Министр образования и науки Ерлан Сагадиев назвал новый учебный год «годом повышения ответственности колледжей и вузов за качество подготовки специалистов для рынка труда». Такое заявление он сделал на брифинге в Службе центральных коммуникаций.
«Многое, что внедряется в высшем образовании, затронет и колледжи. В прошлые два-три основное внимание уделялось среднему образованию, как наиболее массовому, являющемуся платформой образования вообще и требовавшему на тот момент кардинальных решений. А нынешний год – год масштабного повышения ответственности перед населением тех, кто выпускает специалистов на рынок труда», - сказал Ерлан Сагадиев.
Он напомнил о том, что по поручению главы государства в рамках курса на «бесплатное ТиПО для всех» доля обучающихся по госзаказу была увеличена до 54%. Это позволило остановить негативный тренд ежегодного сокращения контингента колледжей, продолжавшийся на протяжении пяти последних лет.
Внесены дополнения в Закон «Об образовании» в части ТиПО. Для обновления содержания учебного процесса на основе требований World Skills по всем 246 специальностям разработаны модульные программы, а содержание программ и ожидаемые компетенции согласованы с работодателями.
«Теперь надо полностью переходить на новые программы», - призвал министр и сообщил о том, что Казахстан принял участие в трех международных чемпионатах World Skills и в 2017 году занял 24-е место среди 77 стран, поднявшись за два года на 26 позиций.
«То есть, новые программы начинают давать свои результаты. За последние два года мы перевели с иностранных языков 500 ключевых зарубежных учебников, необходимых для системы ТиПО. На них будет основываться преподавание специальных дисциплин. Около 10 тыс. преподавателей и мастеров мы обучим по новому содержанию», - сказал министр образования.
Он выразил уверенность в том, что колледжи будут обеспечены новыми программами и преподавателями, которые их понимают, а также базовыми учебниками.
Кроме того, Ерлан Сагадиев сообщил о том, что с со следующего года совместно с НПП «Атамекен» будет формироваться рейтинг колледжей, который станет основой для формирования госзаказа и корректировки образовательных программ с учетом требований рынка.
«Что касается задач колледжей, то здесь, как и в высшем образовании, нужна профилизация. На сегодняшний день сокращено 109 дублирующих и невостребованных специальностей ТиПО, что привело к изменению профиля 66 и объединению 20 колледжей (из 477 остались 467). Эту работу мы будем продолжать, основываясь на уровне занятости выпускников. Там, где преподается не так, как надо, не то что надо, и в результате выпускники не устраиваются на работу, лицензии на это направление надо пересматривать», - сказал Ерлан Сагадиев.
Он добавил, что в целях повышения статуса работников ТИПО планируется распространение Национального квалтеста в 2020 году по аналогии со средним образованием. 2019-й – год разработки тестовых заданий, проработки доплат за квалификацию и так далее.
Говоря о вузах, министр заявил: «Современные образовательные программы и высокие требования к студентам – вот две базовые основы качества. Закон об академической свободе дает высшим учебным заведениям возможность оперативно обновлять образовательные программы. Рейтинг образовательных программ НПП «Атамекен», основанный на занятости и оценке профессиональных союзов работодателей, а, значит, на степени востребованности и современности образовательных программ, даст вузам четкое направление того, как следует обновляться. Мы считаем, что платформа для решения этой задачи заложена».
Также Ерлан Сагадиев напомнил о том, что глава государства пошел на беспрецедентное увеличение образовательных грантов - на 10 тысяч в прошлом году и еще на 20 тысяч в нынешнем.
«Нам оказано большое доверие, поэтому ответственность вузов за качество подготовки специалистов стало задачей №1. Как мы будем ее решать? Первое – на базе рейтинга, основанного на занятости выпускников, министерство начнет принимать меры по отзыву лицензий у вузов по специальностям, где идет низкое трудоустройство. 17 лицензий в этом году уже отозвано. Данная работа будет усилена. Это приведет к профилизации вузов по основным направлениям. Там, где они могут хорошо преподавать, пусть преподают. Там, где диплом не дает хорошей востребованности, преподавать не имеет смысла», - отметил министр.
Он также сообщил о том, что разработана новая пруденциальная, объективная, независимая от МОНа система, которая определяет, какое учебное заведение может называться университетом, институтом, академией. Она сегодня обсуждается с ректорами вузов.
«Мы целиком поддерживаем создание лиги за академическую требовательность. Это инициатива самих вузов, которая позволит повысить требования к студентам, обеспечить академическую честность», - подчеркнул Ерлан Сагадиев.