СУББОТА, 18 ИЮНЯ 2016 ГОДА

Знания - основа успеха

4336 20-02-2015, 01:30

В условиях кризиса двигателем роста экономики становятся не крупные компании, а люди, открывающие предприятия малого и среднего бизнеса. Однако многим из отечественных предпринимателей для "наращивания оборотов" не хватает бизнес-образования. О программах образовательной поддержки казахстанских бизнесменов рассказал декан Высшей школы бизнеса "Назарбаев Университета" Рамон О'Каллагхан.

 

- Господин Рамон О'Каллагхан, каковы основные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в условиях экономического кризиса?
- Сейчас большие компании во многих странах с развитой экономикой сокращают рабочие места, пытаются быть более эффективными. Рост занятости и экономический рост вообще происходят за счет "старт-апов" (start-up), создания новых малых и средних компаний, инвестиций в венчурные проекты, т.е. за счет собственно предпринимательства.
Когда мы говорим о предпринимательстве, мы имеем в виду некую экосистему, которая взаимодействует, чтобы компании, предприниматели процветали.
- Расскажите о проекте "Глобальный мониторинг предпринимательства" (GEM)? На что он направлен, и какие результаты ожидаются от его реализации?
- Проект "GEM" - это самый большой проект по мониторингу предпринимательства в мире. Он начат в 1999 году в США London Business School совместно с Babson College (частная бизнес-школа в США, специализирующаяся на обучении будущих предпринимателей). В настоящее время к проекту присоединились более ста стран, население которых составляет 75% всех жителей Земли и которые производят 89% мирового ВВП.
- Высшая школа бизнеса "Назарбаев Университета" присоединилась к "GEM" как национальная команда Казахстана. В данном проекте мы сотрудничаем с Институтом экономических исследований для проведения опросов. У проекта три основные цели. Первое - мы изучаем, как предпринимательская деятельность влияет на экономический рост. Второе - какие факторы стимулируют предпринимательскую активность. И третье, последнее, - какие государственные меры необходимо предпринять для повышения предпринимательского потенциала страны.
- Каковы основные условия, способствующие развитию предпринимательства в целом, и какова роль образования в этом процессе?
- Первое - это финансирование. Для развития компаний очень важно иметь доступ к финансовым ресурсам. Это могут быть гранты, субсидии от государства для предпринимателей или средства частных инвесторов, а также венчурных компаний, которые вкладывают деньги.
Второе - это роль государства. Здесь существуют два компонента - действующее законодательство, которое может являться препятствием для развития бизнеса, а может всячески поощрять его, и государственные программы поддержки предпринимательства.
Если говорить о предпринимательском образовании, то подготовка кадров должна идти на всех уровнях, начиная со школьного.
На школьном уровне речь идет не об обучении финансовой деятельности, коммерции, а о мировосприятии, развитии духа креативности, инициативности, независимости, уверенности в себе.
Конечно, в университете можно научить начальным навыкам ведения бизнеса. Но также можно дать знания о развитии технологий производства продукции, помочь людям научиться представлять на рынке новые продукты. Это уже элементы образования в бизнес-школе.
На третьем уровне мы говорим об управленческом образовании. Мы выясняем, как помочь бизнесмену, предпринимателю развить бизнес, какие для этого использовать инструменты. Это то, чем мы занимаемся в Высшей школе бизнеса "Назарбаев Университета". Первое - мы помогаем бизнесмену понять и оценить существующие на рынке возможности, в т.ч. имеющие отрицательные последствия; второе - какие ресурсы использовать, какой план действий необходимо разработать, чтобы использовать эту возможность или преодолеть ее последствия, как коммерциализировать имеющуюся возможность.
Следующими факторами, влияющими на развитие предпринимательства, являются наличие возможности коммерциализации исследований и разработок: в какой степени на уровне государства новые разработки вырастают в новые компании, доступны ли эти разработки для малого и среднего бизнеса?
Следующий фактор - коммерческие и профессиональные услуги. Это наличие агентств, оказывающих профессиональные услуги: юридические, бухгалтерские и другие учреждения, которые могут предоставить свои услуги малому и среднему бизнесу.
Далее - это условия вхождения на рынок: насколько рынок открыт, насколько он конкурентен и какова динамика этого рынка.
Еще одним фактором является развитая инфраструктура. Это доступ к связи, коммунальным услугам, транспорту, земле. Может ли малый и средний бизнес это себе позволить? Или же это доступно только большим компаниям?
И, наконец, последний фактор - культурные и социальные нормы. Отношение в обществе к предпринимательству, людям, которые становятся успешными.
- А какие результаты показал проект "Глобальный мониторинг предпринимательства" именно в Казахстане?
- В отличие от США, Западной Европы и Азии в Казахстане недостаточно финансовых механизмов для малого и среднего бизнеса, которые распространены в других странах на всех уровнях, таких, как "первичное публичное размещение" (IPO), венчурные капиталисты, финансирование уставного капитала или частных лиц.
Что касается государственной политики, то Казахстан находится впереди многих стран мира, особенно развивающихся. Например, в области налогообложения. В Казахстане выстроена такая система, когда малый и средний бизнес не чувствует, что для него это проблема входа на рынок, выстраивания бизнеса. Но в то же время существующая в государственных органах бюрократия, как отмечают респонденты, является тяжелым бременем для них.
Государственные программы, которые реализуются для поддержки бизнеса, воспринимаются как эффективные. Участники опроса считают, что эти программы действительно "попадают в точку". Исключение составляют бизнес-парки и бизнес-инкубаторы. Их считают неэффективными. Если говорить об обучении и развитии, то респонденты говорят, что в Казахстане образование очень важно для предпринимательства. Из данных, которые мы получили о начальной и средней школе, Казахстан намного опережает другие страны именно по развитию лидерского потенциала, стимулированию детей к креативности. При этом респонденты считают, что на университетском уровне стимулирования к предпринимательству нет. И это огромный потенциал для "Назарбаев Университета" доказать, что можно изменить ситуацию.
- Какие программы предлагаются Высшей школой бизнеса "Назарбаев Университета" для уже действующих предпринимателей?
- Здесь мы обучаем уже состоявшихся профессионалов. У нас нет программ бакалавриата для тех, кто только закончил школу.
На уровне магистратуры - это, конечно, программа МВА - магистр делового администрирования (МВА для руководителей и очная программа МВА). Она является подготовкой к управлению бизнесом как в компаниях, которые уже существуют, так и в "старт-апах".
Мы обучаем основам, которые необходимы при предпринимательстве: анализ рынка, финансы, стратегическое планирование. Даже есть курс предпринимательства, мы даем все те знания, которые понадобятся будущему предпринимателю, а также предпринимателю, уже имеющему бизнес.
У Высшей школы бизнеса "Назарабаев Университета" есть программа "Обучение топ-менеджмента малого и среднего бизнеса" в рамках программы "Дорожная карта бизнеса-2020" - для развития навыков управления у предпринимателей. Она как раз предназначена для тех, у кого уже есть бизнес и которые хотят его нарастить, увеличить обороты. Это программа, с которой все началось. За четыре года мы выпустили порядка 1200 предпринимателей.
Сейчас мы запускаем короткие тренинговые программы на разные конкретные темы, которые необходимы предпринимателям. Например, инновации, потому что предпринимательство идет бок о бок с инновациями. Мы уже провели программу "Стратегические изменения в инновации", собираемся ее повторить. Помимо этого, запускаем короткие курсы по стратегии, менеджменту проектов, маркетингу, планированию и по всем другим необходимым предметам.
- Спасибо за интересное интервью!

Комментарии:
Выбор главного редактора
Фото и видео
Лучшие материалы
Астана: 13 °C
Алматы: 22 °C
    
$ 338.59
380.91