Кто они, «голуби» и «ястребы» казахстанской политики?
Не секрет, что в казахстанском руководстве есть два крыла - "голуби" (сторонники либерализации режима) и "ястребы" (сторонники завинчивания гаек). Однако говорить об этом и тем более разделять высокопоставленных персон по данному признаку у нас не принято - во всяком случае, открыто. Хотя по факту именно эти две группы во многом и влияют на принятие важных политических решений в стране. А потому нам стало интересно, кто же представляет сегодня эти крылья? Чья политика сейчас доминирует и чья в результате одержит верх? В этом нам согласился помочь политолог Султанбек Султангалиев.
- Прежде всего хотелось бы четко обозначить дефиниции. "Голуби" и "ястребы"? В политической системе, где все определяет один человек, любой "голубь" может стать "ястребом" и наоборот. К харизматичным политическим лидерам (типа "ястребов") можно отнести Имангали Тасмагамбетова, Даригу Назарбаеву, Нурлана Нигматулина.
Проблема в том, что никто не может вычислить истинный государственный масштаб таких деятелей. В соцсетях одно время было популярным фото мэра Лондона, едущего на велосипеде. Для нашей политической реальности это не комильфо, поскольку будет восприниматься как тупой самопиар. Вы думаете, министр обороны не сможет прокатиться на велосипеде? Сможет. Но нельзя... Непреложный закон нашей бюрократии - все должны быть в тени президента… Это условие политического выживания. То, что творят наши "разноносковые деятели", вызывает просто саркастическую улыбку… Это провал имиджмейкерской команды. Ну а если это запланированный провал, то мои аплодисменты…
- Раз уж мы об этом заговорили, то насколько сильно влияют имиджмейкеры на общественное мнение?
- Конечно, влияют... Зависит от качественного состава. Вспомните информационное сопровождение начала работы Бауыржана Байбека в Алматы. Очень грамотно и профессионально. Более того, акимат стал открытым для жителей мегаполиса. Не думаю, что открою большую тайну, если скажу, кто стоял за этой кампанией. Артур Нигметов. После его ухода все спустили на тормозах.
Сейчас имидж того или иного руководителя формируется в социальных сетях, а не в официальных СМИ, навязываемых бюджетникам. Поэтому какой бы имиджмейкер ни был и сколько бы "бабла" в это ни вкачивалось - все это бесполезно, если человек, мягко говоря, недостоин.
- Вам не кажется, что ваши определения несколько жестковаты и несправедливы?
- Я не мягкий и не пушистый. Кто-то же должен говорить правду в лицо?! Поймите, что наш Казахстан нуждается в реформировании. В политическом плане мы сейчас "успешно" застряли в конце 70-х годов XX века, а существующая политико-административная система пагубно влияет на экономику. Моя критика носит позитивный характер: "Делайте же что-нибудь для народа!" Непонимание и замалчивание социальных проблем ведет к майдану, т.е. к госперевороту.
- А кого вы можете отнести к категории условных "голубей", способных сглаживать острые углы?
- Касым-Жомарт Токаев, Булат Утемуратов и Адильбек Джаксыбеков вполне либеральны. Опять-таки с поправкой на мнение президента. Понимаете, дополнительная сложность заключается в том, что любое лицеприятное мнение о руководящих персонах воспринимается обществом либо как низкопоклонство и оплаченный прогиб-пиар или же как целенаправленная "подстава" того или иного человека. Поэтому я бы не хотел упоминать конкретные фамилии. Надеюсь, что с приходом Джаксыбекова дело Сейтказы Матаева получит цивилизованный ход, и все обвинения будут сняты. Ежу понятно, в чем дело…
- Я не еж. Может, просветите? Кто победит: "ястребы" или "голуби"?
- Победят "ястребы", так как это отвечает внутреннему самоощущению президента. Но это бесперспективный путь. Наш шанс я вижу в политическом реформировании страны, переходе к реальной демократии, к выборам акимов поселковых округов, районов, городов и областей. К сожалению, процесса демократизации я сегодня не наблюдаю.
Комментарий в тему
Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков:
- Внутри любой политической элиты любого авторитарного государства есть представители более мягкого подхода и представители более жестких методов работы. Недавно, например, я прочитал очень интересную книгу польского журналиста Рышарда Капущинского, который описал несколько жестких политических режимов в Африке и на Ближнем Востоке. И когда он рассматривал внутреннюю структуру элит, например, эфиопского императора Хебру Селассие 1, которого потом сместили военные, то выделил три группы.
Первая - это сторонники жесткой линии, считавшие, что нужно заранее наносить удары по своим потенциальным противникам. Вторые придерживались мнения, что проблемы необходимо решать не только через силу, но и через переговорный процесс. А были еще третьи, которым фактически было все равно - они могли примыкать и к тем, и к другим в зависимости от политической конъюнктуры, в зависимости от того, на кого делает ставку сам глава государства.
На мой взгляд, в Казахстане существует аналогичная система. Безусловно, у нас есть сторонники жесткой линии. Это хорошо видно по той политике, которую власть применяет, например, в отношении оппозиции. Все мы знаем, какая мощная зачистка политического поля произошла за последние годы. Думаю, что по мере приближения к транзиту власти позиции "ястребов" (жесткой линии) будут только усиливаться, а число их сторонников - расти. Не исключено, что в будущем, когда речь зайдет о преемственности власти, эта группа будет выдвигать кого-то из силовиков, причем опять-таки под соусом того, что ситуация в Казахстане может выйти из-под контроля, поэтому должна находиться в более жестких руках.
Что касается реформаторов, то они у нас тоже есть - это незначительная часть элиты, которая все-таки убеждает президента по определенным моментам в необходимости хотя бы демонстрировать желание вести диалог, пусть даже это будет некой имитацией. Будь то введение моратория на некоторые поправки в Земельный кодекс или создание комиссии по земельной реформе.
То есть по таким вот конкретным индикаторам можно наблюдать, что в одних случаях доминируют "ястребы", а в других - "голуби". Понятно, что столкновения между ними неизбежны, потому как за "уши" президента идет постоянная борьба между разными группами. Но, как я уже говорил, по мере приближения к транзиту, скорее всего, будут побеждать "ястребы". Причем свои позиции они будут укреплять на фоне поиска внутренних и внешних врагов, часто мифических.