ВОСКРЕСЕНЬЕ, 9 СЕНТЯБРЯ 2018 ГОДА
20-06-2014, 00:17

Обернется ли реальностью ностальгия по советскому прошлому?

Призрак СССР: откуда ветер дует

Чем дальше мы от Советского Союза, тем больше ностальгия по нему. Это чувство присуще значительной части населения постсоветских стран, и уйдет оно только со сменой поколений, считают эксперты. Но одно дело тосковать по былым стабильным временам, а другое - пытаться вернуть невозвратное... В рамках сегодняшнего экспертного обсуждения мы попытаемся разобраться, насколько сильны такие настроения в Казахстане? Чем в этом плане мы отличаемся от России, где активно возрождают советские символы? Что не помешало бы перенять у СССР, а что ни в коем случае нельзя реставрировать?   Толганай Умбеталиева, генеральный директор Центральноазиатского фонда развития демократии: "На официальном уровне довольно прохладно относятся к советским символам" - В Казахстане сильна ностальгия в основном по социальным условиям проживания в СССР. Как показывают результаты нашего исследования, которое проводилось в 2010-2013 гг., люди чаще всего вспоминали о том, как тогда все было ясно и понятно в повседневной жизни - меньше беспокойств, больше предсказуемости. Выделяли: бесплатное здравоохранение, образование, после учебы - гарантированное трудоустройство, стабильная заработная плата и ясное будущее. Но на вопрос: "Хотели ли бы вы вернуть СССР?" большинство респондентов отвечало отрицательно, отмечая, что как бы ни было тяжело сейчас, жить в независимом государстве все же лучше. Такие ответы были характерны для респондентов-казахов, тогда как участники опроса из других этнических групп свое нежелание вернуться к советскому прошлому объясняли тем, что и у современной жизни есть свои преимущества: возможность выехать за рубеж, иметь свой бизнес и т.д. Доля же тех, кто хотел возврата в СССР, была невысока. Думаю, в этом плане отличаются цели и задачи, которые ставят перед собой Казахстан и Россия. Москва хочет вернуть былую мощь и вновь стать супердержавой, каким был Советский Союз. Соответственно, Кремль в качестве первого шага для достижения этой сверхцели видит восстановление своего лидерского статуса на постсоветском пространстве. Ясно, что за два десятилетия в бывших союзных республиках очень многое изменилось, и соединить их, а также консолидировать общество внутри России, с точки зрения Москвы, способны советские символы, которые имели "магический" характер. Создание новых ценностей, которые были бы понятны населению большей части республик, - долгий процесс, в то время как Путин намерен "ускорить" его. Поэтому, на мой взгляд, и используются столь активно советские символы. Тогда как Казахстан настроен на национальное строительство и сохранение нынешнего статуса-кво в политическом плане. Для него приоритетнее независимость, поэтому на официальном уровне довольно осторожно и прохладно относятся к этим символам. Тем более что сам президент страны долго позиционировал себя в качестве противника СССР, хотя, как известно, он пришел на волне перестройки и был сторонником Горбачева, который хотел его реформировать. Я являюсь противником того, чтобы перенимать что-либо от СССР, хотя и признаю, что с политической точки зрения очень многие шаги и ходы были эффективными - к примеру, по сплочению народа…   Рустем Кадыржанов, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МОН РК: "Многие казахи стали бояться России, опасаясь, что следующим объектом ее экспансии после Украины станет Казахстан" - У меня есть ностальгия по СССР. Большую часть своей жизни я прожил в тогда еще единой стране. Детство, молодость, образование, создание семьи, профессиональное становление (кандидат и доктор наук) - все это прошло и произошло в моей жизни в советское время. Невозможно не вспоминать обо всем этом без ностальгии, а значит, и без ностальгии по СССР. С моей ностальгией и ностальгией моих сверстников все понятно. А вот почему она существует у тридцати- и даже двадцатилетних, тех, кто родился после распада СССР или застал его в младенчестве, - это не совсем понятно. Я могу объяснить такие настроения тем, что они повторяют слова своих родителей, которые говорят им о том, как хорошо было раньше и как плохо теперь. Об этом говорят, как правило, те, кто не вписался в новую реальность, поносит ее и всячески превозносит прошлую жизнь. Это такой социально-психологический механизм компенсации. Неудовлетворенные своим нынешним положением люди начинают мифологизировать свое прошлое и транслировать эту мифологию новым поколениям. Это миф о "золотом веке". Одно из расхожих утверждений: "Раньше хлеб стоил двадцать копеек, и на зарплату в сто двадцать рублей можно было хорошо жить". Я жил на сто двадцать рублей в месяц и знаю, что это такое: вам не желаю. В таком виде ностальгия по СССР существовала всегда. Но вы правы в том, что в последнее время она стала усиливаться. Почему? Я думаю, ветер дует из России. Для русских распад Союза стал настоящей катастрофой. Ведь для них СССР был "большой Россией", в любом уголке которой (от Таджикистана до Эстонии) они чувствовали себя очень комфортно, как у себя дома, везде были русско-советские порядки. Но вдруг все изменилось, и русские неожиданно для самих себя оказались за границей (в ближнем зарубежье). Но оставалась мечта, что в один день все вернется на круги своя. Политика Путина по созданию Евразийского союза, захвату Крыма, отъему Абхазии и Южной Осетии у Грузии породила надежды, что "возрождение СССР" очень даже возможно. То есть "ностальгия по СССР" - это массовый социально-психологический фундамент политики "собирания русских земель": чем больше ностальгия - тем сильнее поддержка такой политики. Ничего удивительного не вижу в том, что и в Казахстане сильна ностальгия по СССР. Во-первых, здесь проживает много русских, а у них надежда на возрождение СССР и поддержка путинской политики очень серьезная. Сильные пророссийские настроения сохраняют и некоренные народы Казахстана, и многие русифицированные казахи. К примеру, у моих родственников в Караганде телевизор весь день показывает российские каналы, они смотрят все подряд: новости, сериалы, концерты и т.д. Стоит ли удивляться тому, что моя тетя называет украинцев "фашистами", а русские для нее - "наши"? Но Казахстан отличается от России тем, что в нем большинство населения составляют казахи. Далеко не у всех у них, особенно после захвата Крыма, пророссийские настроения. Многие казахи стали бояться России, опасаясь, что следующим объектом ее экспансии после Украины станет Казахстан. Эти люди далеки от ностальгии по СССР. Для них советское время - это "колониальное время". По их мнению, чем быстрее Казахстан откажется от советских символов и вообще от всего советского, тем быстрее уйдет в прошлое "колониальное прошлое". Да, в СССР было много хорошего. Если сравнить с сегодняшним днем, то было больше законности, меньше коррупции. Не было такого огромного социального неравенства, как сегодня. Поэтому человек чувствовал в себе больше достоинства, уверенности в завтрашнем дне. Деньги не играли той огромной (во многом разрушительной) роли, как сегодня. Но это были достоинства той системы, которую нельзя перенести в нынешнюю систему. При этом было много такого, что никак не следует переносить в сегодняшний день. Плановую экономику с ее всеохватывающим дефицитом никак не перенесешь в современную жизнь. И слава богу, что нельзя, потому что эти очереди наводили ужас, но от них нельзя было никуда уйти. Кажется, половину жизни я провел в очередях... А чего стоит изоляция от остального мира и запрет на выезд за границу? И много-много всевозможных запретов, просто бессмысленных... Однажды я услышал фразу: "Социализм обеспечивает минимум, капитализм может дать максимум". Каждый волен выбирать то, что хочет, и каждый волен ностальгировать по СССР или чему-то другому.   Рустам Бурнашев, профессор Казахстанско-Немецкого университета: "Не стоит идеализировать ни капитализм, ни социализм" - Бесспорно, в повседневной жизни мы сталкиваемся с "отсылками" к советскому времени в таких формах, как названия различных коммерческих предприятий (думаю, многим известен ночной клуб "Пионерская правда"; достаточно долго существовало кафе "Р.В.С." в городе Алматы), символика на футболках и т.д. Однако ответить на вопрос, насколько это явление массово и насколько глубоко оно отражает настроения населения, без специального исследования практически невозможно. Также невозможно дать сравнительную оценку (чем Казахстан в этом плане отличается от России) без социологической базы. Поверхностно, на первый взгляд, можно как гипотезу высказать мысль, что "ностальгия по Советскому Союзу" в России выражена более рельефно, так как для части российских элит актуальны некоторые, если так можно выразиться, "имперские" или "великодержавные" установки. Но это только рабочая гипотеза, которая требует проверки. - А как вы считаете, что можно было перенять сегодня у СССР и что ни в коем случае нельзя реставрировать? - Отвечая на этот вопрос, позволю себе сделать два замечания. Первое. Мне представляется, что оценивая сегодня советский период и в положительном, и в отрицательном плане, мы, как правило, не учитываем того, что за прошедшее время мир изменился принципиально, структура социальных, экономических и других отношений стала совершенно иной. Это приводит к очень серьезной аберрации - мы сравниваем Советский Союз, как он нам запомнился, с Западом сегодняшним, а не тем, каким он был 20-30 лет назад. При этом "сегодняшний" Запад казахстанцы в лучшем случае видят как туристы, а не как люди, вписанные в западную систему жизни. Мы зачастую думаем, что капиталистический мир всегда был таким, каков он сейчас, и что его развитие обусловлено только некими внутренними закономерностями капитализма. Однако это не так. Капитализм менялся в том числе и под влиянием социалистической системы. Еще в 1960-е годы в США, например, существовали расовая сегрегация и политико-социальная дискриминация. Более того, "западная социальная система" и в настоящее время содержит в себе серьезнейшие противоречия как социально-экономического, так и культурного характера. Советская система содержала в себе такие элементы, как бесплатная медицина, доступное образование достаточно высокого качества, действующие социальные лифты. Однако и ее не стоит идеализировать - любая система содержит в себе внутренние противоречия и ограничения. Второе. Советская система была именно системой, некой целостностью. Это великолепно показано в работах Александра Зиновьева. И вырвать из нее какой-то элемент и вставить в другую систему, не потеряв его смысла, практически невозможно. Тут за примерами далеко ходить не нужно - всем нам известны перекосы в казахстанской социальной политике, системе здравоохранения и многих других сферах, сохранивших "советскую" форму. Подготовила Сауле Исабаева  

Комментарии

Author Татьяна
Редактировать / Удалить/ Цитировать
20-июн-2014, 21:36

В большей степени я согласна с Рустамом Бурнашовым.Могу добавить только,что поездки за границу,иметь там собственность,многомиллионные счета работающие на экономику зарубежных стран,возможность приобрести зем.участок и открыть собственный бизнес имеют в Казахстане олигархи и чиновники,которых невозможно считать казахстанскими патриотами,именно с их подачи постоянно поднимается национальный вопрос и всяческие обвинения во всех бедах Путина,русских.В СССР не было такого давления ни на одну из многочисленных национальность.Поэтому навряд пи можно назвать существующий строй капиталистическим.Это суррогат феодализма с диким капитализмом.И пока он существует,будет существовать ностальгия по СССР.

Author прораб иваныч
Редактировать / Удалить/ Цитировать
21-июн-2014, 11:34

упаси бог от советских цековских и райкомовцев, посылавших детей простых Иванов и Ахметов воевать за того парня. а сами, как улучили мамент. продали все вокруг и обагатились за сшот общенародного добра!..

Author сага
Редактировать / Удалить/ Цитировать
21-июн-2014, 23:39

правильно написано что кто не вписался в современные реалии те и бредят об СССР это касается казахов , ну а русским нравится что в СССР они были всем старшими братьями а теперь вроде на вторых ролях в республиках СНГ отсюда и ностальгия по СССР. Как это лечить поднимать соц.уровень обеспеченности казахов и принявших независимость РК не казахов, и помочь уехать тем кто не принял независимый Казахстан.

Author кайнур
Редактировать / Удалить/ Цитировать
22-июн-2014, 12:34

СССР - это будущее ЕАЭС , туда в будущем войдут все страны СНГ , это экономический и политический ход истории , вопрос не в независимости , это противостояние мировому господству , между крупными игроками ( США , Китай , Россия ,) , менее слабые пристраиваются к этим наиболее подходящим обьединениям(союзам) , либо сильные поглощают слабых , структура мирового господства менялась веками ,истории много примеров , это касается и современного времени ,еще дальше если смотреть во времени произойдет распад этих союзов , это колесо истории , мир в котором все мы живем .

Author
Редактировать / Удалить/ Цитировать
22-июн-2014, 18:35

У России нет идеи "собирания русских земель", у России, вообще, еще нет четкой стратегии развития страны. Стратегия страны в процессе развития. То что делал Путин на посту ПМ, и сейчас как Президент - это выравнивание развития России после распада Союза. И самое главное, что он должен был сделать - это вернуть веру в страну, в будущее российскому народу, не только русским, но и всем, кто там живет. Исторической параллелью могут быть действия Индиры Ганди, перед которой также стояли задачи консолидации народа Индии. А уж риторика про cеверные области Казахстан закрывается одним фактом: земли Казахстана всегда были и будут казахскими. И муссировать эту риторику не к чему. История Союза - сложная, не изученная еще до конца. Когда появляются новые документы и открываются новые факты, то можно сказать, что те, кто жил в СССР, толком и не знали, в какой стране они жили... Возврата к Союзу уже не будет никогда. Частная собственность останется... Исходя из одного этого можно сказать, что Союз остался в прошлом как опыт общества, где все росли с твердым мнением, что все - за одного, и один - за всех.

Author прораб иваныч
Редактировать / Удалить/ Цитировать
22-июн-2014, 19:21

Ну, к чему эти глупые слова - ведь ни один цекист не вышел на Красную площадь с красным знаменем и не отдал жизнь за советскую власть! Ни один рабочий коллектив не заступился... Все оказалось брехней про белого бычка. Только люди простые свою жизнь вспоминают, а она одна - что при социализме, что при капитализме... Кто был в шубах, тот и при шубах сейчас. Кто был комсомольским мошенником, сейчас капиталист-мошенник... А работяга как пахал, так и пашет.

Оставить мнение