Эксперт: бизнес-элита Таджикистана пострадает от вступления в ЕАЭС
Если предположить, что Таджикистан вступит в ЕАЭС, то и Россия, и другие страны союза будут стремиться к тому, чтобы упорядочить ситуацию на таджикско-китайской границе. Бизнес не заинтересован в этом, отметил эксперт Дмитрий Попов.
Эксперты дали оценку позитивным и негативным последствиям вступления Таджикистана в ЕАЭС.
По словам политолога Аждара Куртова, Таджикистан мог бы войти в ЕАЭС, но руководство страны в течение нескольких последних лет старается извлечь максимум из экономического сотрудничества с Китаем.
"Больший приоритет отдается не российскому направлению, а сотрудничеству в рамках проекта экономического пояса Шелкового пути. Впрочем, если Москве и Пекину удастся продуктивно соединить оба проекта, проблема решится сама собой. Пока в сотрудничестве с Россией Таджикистан делает ставку на проблемы безопасности, а не экономики", — рассказал эксперт.
Он считает, что вступление в ЕАЭС могло бы дать РТ огромный рынок сбыта.
"Таджикистану выгоден необъятный российский рынок, а тем более рынок Евразийского экономического союза. Пока для вступления Таджикистана в ЕАЭС есть препятствия субъективного характера, связанные с политикой правящих элит и первых лиц государств", — подытожил эксперт.
С ним солидарен Дмитрий Попов, руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья.
Что касается Таджикистана, он последовательно участвовал в интеграционных объединениях с Россией. Раньше он был членом ЕврАзЭс. После того как организация прекратила свое существование, Таджикистан имел полное право стать частью новых образований, но руководство взяло паузу.
Этот вопрос активно изучается. Пока правительству даются положительные рекомендации по вступлению в ЕАЭС. В 2013 году Таджикистан вступил в ВТО, приняв на себя ряд юридических обязательств, которые сильно мешают процессу присоединения к ЕАЭС.
Но даже не это основное препятствие, а то, что у руководства страны нет четкой политической воли, понимания, что это необходимо, отмечает Попов.
"В отношении Таджикистана я оптимист. Думаю, в ближайшее время он в ЕАЭС вступит. Это крайне выгодно Душанбе: трудовые мигранты получат права, которых они раньше не имели. Таджикистан и раньше заявлял, что потенциально готов к участию в таможенном союзе ЕАЭС", — подчеркивает эксперт.
С другой стороны, есть внутриполитические силы в самом Таджикистане, которые скептически относятся к ЕАЭС, например, это бизнес-элита, которая занимается торговлей с Китаем, утверждает он.
"Из Поднебесной, минуя таможенные процедуры, идет очень большая доля черного экспорта. Если предположить, что Таджикистан вступит в ЕАЭС, то и Россия, и другие страны союза будут стремиться к тому, чтобы упорядочить ситуацию на таджикско-китайской границе, все поставить на контроль. Бизнес в этом не заинтересован", — резюмировал Попов.