Как Казахстану бороться с терроризмом и террористами?
Трагические события в Актобе взбудоражили наше общество. Конечно, меньше всего хотелось бы, чтобы хроника борьбы с проявлениями терроризма становилась для нас привычной, но и уподобляться страусу, прячущему голову в песок при опасности, не следует. Вместе с тем, каждый раз, когда происходит ЧП такого рода, возникает закономерные вопросы. Например, как следует бороться с терроризмом и террористами? И хватит ли у нас для этого воли и сил?
Мы попросили известных отечественных экспертов высказаться по этому поводу, адресовав им следующие вопросы:
1. Есть ли у казахстанской власти стратегия борьбы с терактами?
2. Если да, то почему она плохо работает? Чем это можно объяснить – непониманием природы радикализма или банальным отсутствием опыта практической борьбы с его проявлениями?
3. Нужна ли нам помощь со стороны? И если да, то чей опыт для нас предпочтительнее? Например, российский или израильский? А быть может чей-то еще? К примеру, опыт Великобритании в противостоянии экстремистам из североирландских группировок, или же итальянская практика борьбы с «красными бригадами»?
Необходимо формировать доверие к работе спецслужб
Рустам Бурнашев, политолог:
1. В Казахстане создана достаточно эффективная нормативная и программная основа для противостояния терроризму. Еще в июле 1999 года был принят закон «О противодействии терроризму», в который неоднократно вносились корректировки и поправки. В совокупности с другими законодательными актами он формирует нормативно-правовую основу борьбы с терроризмом в стране.
Кроме того, в Казахстане реализуется государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2013-2017 годы. В стране действует целый комплекс структур, призванных обеспечить эффективную борьбу с терроризмом – это и МВД, и КНБ, а также не силовые структуры, такие как Комитет по делам религий. Налажено взаимодействие по данному вопросу практически со всеми странами-партнерами, а также международными структурами, в которые входит Казахстан. Причем в ряде случаем это взаимодействие институционализировано. Например, в рамках ШОС действует Региональный антитеррористический центр.
Таким образом, можно уверенно утверждать, что в Казахстане есть стратегия противостояния терроризму в самом широком смысле этого слова – как на уровне нормативных и программных документов, так и на уровне их реализации.
Однако позволю себе отметить, что постановка самого вопроса («есть ли у казахстанской власти стратегия борьбы с терактами»), с моей точки зрения, не вполне корректна. Если мы примем именно эту формулировку, то, как бы на него кто-то не ответил, ответ будет указывать на отсутствие в Казахстане эффективной стратегии противодействия терроризму.
Дело в том, что в данном случае нельзя дистанцировать власть и население. Противостояние терроризму – дело не только органов власти и отдельных структур, но и всего населения страны. Без такого взаимодействия борьба с терроризмом, как показывает мировая практика, не может быть эффективной. Собственно, на это прямо указывается в государственной программе по противодействию терроризму.
2. Я не могу согласиться с тезисом, что стратегия противодействия терроризму в Казахстане работает плохо. Сколько было в Казахстане совершено террористических актов за период с момента принятия закона «О противодействии терроризму»? Я говорю о реальных террористических актах, которые получили соответствующую оценку в суде, а не о том, что называет террористическими актами «широкая общественность».
Всего три акции: а) два взрыва в Атырау 31 октября 2011 года; б) акции в Таразе 12 ноября 2011 года и в) серия видеороликов с призывами к политическому насилию, размещенных так называемыми «Солдатами халифата».
Последние печальные события в Актобе еще не получили судебной оценки и могут рассматриваться как проявления террористической активности только с точки зрения оперативных действия силовых структур. А сколько акций было предотвращено?
Надо хорошо понимать, что ни в одной стране мира невозможно предотвратить террористическую активность на 100%. Соответственно эффективность противостояния терроризму оценивается в большей степени именно по предотвращенным акциям. И в этом смысле в Казахстане противостояние терроризму вполне эффективно. Это, конечно, не значит, что в Казахстане все идеально.
Всегда есть направления совершенствования. Например, с середины 2000-х годов в мировой практике центр внимания смещается с вопросов противостояния терроризму на вопросы предотвращения радикализации отдельных людей и групп, а также дерадикализации. Это направление деятельности рассматривается как более эффективное, так как позволяет сократить основы для экстремистской деятельности на самом глубоком уровне. В Казахстане такой принцип разрешения проблем подобного рода стали практиковать совсем недавно.
Сюда же примыкает вопрос взаимодействия силовых структур с населением и общественными организациями. К сожалению, эта позиция остается одной из самых проблемных. Преодоление дистанции между силовиками и гражданами, формирование у граждан безусловного доверия к полицейским и другим представителям спецслужб – практически ключевой вопрос противостояния терроризму.
И последнее, что, по моему мнению, нужно отметить. Во многих странах контртеррористическая деятельность скатывается к мерам, жестко ограничивающим основные свободы. Она проводится под лозунгом, что безопасность – превыше всего. Я не думаю, что это правильный путь. Всегда необходим баланс между свободой и безопасностью.
3. Я не стал бы употреблять термин «помощь», поскольку он предполагает некоторую однонаправленность. Скорее, имеет смысл говорить о сотрудничестве, которое, безусловно, необходимо. Это и вопросы информационного обмена, обмена опытом, отработки вопросов взаимодействия. Такое сотрудничество необходимо со всеми странами-партнерами. Более того, как я уже отмечал, оно активно проводится.
В противостоянии терроризму Казахстан обходится своими силами
Эдуард Полетаев, политолог:
- «Если борьба с терроризмом заявляется в качестве одного из приоритетов в обеспечении национальной безопасности Казахстана, то, разумеется, это не могло не быть отражено в соответствующих документах и планах действий. Давно уже заложены правовые основы борьбы с терроризмом (в том числе Закон РК «О борьбе с терроризмом» от 1999 года). Казахстан присоединился к различным международным конвенциям и протоколам, принимает активное участие в работе таких антитеррористических структур, как АТЦ СНГ, РАТС ШОС, ОДКБ.
Кроме того, деятельность ряда организаций в Казахстане запрещена Верховным судом. Сейчас, кстати, работает государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2013-2017 годы. Это довольно амбициозный проект, судя по тому, что целью его заявлено формирование у казахстанцев (в особенности у молодежи) сознания, не воспринимающего экстремистские и террористические идеи.
Целевые индикаторы у этой госпрограммы, если они будут выполнены, довольно оптимистичны (например, готовность госорганов к минимизации и ликвидации последствий деструктивной деятельности к следующему году должна составить 100%).
Также важно обратить внимания на поручения, которые озвучил президент Казахстана на недавно прошедшем заседании Совета безопасности. Оно задает алгоритм действий государства в ближайшее время. Как сказал Нурсултан Назарбаев, в скором времени будут приняты комплексные решения по многим вопросам, и на этом направлении должны произойти ощутимые изменения.
Следует отметить, что Казахстан, сталкиваясь с проявлениями терроризма, справлялся с ними собственными силами. Не всегда, конечно, антитеррористические операции проводились без сучка и задоринки, но, тем не менее, власть на компромисс с террористами не идет, и не будет делать этого и впредь. И даже, несмотря на то, что радикалы порой умело пользуются клавиатурой разочарований на волне экономического кризиса, их постулаты достаточно просты.
Причиной всех бед они объявляют, как правило, моральную испорченность. А использование инструментов коммуникабельности вроде социальных сетей и живого общения дает новым адептам экстремистских групп чувство солидарности и силы. И со всем этим вполне реально бороться. В своих подходах отечественные радикалы не отличаются ничем принципиальным от иностранных. К тому же все силовики мира используют опыт своих зарубежных коллег.
Важно понять, что не только государство должно быть исключительно ответственным за безопасность страны. Принципиальное значение имеет поддержка от населения. Одним набором силовых методов проблему не решить. Хотя и контроль не должен ослабевать. Сила террористов, увы, в том, что они применяют ассиметричные методы противостояния, а к ним постоянно готовыми быть трудно, да и никогда не знаешь, где беда грянет.
При этом, чтобы выбить почву из под ног радикалов, необходимо постоянно, не останавливаясь на достигнутом, работать над созданием приемлемой атмосферы для жизнедеятельности населения. Поэтому люди должны верить государству и общим ценностям народа Казахстана, а не заезжим проповедникам».