ВОСКРЕСЕНЬЕ, 5 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА
6443 8-01-2016, 00:05

Исламизация населения - благо или угроза для Казахстана?


Ислам - самая распространенная религия в Казахстане. С каждым днем он приобретает все большее влияние на наших граждан. Вот только какого характера это влияние - вопрос пока не изученный. Поэтому сегодня вместе с экспертами мы попробуем разобраться, что же хорошего или, напротив, негативного несет нам ислам с точки зрения государственного строительства, создания гражданского общества, уровня образования и культуры. Достаточно ли грамотна и дальновидна государственная политика в этой сфере?

Жалгас Сандыбаев, кандидат философ­ских наук, религиовед:

"Потеря фундамента духовных ориентиров - это потеря государственности"

- Религия имеет много функций. Она взывает к нравственности и формирует ее. Она способна наполнить общество более духовным и справедливым содержанием и в этом плане обладает четко выраженным миро­творческим потенциалом.

Вспомним век бурного и стремительного развития исламской культуры и то, насколько прорывными в тот период были сферы образования и науки. Тогда активно развивались и продвигались не только религиозные знания, но и науки, считающиеся сегодня светскими, - астрономия, алгебра, геометрия, философия, лингвистика, медицина, а также архитектура, народное искусство, каллиграфия, черчение и т.д. И не секрет, что в то время, когда все эти науки быстро развивались в исламском мире, Европа и Дальний Восток пребывали в средневековом невежестве.

Ислам никогда не был против науки. Напротив, он мотивирует мусульманскую общину к образованию, научным достижениям, открытиям. В подтверждение этого можно привести множество аятов и хадисов из священных писаний. К примеру, в IX веке по приказу халифа аль-Мамуна был открыт всемирно известный "Байт аль-Хикма" ("Дом мудрости").

Одной из основных задач исламской академии являлся перевод на арабский язык с индий­ского, греческого языков работ по астрономии, математике, медицине, химии, метафизике, философии и т.д. Так вот, человеку, который приносил или переводил книгу о науке, в качестве вознаграждения выдавали серебро весом в эту книгу.

То есть надлежащим образом истолкованный ислам вносит весомый вклад в образование и преподавание. Остается правильно довести его до подрастающего поколения. И понятно, что не через псевдошейхов из интернета или "лидеров" деструктивных течений...

Хотим мы того или нет, но сегодня молодые люди проявляют огромный интерес к религии, и очень важно правильно направлять их. В этом плане и специалистам, и религиозным ученым, и имамам нужно действовать сплоченно.

Необходимо приложить все усилия к тому, чтобы предотвратить распространение деструктивных течений, чья цель - уничтожение духовных ценностей нашего народа. Ведь потеря фундамента духовных ориентиров - это потеря государственности.

Поэтому я считаю важным шагом принятие в ноябре прошлого года Концепции развития религиозного образования до 2020 года Духовного управления мусульман Казахстана. Это уникальный в своем роде документ, главная цель которого - формирование единого исламского учебного комплекса и создание модели преподавания религиозного образования широкого и разностороннего формата, который удовлетворит духовные потребности общества и личности.

На мой взгляд, именно в тандеме с институтами традиционной религии государство может эффективно бороться с распространением идей религиозного экстремизма (противопоставляя ему правильную и конструктивную религиозную идеологию). Также это позволит в комплексе решить ряд других актуальных задач, таких как укрепление нравственных ценностей в обществе, сохранение историко-культурной преемственности, поддержание стабильных связей с исламским миром и т.п.

Что касается результатов социологических опросов, то они говорят о том, что уровень религиозности казахстанцев достаточно высок, однако для большинства она носит поверхностный характер. То есть эти люди не нуждаются в знании и исполнении религиозных обрядов, у них достаточно низкий уровень участия в религиозной жизнедеятельности.

В целом сегодня религия воспринимается в большей степени как этнокультурный феномен. Люди охотно принимают религиозные ценности. Кроме того, большинство населения дает позитивные оценки взаимодействию государства и религии.

Асылбек Избаиров, профессор кафедры религиоведения ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, директор Института геополитических исследований:

"Они боятся роста религиозности как таковой"

- Роль ислама в духовно-нравственном воспитании общества огромна, однако в Казахстане этот потенциал практически не используется. Приведу два примера. Первый. Недавно мне в руки попало интересное социологическое исследование, результаты которого показывают высокую степень религиозности населения Казахстана при очень низкой информированности.

То есть наши граждане путаются в простых понятиях и ключевых идеях ислама, без знания которых в принципе невозможно понять эту религию, ее истинное предназначение, влиться в нее.

Скажем, многие мусульмане могут рассказать о противоречиях и стереотипах ислама, но не знают, каким должен быть примерный мусульманин в обществе, имеют слабое представление о нравственных аспектах этой религии.

Это результат в том числе того, что некоторые наши имамы слишком увлекаются актуализацией в среде верующих второстепенных и абстрактных вопросов, в частности, богопредставления, которые, возможно, уместны в спорах богословов в стенах религиозных учреждений, но никак не среди простых людей - им все это не нужно. Поэтому когда подобные вещи начинают выносить в публичную сферу, появляются различные кривотолки, противоречия, конфликты, что в целом создает негативный фон. Словом, если говорить об исламизации, то на данный момент мы имеем количественный рост, но далеко не качественный, - а это источник многих и многих проблем.

Второй пример. Часто общаясь с некоторыми госслужащими разного уровня, я понял одно: они очень боятся роста религиозности как таковой. Хотя эту тенденцию можно было бы использовать во благо, смело работать с ней, включать конструктивные силы в процесс консолидации. Если поставить ислам на правильные рельсы, то он будет приносить только положительные плоды.

Однако есть силы, которые этого не понимают и предпочитают делать ставку на усиление репрессивного аппарата, что особенно опасно в условиях конфликтов, происходящих в мире и принимающих межцивилизационный характер. 

Разумеется, всем этим пользуются различные радикальные нетрадиционные течения, которые сегодня успешно продвигают свои идеологии в нашем обществе. Это как закон рынка: когда есть спрос, появляются и предложения...

А потому государству пора бы уже прекратить бояться ислама. Есть множество стран, которые подают прекрасный пример того, как следует работать с религией, чтобы двигаться и развиваться в правильном направлении. Четкие ориентиры в этой связи дает и наш президент, который говорит, что светское не значит атеистическое, - это прогрессивное, миролюбивое, толерантное, открытое общество, и мы должны оградить молодежь от радикальных религиозных течений.

Ислам в Казахстане - это прежде всего наши традиции, конструкция самосознания казахов. Приведу простой пример: благодаря исламу мы с вами носим исконно казахские имена - Асылбек, Сауле, Ибрагим.

А есть много народностей (допустим, тюркские на территории РФ), которые оказались за пределами ислама и со временем почти исчезли как нации. Скажем, недавно на одной из конференций я познакомился с алтайским казахом, которого зовут Александр Иванович... То есть кроме внешности у этого человека ничего от казаха не осталось - ни языка, ни традиций, ни даже имени...

Мурат Смагулов, религиовед, научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК:

"Рост религиозности не носит массового и неуправляемого характера"

- В последние годы возросла актуальность использования гуманистического потенциала традиционного ислама с целью социального совершенствования общества. Однако стоит сделать оговорку: речь идет не о деструктивных и псевдорелигиозных течениях исламского толка, а об исторически закрепившемся на территории Центральной Азии исламе.

Как известно, он выступает в качестве фактора, способствующего формированию индивидуального, общественного и национального сознания на основе абсолютных нравственных ценностей.

Проведенные за последние несколько лет социологические исследования показали наличие верующих традиционной и нетрадиционной направленности, что становится источником нестабильности в обществе, порожденным фрагментированностью и разновекторностью развития религии в целом на территории не только современного Казахстана, но и других постсоветских стран.

Вкупе это не только усугубляет религиозную ситуацию, но и препятствует формированию устойчивого стержня государства, единству его народа.

Сегодня можно говорить о естественном росте уровня религиозности в результате возрождения свойственных нашему народу традиций и обычаев, которые, в свою очередь, тесно переплетены с исламом.

Дело в том, что общество перестало ждать готовых решений со стороны государства и берет инициативу в свои руки, занимается своим духовным развитием, самореализацией, ищет пути выхода из морального суицида постсекулярного общества, стремясь вернуться к истокам богатого духовного мира. И первая инстанция, готовая указать вектор этих начинаний, - религия и исламские ценности.

Ряд социологических исследований четко выявил не только рост уровня религиозности, но и повышение религиозной грамотности, что уже является неотъемлемым фактором укрепления религиозной идентичности.

Когда человек придерживается религиозных норм и вдобавок к этому отчетливо понимает суть и смысл исповедуемой веры, а не слепо следует наставлениям сомнительных проповедников, то можно быть уверенным в том, что он не подвержен религиозной конверсии и смене общепринятых исламских ценностей на ложные и мнимые.

Если говорить вкратце, современный рост религиозности не имеет массового и неуправляемого характера, как это было в первые годы независимости, а представляет из себя осознанный и целенаправленный процесс духовного развития личности в рамках традиционной религии.

Комментарии