - по крайней мере, внешне все выглядит именно так. Впрочем, духовная жизнь общества - это не та область, где государство должно проявлять особое рвение и проводить агрессивную политику, считают эксперты. Вопрос в другом: насколько правильно сегодня выстроены отношения между властью и религией? Что имеет место - чрезмерная опека или, напротив, слабый контроль?
Алма СУЛТАНГАЛИЕВА,
советник директора Института мировой экономики и политики:
"Это нормально, что тема религии перестала быть горячей новостью"
- На сегодня взаимоотношения между государством и религией можно назвать устоявшимися. И в обществе в целом, и в среде религиозных объединений есть согласие относительно того, что религия и государство не должны вмешиваться в дела друг друга. Светский принцип государственности заложен в Конституции, и нет оснований говорить о его пересмотре.
На мой взгляд, наблюдавшийся в последние годы чрезмерный интерес к религиозной сфере в Казахстане, в том числе и со стороны государства, постепенно уходит. Приходит понимание того, что идет естественный процесс встраивания религии в жизнь общества, отдельных людей. А значит, со временем будет сходить на нет (во всяком случае, стоит надеяться на это) и сенсационность в отношении роли религии в Казахстане, в том числе и при освещении в СМИ.
- Как вы считаете, с чем связана нынешняя пассивность государства в этой сфере? Неужели угроз религиозного экстремизма и терроризма стало меньше?
- Действительно, в 2011 году был создан отдельный государственный орган - Агентство по делам религий, был принят новый закон о религиозных организациях. В публичной и экспертной среде тема роли религии в Казахстане, особенно ислама, заняла достаточно много места. К сожалению, в этом было больше сенсационности и предвзятости, чем серьезного анализа.
Не думаю, что проблема религиозного радикализма перестала волновать государство. Напротив, это нормально, что тема религии сегодня уже не является "горячей новостью". Религиозные объединения представляют собой лишь одну из форм самоорганизации людей, и непонятно, почему именно им должно уделяться особое внимание. А религиозный терроризм - это одна из разновидностей терроризма, и о степени его угрозы все же должны судить профессионалы, а не случайные комментаторы.
- По вашему мнению, насколько целесообразным было решение о снижении статуса бывшего Агентства по делам религий до уровня комитета и включении последнего в состав Министерства культуры и спорта РК? Неужели АДР за столь короткое время выполнило все поставленные перед ним задачи, и в нем больше нет нужды как в самостоятельной структуре?
- На мой взгляд, это вполне логичное решение - вернуться к прежнему формату (в составе министерства). Ведь институционально определенные ведомства в той или иной степени взаимодействуют с религиозными объединениями, и у каждого из них свои, очерченные законодательством, функции. Например, департаменты юстиции проводят регистрацию, у силовых органов - свои обязанности…
- Новый Закон РК "О религиозной деятельности и религиозных объединениях" в свое время наделал много шума, но все-таки был принят. Как он проявил себя на практике? Есть ли необходимость в его доработке?
- Казахстанское общество в большинстве своем секулярно ориентировано, не отличается высокой степенью религиозности, что выделяет его на фоне соседних стран Центральной Азии. Поэтому принятие три года назад нового закона, который подвергся критике со стороны правозащитных организаций, осталось практически незамеченным широкой публикой. Вопреки прогнозам, большинство религиозных объединений прошли перерегистрацию. Конечно, как и все новое, реализация данного закона не могла не сопровождаться трудностями, противоречиями. Это особенно сложно в эмоциональном плане. Можно понять разочарование представителей тех религиозных групп, которые не смогли пройти официальную перерегистрацию. Но закон есть закон. Что же касается возможного внесения в него каких-то изменений, то тут трудно что-то однозначно утверждать.
- А как вы относитесь к идее передислокации основного состава аппарата ДУМК во главе с ее руководителем в Астану? Какая в этом необходимость? К примеру, некоторые эксперты считают переезд нецелесообразным, ссылаясь на то, что основная часть верующих мусульман проживает на юге страны...
- С переездом в столицу повышается административный статус муфтията как центрального аппарата мусульманской общины. Вряд ли этот факт что-то меняет в отношении верующих к ДУМКу. Поэтому не особенно важно, больше их на юге или в других регионах страны.
Анатолий КОСИЧЕНКО,
главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК:
"Сегодняшняя ситуация в религиозной сфере Казахстана вполне удовлетворительная"
- Государство и до 2011 года уделяло значительное внимание религиозной сфере, но после 2011-го оно стало активнее решать имеющиеся проблемы. В частности, было усовершенствовано законодательство - и, на мой взгляд, в правильном направлении. Основной плюс нового закона и других подзаконных актов в этой сфере состоит в том, что согласно им верующие могут достаточно полно реализовывать свое право на свободу вероисповедания, а государство конкретизировало свое участие в государственно-конфессиональных отношениях. То есть государством выстраиваются эффективные формы взаимодействия с религиозными объединениями.
Считаю, что государство не должно чрезмерно регулировать эту сферу, но и не имеет права в современных условиях пускать все на самотек. Религия является важным элементом внутренней и внешней политики, а в последние годы стала одним из крупнейших факторов в геополитике, поэтому государство не может вовсе устраниться от некоторого регулирования своих отношений с религиозными объединениями.
Как исследователь я считаю, что сегодняшнее положение вещей в религиозной сфере Казахстана вполне удовлетворительное, отношения между государством и религией приобрели стабильный характер. Конечно, государственно-конфессиональные отношения постоянно нуждаются в совершенствовании. К примеру, на мой взгляд, необходимо более содержательно прописать присутствие религии в социально значимых сферах - в домах престарелых, местах заключения и т. п. Думаю, эти вопросы можно решить дополнительными соглашениями между государственным уполномоченным органом и религиозными объединениями. Кстати, в январе с.г. было подписано соглашение о сотрудничестве между Агентством РК по делам религий и Духовным управлением мусульман Казахстана, а в феврале - аналогичное соглашение с Митрополичьим округом Русской православной церкви в Республике Казахстан.
Сегодня происходит ренессанс религии в Казахстане, население активно приобщается к этой важнейшей сфере жизни. Религия играет заметную роль в обществе, в частности, в культуре. Вместе с тем, появляются и определенные силы на мировой арене, которые пытаются использовать религию в деструктивных, негативных целях... Еще и поэтому государство должно сохранять определенные регулирующие функции в государственно-конфессиональных отношениях. При этом оно может постепенно перекладывать часть функций на гражданское общество. Определенная доля ответственности за поддержание согласия в религиозной сфере должна быть взята на себя религиозными объединениями. При этом государству не надо будет опекать религиозные объединения во всех мелочах, к тому же сократится и критика в его адрес в этой связи. Напомню, что именно так во многих странах и строятся отношения между государством и религиозными объединениями: последние несут полную ответственность за соблюдение законодательства в религиозной сфере.
В этой связи хочется позитивно оценить деятельность Агентства по делам религий, которое сумело выделить наиболее актуальные проблемы и ответить на них. И я не считаю, что трансформация агентства и вхождение его в состав Министерства культуры и спорта РК означает уменьшение внимания к религиозной сфере. Ответственная работа в области государственно-конфессиональных отношений у уполномоченного госоргана продолжается.
Сегодня Комитет поддерживает тесные отношения с аналитическими структурами, экспертным сообществом, в частности, с нашим институтом, КазНУ им. Аль-Фараби, ЕНУ им. Гумилева, у него имеются и собственные аналитические подразделения. И если на повестке встанут острые вопросы, то, опираясь на аналитическую базу, он сможет их решить.
Многие процессы в сфере религии имеют свойство протекать латентно, скрытно от обыденного сознания. Бывает так, что вызовы и риски формируются, но на поверхности их не видно. К примеру, вывод войск коалиции из Афганистана чреват активизацией радикальных исламистских течений в Центральной Азии, в том числе и в Казахстане. Не в полной мере изучены политические и социальные предпочтения как традиционных религий, так и новых религиозных движений. Предельной актуальностью обладает задача уточнения содержания принципа светскости в Казахстане: какая конкретно форма светскости в наибольшей степени соответствует религиозной ситуации и тенденциям ее развития в РК? Ведь светскость как принцип имеет широкий спектр - от почти теократических форм до едва ли не атеистических. В этом плане есть наработки, модели, которые теоретически описаны, и Казахстан по ряду параметров относится к некоторым из них. Конкретизация принципа светскости с очевидностью будет способствовать совершенствованию государственно-конфессиональной политики и позволит повысить ее эффективность. Так что актуальных проблем достаточно, религиоведам и Комитету по делам религий работы хватает.