СРЕДА, 7 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА

О том, что из советского опыта нам могло бы пригодиться в современном Казахстане

4308 3-04-2015, 01:00

Существует максима, гласящая, что все новое - это хорошо забытое старое. Во всяком случае, многие скептики именно так воспринимают интеграционные проекты, в которых участвует Казахстан. И потому, нет-нет, но встретишь высказывания о якобы возрождении СССР (пока в формате ЕАЭС). Мы решили выяснить мнение по этому поводу некоторых наших современников, задав им следующие вопросы:
1. Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите или видите аббревиатуру "СССР"?
2. Если бы у вас была такая возможность, то, что из того времени вы перенесли бы в нынешнее?
3. А с чем бы из той эпохи вы расстались без сожаления? В общем, что хорошего и что плохого было в "совке"?

Единообразие серости порождает ксенофобию

Марат Толибаев, блогер:

1. Когда я вижу аббревиатуру "СССР", то первая ассоциация, возникающая у меня в голове, - это мощь. Советский союз был огромным и мощным государством, которому были по силам такие гигантские проекты, как первый полет человека в космос, освоение целины, строительство Байкало-Амурской магистрали и т.д. Концентрация огромных ресурсов позволяла делать это. Вторая ассоциация - это советский строй со всеми его минусами: командная система управления экономикой, отсутствие плюрализма мнений в политике, господство интересов общества над интересами личности и т.д.

2. Из той эпохи я бы перенес в нынешнее время интернационализм. Мы были многонациональной страной, и дружба между представителями разных национальностей культивировалась в нашем сознании с детства. Считаю это хорошей чертой Советского Союза. Что еще у меня вызывает восхищение в тех временах, так это четко отлаженная идеологическая работа - как в содержательном, так и в организационном плане. По сути, мы все верили в коммунизм. Нам смогли внушить эту веру. А организационно мы были четко объединены в октябрят, пионеров, комсомольцев и коммунистов. Американским бойскаутам далеко до такой организации. Понимаю, что такая идеальная организованность зиждилась на тоталитаризме, но все же кое-что перенять, думаю, можно было бы.

3. В "совке" мне не нравится многое. Во-первых, классовая неприязнь. Нас научили ненавидеть буржуев, богачей, капиталистов и внедрили глубоко в сознание ненависть к богатству и благосклонность к бедности. Это до сих пор тормозит наше развитие.

Во-вторых, патерналистское отношение к государству. "Совок" научил нас надеяться на государство как на родного отца, который не даст пропасть. Такое мышление расслабляет, притупляет ответственность за свою судьбу. Также "совок" научил нас относиться к власти как к непререкаемому авторитету. Вместо того, чтобы научить нас воспринимать чиновников как слуг народа.

В-третьих, тоталитарный строй воспитал в нас единообразие, мышление серой массы. Отсюда родилась "ксенофобия" - неприязнь ко всему новому, чужому, необычному.

Были и другие негативные явления.

Пока мы перенимаем все худшее
Айдар Алибаев, председатель правления общественного объединения "Финпотребнадзор":

- Довольно сложные, неоднозначные и противоречивые вопросы. Сейчас, спустя столько времени, многое из прежней жизни воспринимается по-другому. Самые теплые воспоминания, конечно, связаны с детством. Оно было абсолютно беззаботным и чистым. Школа, пионерские лагеря, огромный двор с десятками пацанов и девчонок, дружба, искренность и открытость и какие-то близкие и неравнодушные отношения между людьми. Мы с утра до ночи, кроме школьных занятий, играли на улице, ничего и никого особо не боялись и не задумывались о завтрашнем дне.

Но по мере взросления появлялись вопросы. Да было бесплатное образование и здравоохранение, были копеечные цены на коммунальные услуги и дешевые дома отдыха, были некая защищенность и уверенность в завтрашнем дне, а также довольно высокие духовные потребности. Но был и тотальный дефицит товаров и продуктов, низкое их качество, низкий уровень жизни огромного числа людей, недоступность и невозможность удовлетворения самых разных потребностей. Это в материальной сфере, о которой мы, будучи молодыми, бесшабашными и беззаботными, практически не думали.

Но были и другие стороны жизни, которые все больше и больше заставляли задумываться. Однажды в Москве, будучи студентом второго курса, я был приглашен эстонским студентом на закрытую вечеринку. Молодой поэт читал собственные стихи на эстонском языке. Стихи были об Эстонии, о любви к ней, о ее прекрасной северной природе, о печальной судьбе страны. Под влиянием стихов студенты разбили алебастровый бюст Ленина и порвали кумачовую здравицу в честь очередного съезда КПСС в актовом зале одного из московских общежитий. Расправа последовала незамедлительно и в жесткой форме. Многие пострадали, некоторым просто сломали жизнь. Тогда я впервые увидел зубы коммунистической власти, которые клацнули возле моего уха. Страха не было, но удивление и шок запомнились надолго.

Второй случай произошел уже со мной самим, и избежать зубов мне не удалось. Тайно начитавшись запрещенного тогда Солженицына, за которого в то время давали реальные сроки, и будучи под сильным влиянием прочитанного, я без задней мысли и с беззаветной и запальчивой глупостью вступил в перепалку с преподавателем научного коммунизма. Серьезные неприятности я заработал уже через два часа на комсомольском собрании.

В московской студенческой среде разговоры были очень откровенные и часто предельно критические. Мы видели несоответствие между лозунговой жизнью и тем, что реально нас окружало, и наши души не хотели мириться с этим противоречием. Я вдруг стал видеть то, что раньше было недоступно моему вниманию. Людской страх, какая-то задавленность, равнодушие, а то и уныние, а порой и нескрываемое недовольство и даже резкое неприятие существующего образа жизни как будто повылазили из всех углов.
Хотя, надо признать, преобладающей массе населения всякие душевные переживания были чужды. Они просто существовали. Была бы работа, да деньги, да возможность расслабиться по пятницам.

В колхозах, куда нас отправляли на картошку, на заводах, где мы проходили практику, мы видели тяжелую, однообразную, а порой и беспросветную жизнь с невысокими заработками. Было видно, что народ свыкся и просто тянет непростую свою лямку. А лозунги, здравицы, громкие речи партийных активистов помогали заретушировать реальность и придать жизни нужный глянец. Когда в конце семидесятых СССР ввел войска в Афганистан, но власти при этом долго делали вид, что ничего не произошло, и официально ничего не признавали, хотя уже начали приходить первые "грузы 200", возникло ощущение чего-то неправильного и непоправимого.
Начавшаяся после окончания института взрослая жизнь тоже заставляла задумываться об окружающей жизни как о какой-то другой, не соответствующей тому, что я ожидал увидеть.

С одной стороны, вроде все было нормально: завод и производственные планы, рацпредложения и комсомольские мероприятия, огромный коллектив и награждения ударников труда, майские демонстрации и праздничные веселые попойки. Но была и другая сторона: бесконечные разговоры и недовольство, жалобы и анонимные письма, тотальный дефицит и огромные очереди, пьянство рабочих и многолетнее ожидание квартир, высокие производственные показатели и скрываемый брак с приписками, красивые слова руководства, партийных руководителей и понимание полной лживости их выступлений. И какое-то неприятие всего этого, и закрытые рты людей, и понимание абсурдности происходящего, которое читалось в их глазах.

Декабрьские события 1986 года в Алматы трудно обозначить каким-то одним словом. Они просто перевернули сознание и все внутри. Абсолютное несоответствие между потоками откровенной лжи и тем, что произошло на самом деле, превзошло все, что до этого я слышал, видел и читал. Наверное, это был окончательный переворот в моем сознании. А система подписала себе приговор, расписавшись в своем бессилии и приближающемся закате.

Независимость пришла к нам как-то буднично и незаметно. Мы, наверное, даже не сразу осознали, что живем в другой стране. Первые кооперативы, первые поездки за рубеж, первые люди с непонятно откуда взявшимися большими деньгами, вакханалия продаж и перепродаж. А уже потом приватизация, оказавшаяся первым серьезным и крупным обманом народа, четко обозначившая направление нашего дальнейшего движения. Хотя мы этого тогда еще не понимали. Понимание пришло позже.
Но главное все-таки произошло: мечта наших предков о независимом государстве сбылась.

Десятки, если не сотни наций и народов могут об этом только мечтать. Да и стартовые возможности для построения новой жизни у нас были более чем хорошие. Ничто не мешало нам думать о построении справедливого общества, в котором интересы человека стояли бы на первом плане.

Мы объявили себя страной с рыночной экономикой. Многое, еще немыслимое вчера, теперь стало возможным. Но в политической жизни мало что изменилось. Поменялись названия, вывески, риторика.
Время показало, что из прежней жизни в сегодняшний день перешло все самое худшее, и оно еще многократно усилилось вследствие тотальной вседозволенности и безответственности. А промышленный, аграрный, научный и человеческий капитал, доставшийся нам в наследство, был бездарно разбазарен, за что уже сейчас стыдно смотреть в глаза собственным детям. И изменить эту ситуацию - наша сакральная задача.

Да, была огромная страна, закрытая для остального мира, так же, как и весь мир был закрыт для нее. Был и космос, и балет, но не было счастливого, свободного, дышащего полной грудью человека. Поэтому кроме ностальгических воспоминаний о детстве и юности, Советский Союз не вызывает у меня других положительных эмоций. Кровавая революция и братоубийственная гражданская война, опустошающая коллективизация, голод и туберкулез, репрессии и лагеря, разрушительная война и коммунистический диктат не могут вызывать у меня ничего, кроме глубокого и категорического неприятия.

А если добавить к этому тот факт, что перечисленные события уничтожили практически весь мой немалый род, то можно понять мою искреннюю нелюбовь к большевистско-коммунистической системе.

Сегодня я связываю свою жизнь и будущее моих детей с уверенностью в том, что наш народ проснется от многолетнего беспамятства и сна, и Казахстан, совершив необходимые преобразования, станет крепкой, продвинутой и развитой страной, в которой люди будут хотеть жить и творить в XXI веке.

Интеграция недееспособности
Талгат Исмагамбетов, политолог:

1. На уровне личных ощущений: стихи о советском паспорте. Несокрушимая и легендарная армия, "в боях познавшая радость побед". Географическая карта с реками, горами, лесами, степями. Лики членов Политбюро ЦК КПСС, которые взирали на нас отовсюду. Беспроблемные, без таможенных мытарств поездки в любой конец страны. И при этом непохожесть - культурная и историческая - между эстонцем и узбеком, например.

Развал СССР вызывает некую аналогию с крахом Римской империи, после которого были долгие века перемен, особенно на юге Европы, пока не сформатировались нынешние государства. Настолько власть в СССР привыкла требовать "одобрям-с" от народа, а народ позволял себе дать это "одобрям-с", что тихо-мирно, даже с нарушением конституции СССР исчезла огромная держава. Известный факт: одна из палат последнего созыва Верховного совета (кстати, в нее входил наш Петр Своик) даже не успела дать одобрение Беловежским соглашениям.
Другие ассоциации из того же ряда, связанные с исчезновением крупных империй прошлого, - Золотая орда, арабский халифат.

2. Что из того прошлого я бы перенес в наше время? Больше естественности в отношениях и образе жизни - от питания до производства товаров и услуг. Отношения между властью и народом, более соответствующие нашей политической культуре. Кстати, тогда, помимо апелляции к закону, была также апелляция к культуре стыда, к совести - особенно на уровне старших поколений. В политическом отношении неплохо было бы перенять контроль и проверку исполнения принятых решений, в чем участвовали и СМИ, общественные организации.

Плюс ощущение причастности к великой державе, неизвестное нынешним поколениям: представьте, например, молодых узбеков, рассуждающих не о гастарбайтерстве и не об исламе, а о том, чем станет Афганистан - новой советской республикой или очень дружественной страной, как Монголия.

3. Если говорить о недостатках той системы, то это, например, негибкость в планировании, нежелание видеть тенденции, не укладывающиеся в прокрустово ложе валовых экономических показателей. Это догматика, попытки сравнивать все достижения с 1913 годом. Причем ответственны за этот догматизм вовсе не классики марксизма - они-то умерли еще до возникновения СССР. В эпоху Брежнева было видно, что размножившаяся сверх меры бюрократия все более формально следует теории марксизма-ленинизма. Она даже не читала слова Энгельса о том, что, помимо общественного производства, есть еще один базис общества - семья. Кстати, такой подход применим и к объяснению отношений, сложившихся в Средней Азии и Казахстане, в том числе клановых.

Что еще вызывало неприятие? Экстенсивность экономики - в частности, бездумная распашка целины ради решения хлебной проблемы. И вообще, экономические проблемы зачастую решались за счет природы. Но все это перекочевало и в наше время, в новые государства. В 1970-1980 годах погибал Арал, а теперь такое ощущение, что на очереди Каспий.

"Совок" - не нравится мне это слово. Зачем себя так унижать? Как-то чувствуешь себя приниженным. Я даже помню, представители каких этнических и социальных групп это чувствовали. Но идти за растиражированной фразой, пусть даже хорошо выражающей их состояние с начала 1950-х и особенно в эпоху Брежнева, незачем. Советский человек был во многом не подготовлен к реалиям будущего, к изменению правил жизни. Он знал, что все за него решают вверху, и действовал как крестьянин в эпоху гражданской войны: его грабят - молчит, у него появится возможность пограбить - сам возьмет что-то.

А вот будет ли СССР-2? Пока больше просматривается собирание земель формально через договор, как в 1922 году, но содержание иное - больше как примыкание земель к Российской империи. Из-за отталкивания от других соседей, от неспособности в одиночку решить некоторые базовые проблемы, из-за согласия пойти на неудобства союза, чтобы решить какие-то вопросы и ради этого не слушать голос скептиков и оппонентов.

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты

Ваш email:
Конфиденциальность гарантирована
Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера


Айдар опубликовал 3 апреля 2015 11:45
от советского союза мы взяли очень многое, и самое главное это то что в нашей стране проживает очень много разных народностей, мы являемся самой многонациональной страной мира, по сути мы уменьшенная модель СССР потому что в Казахстане все народности живут хорошо.

Жандос опубликовал 3 апреля 2015 16:30
Конечно есть и положительные моменты в советском союзе, но то что было разнообразия продуктов и одежды, эти очереди за маслом или колбасой, их бы не хотелось брать с собой в наше время.

Маулен опубликовал 4 апреля 2015 16:59
Конечно можно согласиться с собеседниками, но по мне нужно позаимствовать политику в институте семьи. А то общество совсем испортилось, сколько сейчас разведенных пар

Сабит опубликовал 4 апреля 2015 17:21
согласен по поводу ячейки в обществе, нужно создавать и воспитывать сильный народ, а сила в единстве. если у всех будут семьи и дети то все будут работать и жить мирно, и лишнее в голову не придет ))

Серик опубликовал 5 апреля 2015 15:31
уже ничего, сейчас не то время и наш народ уже не сможет так жить, конечно если жизненные обстоятельства, что не дай Бог.

Ахмет опубликовал 6 апреля 2015 10:08
я считаю в совке было хорошо то что у людей не было ничего а они все равно были счастливы, а сейчас есть все и многие люде не счастливы, нужно этот принцип переносить всегда с собой.

Арман опубликовал 9 апреля 2015 11:07
спокойнее и безопаснее было, двери всегда открыты, ключик под ковриком, про педофилов даже не слышали. Сейчас ребенка на 5 минут опасно оставлять без присмотра

Назира опубликовал 9 апреля 2015 16:36
"Нас научили ненавидеть буржуев, богачей, капиталистов и внедрили глубоко в сознание ненависть к богатству и благосклонность к бедности. Это до сих пор тормозит наше развитие" Совершенно согласна! Наши родители привыкли 10летиями работать в одной компаний, школе, заводе, поликлинике. И они очень сложно воспринимают новые развития. Им всего достаточно. И менять нечего не хотят.




Астана: 12 °C
Алматы: 15 °C
    
$ 339.8
379.39