Устоит ли Тусупбеков в обостряющейся клановой борьбе?
Когда разговор касается нынешнего председателя Высшего судебного совета РК, на ум сразу же приходит несколько стереотипов, которые, впрочем, никоим образом не дают полного представления об этом человеке. Рашид Тусупбеков, долгие годы проработавший в силовых органах, до сих пор остается загадкой для широкой общественности. При этом он сделал почти образцовую карьеру, по сей день являясь серьезным раздражителем для напирающих конкурентов.
СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ
Герой нашей сегодняшней публикации родился в 1955 году в Шымкенте. Ребенком он переехал на малую родину своего многочисленного рода аргын - в Караганду. Биография Тусупбекова интересна тем, что он, несмотря на место рождения, является сугубо "карагандинским продуктом" - там окончил школу, оттуда ушел в армию, позже получил диплом КарГУ по специальности "юриспруденция". Базовый трудовой стаж тоже наработал в Караганде и, в конце концов, дослужился до должности председателя Карагандинского областного суда. Никаких "московских образований" - судьба человека из народа, полагающегося только на собственные способности и характер.
Большая карьера Тусупбекова в Астане началась в начале XXI века, когда он был уже достаточно зрелым человеком. В конце 2000-го, спустя чуть более года после переезда из шахтерской столицы, Рашид Толеутаевич занял пост генерального прокурора РК, который занимал на протяжении девяти лет. В 2009-м он стал министром юстиции, а в 2012-м сменил Кайрата Кожамжарова в кресле главы Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью.
Близкие к Тусупбекову люди отмечают его академическое спокойствие и уравновешенность, что в общем-то и отличает бывших работников судебной системы. В достаточной степени консервативен, но тверд, налицо закалка старого советского кадра. Некоторые слишком много внимания уделяют тому, что он является достаточно близким родственником Сары Алпысовны Назарбаевой - сыном ее двоюродной сестры. Но в данном случае родственные связи не играют ключевой роли, ведь Рашид Толеутаевич начал судебную карьеру еще в начале 80-х годов прошлого столетия и был известен в Карагандинской области еще тогда, когда нынешний глава государства был в опале при Динмухамеде Кунаеве.
Судя по всему, Президент долго присматривался к своему балдызу, делавшему карьеру на второй малой родине Елбасы, и в итоге вот уже полтора десятка лет Рашид Тусупбеков является одной из самых авторитетных и влиятельных фигур в силовой и судебной системах страны. Как говорится, он поздно начал, но и начинать ему выпало - с барабанным боем.
КОМАНДА ИЛИ КЛАН?
То, что Рашид Тусупбеков не был изначально кадром лично Нурсултана Назарбаева (как, скажем, один из его земляков Оралбай Абдыкаримов), вовсе не значит, что у него не было никакой протекции. Издавна считается, что он входит в клан "карагандинцев", которые во все времена имели серьезный вес в казахстанской политической элите. Еще какие-то три года назад выдвигалась версия о том, что именно эта группировка и аффилированные с ней люди займут фактически все ключевые позиции в системе государственной власти при отдельной, особой роли Нурсултана Назарбаева и Карима Масимова. Президент не раз опирался на проверенные карагандинские кадры, которые сопровождали его всю политическую жизнь, а потому эта гипотеза казалась вполне жизнеспособной. И ключевые роли в обновленной управленческой элите должны были играть Нурлан Нигматулин, Серик Ахметов и Рашид Тусупбеков.
Расклад был вполне логичный: опытный аппаратчик Нигматулин, который имеет свою сильную команду, дополненную кадрами разгромленного Аслана Мусина; интеллектуал и управленец Серик Ахметов, занявший к тому моменту пост премьер-министра; и силовик Тусупбеков со своей командой, в которую входят проверенные люди из финполиции, судебной системы и Минюста. Однако несмотря на то, что подобный триумвират очень красиво смотрелся на бумаге, эксперты не раз подчеркивали, что на самом деле никакого карагандинского клана не существует. Скорее, речь идет о трех независимых и не связанных близко между собой потенциальных союзниках, которые в час "Х" могут объединить свои ресурсы - но не для того, чтобы узурпировать власть в стране, а с целью противостояния амбициозным политическим кланам. И в судьбе Тусупбекова "карагандинские" тоже могли играть только косвенную, поддерживающую роль. Всегда приятно иметь в знакомых земляка, на которого имеет виды сам Президент.
Дальнейшие события показали, что эта теория наиболее верная. Если бы карагандинцы и в самом деле были единым кланом, то вряд ли бы их так легко, одного за одним, вывели бы из игры. Сегодня только Нурлан Нигматулин остался в высшем эшелоне государственных чиновников, и только его позиции выглядят незыблемыми.
ОДИН В ПОЛЕ
Ни для кого не секрет, что за полтора десятка лет работы в Астане на самых высоких должностях Рашид Тусупбеков нажил себе немало врагов. В первую очередь, речь идет о его извечном конкуренте Кайрате Кожамжарове, который в настоящее время занимает пост главы Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции - ведомства, унаследовавшего функции финпола.
Напомним, что в 2012-м именно Тусупбеков сменил Кожамжарова в кресле главы финансовой полиции. Причина заключалась в том, что напор и воинственность Кожамжарова в деле отлова коррупционеров создавали этой структуре плохой имидж, и было принято решение заменить его уравновешенным и консервативным Тусупбековым. Как поговаривают люди знающие, новый начальник произвел серьезную кадровую чистку, а на ключевые роли назначил своих людей. Злые языки утверждают, что с обеих сторон началась работа по сбору компромата. Противостояние вошло в затяжную фазу. В это же время Тусупбеков стал делать успехи на ниве борьбы с коррупцией. Так, при нем был "взят" глава комитета таможенного контроля Серик Баймагамбетов. Поговаривают, что набиравший все больший вес руководитель финпола стал проявлять интерес и к председателю Верховного суда Кайрату Мами. Но, как известно, слухами земля полнится.
Впрочем, успешно игравший на нескольких фронтах Рашид Тусупбеков в итоге все-таки потерпел поражение (пусть даже промежуточное), от которого не может отойти по сей день. Есть мнение, что в борьбе против него объединили свои силы Кайрат Кожамжаров, Кайрат Мами и Асхат Даулбаев, ныне Генеральный прокурор РК, у которого давние счеты с нашим сегодняшним героем. Атаки противников Тусупбекова имели кумулятивный эффект, и в итоге он не выдюжил.
Не будем строить догадок и теорий, приведем факты. В 2014 году Тусупбеков получил пост председателя Высшего судебного совета - консультативного органа, который не может принимать никаких ключевых решений. Тогда же его конкурент Кожамжаров возглавил Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции. И начался покос: в сентябре был арестован экс-аким Карагандинской области Бауржан Абдишев, в ноябре - экс-премьер Серик Ахметов, в начале марта 2015-го - экс-глава Алматинского департамента финансовой полиции Амирхан Аманбаев, близкий сподвижник Тусупбекова. Вместе с последним под следствием находится еще не один десяток человек, лояльных или близких Рашиду Толеутаевичу. В настоящее время герой нашей публикации не имеет возможности повлиять на ситуацию, поскольку отодвинут на второй план. По слухам, готовится очередной этап "охоты на ведьм" - и вновь прицел направлен на сподвижников Тусупбекова. Вполне возможно, что он понес и продолжает нести репутационные потери, о которых знают на самом верху. По другой информации, высшие государственные мужи пока наблюдают и ждут, чем же в итоге закончится кровавая схватка двух офицеров. Конца и края этому противостоянию пока не видно.
Данная ситуация в некотором роде говорит о том, что Кожамжаров и Мами стали союзниками, и, возможно, их группа в ближайшем будущем будет играть еще более значимую роль в системе государственной власти. Поговаривают даже о том, что их усилиями реанимирован "южный клан".
Но это уже совсем другая история.