О чем промолчал министр Даурен Абаев?
К написанию данной статьи меня побудили недавнее заседание коллегии Министерства информации и коммуникаций РК, назначение Ерлана Карина председателем правления АО «РТРК «Казахстан», а также незавидное положение дел в республиканской газете «Казахстанская правда».
Причем тут академик-филолог?
Итак, обо всем по порядку. Министр Даурен Абаев на заседании коллегии подверг резкой критике казахстанские телеканалы за «низкий уровень профессионализма», сообщил о реализуемом проекте по введению цифрового телевещания, о новых подходах к государственной информационной политике, о двух ключевых параметрах формирования контента. Прямо скажем: негусто! Не прозвучало ни слова о главном, чем должно заниматься идеологическое министерство: о государственной идеологии на предстоящий период, о связи власти с народом (которая слабеет день ото дня), об обеспечении соблюдения прав журналистов, о защите их от незаконных преследований, о положении дел в печатных СМИ, о государственном информационном заказе, о системе распространения печатных изданий (по всей республике сегодня отсутствуют газетные киоски) и т.д.
Как видим, наболевших проблем у журналистов пруд пруди. Но, увы, вместо того, чтобы послушать мнения опытных главных редакторов (кстати, многие из них даже не были приглашены), слово предоставили аксакалу Мырзатаю Жолдасбекову. Я отношусь к нему с уважением, но причем тут академик-филолог!? Насколько интересны его суждения современным журналистам?!
Казахстан вступил в очередной тяжелый период своего развития. И в этом повинны мы сами. Как такового кризиса нет ни в Европе, ни в США. И нашим большим минусом в данной ситуации является отсутствие сильной государственной идеологии, способной объединить народ. Именно этой проблемой должно заниматься Министерство информации и коммуникаций. Но его, похоже, волнуют другие вещи. Большей частью технологические.
Журналистам всегда нужны четкие ориентиры. Если они не видят ясной перспективы развития страны, серьезного анализа ее нынешнего состояния, не имеют конкретных представлений об обществе, в котором живут, не знают, куда двигаться, то все остальное для них – пустая болтовня и не более того.
Сегодня народ занял по отношению к государству позицию стороннего наблюдателя. Спрашивается: есть ли у нынешней власти структура, которая целенаправленно и последовательно занималась бы изучением характера связи между государственной властью и обществом? Боюсь, что нет.
Ведь СМИ – это мощная сила, которая формирует общественное сознание и влияет не только на политическую культуру, но и на политическую идеологию.
Вместо этой важнейшей работы мы видим идеологическую вялость Министерства информации и коммуникаций, робость, нежелание или неспособность вести идеологическую борьбу в таких вопросах, как межклановая война, подковерные схватки за близость «к телу», битва за право стать «преемником», несправедливые обвинения в адрес журналистов… Не говоря уже об информационной безопасности страны…
Причин тут много. Во-первых, само министерство еще не осознало в полной мере масштабы тех задач, которыми оно должно заниматься. Во-вторых, руководителями государственных СМИ назначаются случайные люди. Точнее, непрофессионалы: политологи, филологи, историки, но только не журналисты. У них нет самостоятельного мышления, нет своего «я», они боятся собственной тени. Естественно, такие горе-руководители СМИ не дают свободно работать и своим подчиненным – журналистам, загоняя их в прокрустово ложе собственных представлений о том, что и как нужно освещать. Вот мнения двух журналистов на сей счет, взятые из материала Анар Бекбасовой (Ratel.kz):
Адильхан Шайков, проработавший 20 лет репортером на казахстанских телеканалах, объясняет «низкий уровень профессионализма», о котором говорил министр, отсутствием творческой свободы и настоящей конкуренции:
– Репортер перед тем, как выехать на мероприятие по заданию редакции, заранее узнаёт о том, как снимать и что писать. Телеканал, редакторы и репортеры не могут выходить за рамки, обозначенные государственной политикой. Из-за этих рамок нет творческой свободы.
А вот что говорит Серик Абикен, который работал редактором и заместителем генерального директора на нескольких телеканалах:
– Журналистику, имеющую свои грани и особенности, потеснили, а вокруг нее собрали людей, не имеющих к ней никакого отношения. Сейчас вокруг журналистики крутятся те, кто хочет заработать и выжить. И к этому положению привели сознательно. Из сферы информации изгнаны вдумчивые журналисты, которые своим веским словом были способны пробудить сознание людей. Государственная политика приперла журналистику к глянцевым восхвалениям и ложным словам. И кого теперь в этом винить?
«Казахстаном» рулит Карин!
В связи с вышесказанным назначение Ерлана Карина руководителем РТРК «Казахстан» вызывает у многих вопросы. Некоторое время назад наша газета писала о нем: «Работа Карина на посту руководителя Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) в последнее время вызывает в журналистском кругу шепот неодобрения, который в какой-то кризисный момент может перерасти в открытое недовольство и раздражение. Дело в том, что политолог, который знает все экспертное и журналистское сообщество, за годы своего пребывания во властных структурах стал закрытым и недоступным. «Очинушился», констатируют коллеги. Что ж, возможно, для этого у него есть очень веские причины. Ерлан Карин очень ценит отношения с влиятельными людьми, является толковым политтехнологом и стратегом, который заранее продумывает все ходы и почти не ошибается. Но, скажем, тема терроризма и религиозного экстремизма, ставшая в последнее время его «коньком», была выбрана им, скорее всего, по чистому наитию. Эта работа уже сегодня приносит ему свои плоды, и в дальнейшем она может стать основой его политического капитала».
Да, Карин – неплохой политолог, образован, удачно прошел по извилистой карьерной лестнице. Но он – политический назначенец. Именно потому он будет стеснен в своих действиях. Ему подобрали продюсера, знающего шоу-бизнес, значит, «развлекаловка» на ТВ будет обеспечена. Но вряд ли Карин позволит своим журналистам устраивать жаркие политические дискуссии, делать по-настоящему правдивые, интересные новости.
На мой взгляд, для успешного руководства каналом Карину надо будет думать не над тем, как больше заработать (кстати, в нынешнем году государство выделило телерадиокорпорации «Казахстан» 18,4 миллиарда тенге бюджетных средств – Б.Г.), а над образовательными, воспитательными, просветительскими функциями ТВ. А также над тем, как правильно руководить журналистами – главным образом, в плане предоставления им свободы творчества. Для этого ему необходимы политическая воля, твердость характера.
Не зная броду…
Когда руководителями государственных изданий, в данном конкретном случае «Казахстанской правды», назначают людей, не знающих специфику производства медийного контента, то можно считать, что деньги налогоплательщиков заведомо выброшены на ветер (государство выделило газете в нынешнем году 721 млн тенге – Б.Г.). Не говоря уже о необходимости практического опыта, здесь нужны еще и навыки управленца, подтвержденные успешной реализацией проектов. Но обладает ли такими качествами Вячеслав Пащенко, назначенный в октябре прошлого года первым руководителем «Казахстанской правды»? О том, что опыт работы у Пащенко невелик, свидетельствуют не только его имя, малоизвестное в журналистских кругах, но и строки из биографии: «Окончил Алматинский государственный университет по специальности «русская филология», Академию экономики и права по специальности «финансы и кредит». Работал главным редактором экономического мультимедийного портала «Бизнес-Партнер», главным редактором информационного агентства «Интерфакс-Казахстан».
Кстати, что касается последнего: агентство, некогда имевшее высокий рейтинг, после его прихода, можно сказать, кануло в небытие.
После назначения в «Казахстанскую правду» Пащенко, разместив на своей странице в Facebook фотоизображение газеты, похвастался тем, что она сильно изменилась в позитивную сторону: поменялись шрифты (!) и размер страницы (!). Кто-то из комментаторов саркастически заметил: может, стоило подумать прежде всего о контенте? А кто-то до сих пор наивно ждет обещанных в том же посте журналистских расследований.
Между тем газета заполнена удивительно похожими друг на друга материалами. Единственное их отличие – они опубликованы на разных полосах. А так – будто все они написаны (или списаны из пресс-релизов, каких-то документов) одним и тем же человеком. Тогда как публикации на важные политические и экономические темы занимают ничтожно мало места. Вместо этого вниманию читателя предлагают бесконечные отклики в стиле «одобрямс» и цветистые рассуждения на темы, далекие от основных нужд граждан и общества в целом. Поэтому невозможно прочесть ни один материал дальше второго абзаца. О каких журналистских расследованиях можно говорить в такой ситуации? Тем более что в «Казправде» практически не осталось настоящих профессионалов.
В редакции большая текучка кадров: сотрудников увольняют «пачками» либо они сами пишут заявления и уходят в другие издания. Причем их вынуждают увольняться без объяснения причин, порой даже без выходного пособия. С этой целью проводят, например, аттестацию, во время которой журналистам задают глупые вопросы. Не знаешь – свободен. Журналистам отказывают в публикации острых материалов, либо сокращают их до крохотных заметок. Эти же статьи, не востребованные «Казправдой» и потому отданные в другие издания, собирают там большую читательскую аудиторию, о чем можно судить по количеству посещений на сайтах. Лишили сотрудников бонусов за организацию подписки, в итоге подписная кампания провалилась.
Только из Алматинского корпункта ушли:
- Алевтина Донских (руководитель корпункта);
- Сергей Ноговицын (способный журналист, что для «Казправды» редкость);
- Жанар Бульдешева (менеджер по рекламе и подписке, имеет двоих малолетних детей);
- Бахыт Жанпеисова (менеджер по приему рекламы, мать-одиночка, имеет на попечении престарелую мать);
- Денис Ломаков (водитель).
Как стало нам известно, из астанинской редакции газеты также уволились такие известные журналисты и работники, как Александр Тараков, Мира Алипинова, Рысты Алибекова, Оксана Воронина, Дамир Айдаров, Айдын Адентаева, Бектур Кадыров, Галина Штанникова, Виктор Русаков и другие.
Вот на такие грустные размышления наводят последние события в родной для меня сфере – журналистике, где работать с каждым годом становится все труднее и труднее!
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты