ПЯТНИЦА, 19 АВГУСТА 2016 ГОДА

Тысячелетний Алматы: реальность или вымысел?

Автор: Мирас Нурмуханбетов 4804 15-07-2016, 00:10

Год назад ­ЮНЕСКО включило 1000-летие Алматы в список юбилейных дат. Однако признание столь древней истории родного города вместо чувства гордости вызвало у горожан довольно противоречивые чувства - от легкой иронии до чрезмерного сарказма. Похоже, с этими стереотипами в одиночку борются только ученые-архео­логи и краеведы-любители, а чаще дело ограничивается установлением непонятной арки (за счет предпринимателя) и появлением ничего не говорящего логотипа юбилея.

Без политики

Начнем с того, что это случилось не вдруг - о 1000-летии Алматы ученые и поддержавшие их общественные деятели стали говорить еще в начале независимости, а более активно поднимать этот вопрос они стали лет десять назад. Подобные попытки предпринимались и в советское время, но тогда это особо не поощрялось. В любом случае для археологов и краеведов было неоспоримым фактом то, что здесь люди жили всегда, а закладка в 1854 году (для археологов это почти современность) русской крепости явилась лишь одним из этапов в истории нынешнего мегаполиса. Например, никто ведь не скажет, что Алма-Ата стала считаться городом лишь после того, как здесь построили здание выше четырех этажей или установили первый светофор.

Необходимо сразу оговориться: установление дат возникновения больших городов почти всегда носило политический оттенок, даже тогда, когда он вообще не предполагался. В истории с южной столицей это тоже имеет место. Хотя научно-практические конференции и "круглые столы" под условным названием "Алматы 1000 лет" (между прочим, мало замеченные СМИ, которые теперь стали говорить о "вдруг") проводились еще в 2010 году и ранее, выбор почему-то выпал именно на 2016-й. И ЮНЕСКО (серьезная и уважаемая организация, между прочим) фактически подтвердило круглую дату, включив ее в свой список юбилеев на текущий год.

Что касается политики, то, согласно существующему устойчивому мнению, официально установить дату рождения Алматы нужно было для предотвращения информационно-политических атак со стороны северного соседа, который не устает заявлять: мол, если бы они, колонизаторы, не основали Верный, то никакого города бы не было. Аргумент, конечно, весомый, особенно для плебеев, ничего не смыслящих (да и не желающих "смыслить") во всемирной истории городов, преемственности культур и принципах военно-стратегической колонизации.

По сути, ничего предосудительного в том, что ученые стремятся углубить историю, нет. Но здесь главное - опираться только на факты и артефакты. В таких случаях у них может возникнуть ­нежелательный союз с политиками, а это, в свою очередь, может навредить и науке, и политике. Здесь хотелось бы привести пример с 1000-летием Казани. Возраст вполне доказуем научными исследованиями, но для объективности были приглашены не только российские специалисты, но и их иностранные коллеги, причем последних было больше. Кстати, наши памятники археологии достаточно хорошо известны зарубежным ученым, и многие из них принимали непосредственное участие в раскопках.

Древнее старого

Итак, здесь, в живописных предгорьях Заилийского Алатау, люди жили всегда. И чем плотнее и, так сказать, насыщеннее жили, тем меньше оставалось следов пребывания здесь наших пращуров. Впрочем, кое-что сохранилось. Так, на известной всем алматинцам Бутаковке обнаружена стоянка времен палеолита, имеющая возраст в несколько десятков тысячелетий, а восточнее мегаполиса, в районе реки Майбулак (пос. Каргалы) - стоянка, возраст которой точно определен (есть такие методы) в 34970 лет.

В эпоху бронзы здесь жизнь била ключом, доказательством чему служат многочисленные артефакты, обнаруженные (случайно или в результате археологических раскопок) практически во всех пригородных ущельях и у городских рек. Но большинство стоянок и поселений того времени незаметны для простого обывателя, тем более что современный городской ландшафт скрыл их от глаз даже полу­профессиональных историков.

А вот многие памятники чуть более позднего времени, известного среди археологов как ранний железный век (РЖВ), многие старожилы и внимательные горожане видели своими глазами. Речь идет о сакских курганах, датируемых серединой I тысячелетия до нашей эры. Они были практически везде - в районе нынешних микрорайонов, в "Орбите", в "Самале" и на "Тастаке", вдоль улицы Розыбакиева, в "Каменке". Большинство их было уничтожено в советское время (исследовать удалось лишь малую часть царских курганов). Да и за последнюю четверть века, особенно во времена строительного бума, когда стоимость земли многократно превысила цену исторического прошлого, ситуация только ухудшилась.

Но есть многочисленные материальные подтверждения того, что наши предки не просто жили здесь две с половиной тысячи лет назад, но и довольно красиво жили. Об этом свидетельствуют артефакты в сако-скиф­ском зверином стиле - золотые украшения, ритуальные курильницы, величественные бронзовые казаны, жертвенники. Были также предметы, доказывающие наличие здесь земледелия - серпы, зернотерки и так далее.

Десять веков назад

Зафиксированы находки предметов и более позднего от саков, но раннего от нас времени - уже в начале нашей эры. Но все это больше очерченного тысячелетия. Поэтому остановимся на средневековье. В этот период на территории нынешнего Алматы (особенно с присоединенными к нему в последние годы районами) было с дюжину различных поселений, не считая караван-сараев, отдельных усадеб и "коттедж­ных городков".

Они тоже подверглись вольному или невольному погребению под нынешними микрорайонами, дворцами и торговыми домами. Особенно много их было в предгорьях и вдоль алматинских речек. Наиболее значительные города-поселения были там, где сейчас Академия КНБ, поселок "Заря Востока", Ботанический сад, "Ремизовка" и т.д. Там и сегодня люди находят керамику, монеты, зернотерки, наконечники стрел и другие свидетельства постоянного проживания людей. Кроме того, есть многочисленные письменные источники - арабские, иранские, европейские и китайские, которые не только говорят в пользу существования здесь развитой городской инфраструктуры, но и содержат упоминания конкретных названий (в разной тран­скрипции): Алмалык, Алмату, Алматы.

Одним из убедительных доказательств этого являются серебряные монеты (дирхемы) "алматинского монетного двора", датируемые концом XIII века (эпоха Золотой орды и Тамерлана). Наиболее ранние из них (две монеты), отчеканенные в 1271-72 годах, были найдены на территории погранучилища (здесь, как утверждают археологи, и был Алмату-Алматы) в 1979 году.

Однако не стоит связывать дату основания города со временем начала чеканки собственных денег - в мире существует множество больших городов с глубокой историей, где монетные дворы появились (если появились) уже в позднем средневековье. Примером может служить нынешняя столица России. Первая москов­ская монета появилась только в 1381 году (то есть на 110 лет позже алматинской) - почти через два с половиной века после официального дня рождения Первопрестольной. Причем право чеканить собственную монету московитянам дал хан Тохтамыш, о чем гласит надпись арабской вязью на обратной стороне московской серебряной теньги (подражание золотоординскому дирхему) с упоминанием его имени.

Если же говорить о российских источниках, то в середине позапрошлого века "колонизаторы" упорно называли это место "Алматы", говоря о том, что Верный был заложен на месте старинного казахского города. Да и кирпичи для русско-казачьей крепости, по свидетельствам очевидцев, брали из разрушенных стен какого-то большого города, находившегося неподалеку.

Однако все эти и многие другие доказательства 1000-летия Алматы почему-то не воспринимаются многими, в том числе и самими нынешними горожанами. Доходит до ­откровенных издевательств и неуместных шуток (не только в соцсетях, что вполне можно объяснить необразованностью пользователей, но и во вполне респектабельных СМИ). Эту ситуацию прокомментировал известный археолог, доктор исторических наук, академик Карл Байпаков:

- Действительно, кто-то смеется или издевается, а кто-то, наоборот, возмущается: мол, мало даете (имеется в виду возраст города - прим. авт.). Одни указывают только на Верный как на отправную точку, другие готовы удревнить город до немыслимых пределов. Но есть и те, кто реально относится к этому, основываясь не на желаниях или стереотипах, а на реальных фактах. Надо просто трезво смотреть на вещи и не впадать в крайности. Есть письменные документы, где четко написано, что в XIII веке город уже был, чеканил свои монеты, назывался Алматы. Наука археология, опираясь только на факты, говорит, что город, а не рядовое поселение, со всеми атрибутами большого города существовал еще в X-XI веках. В последние годы состоялись три серьезные конференции по этому вопросу, имеются резолюции большого количества именитых ученых. Выпущен ряд книг. Словом, мы уже 10 лет планомерно работаем в данном направлении. Эту дату утвердили не Байпаков или аким какой-нибудь, а ЮНЕСКО, основываясь на большом количестве документов.

- Но ведь люди здесь жили всегда. Почему "только" 1000 лет?

- Да, поселения здесь были и в более ранние периоды - в эпоху бронзы, в сакское время. Но мы говорим о полноценном городе, стоявшем на Великом шелковом пути, а не о селе, караван-сарае. О городе в социально-экономическом, политическом, философском смыслах. Город имеет свои признаки - количество населения, топография, развитые ремесло и торговля. И судя по всем этим параметрам, 1000 лет назад здесь был полноценный город.

Кстати, не мы первые сказали, что город является более древним, чем представляется - об этом говорили еще "верненцы", например, Абрамов, Валиханов. Этот вопрос муссируется уже два века. А тут в прессе пишут: мол, как только Казахстан получил независимость, то сразу начали подводить к конъюнктурному решению, что Алматы имеет тысячелетнюю историю.

Уверен, наш город заслуживает того, чтобы иметь статус 1000-летнего города, точно так же, как Тараз или Туркестан. И в этом направлении была проведена большая работа. Ну а возвращаясь к вашему первому вопросу, могу сказать, что у общества бывают приливы и отливы. Мало кого сейчас интересует настоящая история. А мы делаем свою работу. Ведь это же наша история. Она такая, какая есть, и это нужно принимать, а не домыслами заниматься.

Копать - не перекопать

В общем на территории Алматы, несмотря на тотальную застройку, еще сохраняются памятники археологии древности и средневековья. Более того, обнаруживаются и новые, сенсационные находки, которые могут увеличить возраст города еще на полторы тысячи лет.

Так, пару лет назад в урочище Медео, буквально в сотне метров от всемирно известного высокогорного катка, было открыто доселе неизвестное и не исследование поселение сакского времени. Есть мнение, что это некое святилище (храм), куда, вполне возможно, приходили совершать ритуальные действия современники и земляки "Золотого человека", а может быть, даже и он сам. Святилище обнаружил молодой ученый-археолог Руслан Шербаев еще в 2009 году, когда проводил своеобразную инспекцию памятников археологии южной столицы, а вот руки (вооруженные лопатой и ­совком с щеткой) дошли до него позже.

Однако в этом году раскопки там не проводились - банально нет средств. Хотя, как признался нам сам Руслан, перспективы огромные. И не только в культурном и историческом плане. При правильной организации труда и сравнительно небольших финансовых вливаниях раскоп можно (и нужно!) превратить в объект исторического туризма (благо рядом Медео и Шымбулак, куда приезжают тысячи туристов) и тем самым повысить имидж города и страны в целом.

Но это, судя по словам Шербаева, никому не нужно - ни акимату, ни руководству находящихся рядом катка и горнолыжной базы, ни коммерсантам, хотя последние могли бы на этом заработать. Это ведь не юбилейную арку (которую даже критиковать не хочется) на пересечении проспектов аль-Фараби и Достык поставить. Хотя она символизирует отношение властей города и желающих угодить им бизнесменов к подлинной истории южной столицы - лишь бы отвертеться и той устроить. Это, кстати, касается и логотипа "тысячелетия".

В заключение, как человек, связанный и с родным городом, и с археологией, могу сказать, что Алматы еще принесет сюр­призы ученым и горожанам - надо просто довериться археологам, как говорится, дать им волю (и средства). А так здесь можно копать и копать. И еще беречь то, что имеем. Не то наш мегаполис станет не только городом без прошлого, но и "поселением" без будущего.

Фото с сайтов: hraniteli-budushego.com, kapital.kz

 

Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера





Астана: 19 °C
Алматы: 22 °C
    
$ 340.09
384.74