СУББОТА, 2 АПРЕЛЯ 2016 ГОДА

УКРАИНСКИЙ ОСЕЛОК

10569 24-07-2014, 15:07
Почему казахи теряют свои лучшие черты и традиции?

События в Украине рикошетом отражаются и на Казахстане. Общество раскалывается по политическим симпатиям. Одни сочувствуют жителям Новороссии, другие поддерживают Киев, видя в нем символ независимости. За дебатами в Интернете и вне его на задний план отходит то, что дискуссии об Украине обнажили проблемы самих казахстанцев. А именно утрату тех традиционных качеств, которыми испокон веков славились казахи.
Почему вокруг стало так много агрессии? И как случилось, что казахи, во время войны принявшие сотни тысяч вынужденных переселенцев, сегодня с ожесточением требуют высылки женщины с детьми, бежавшей с востока Украины, даже несмотря на то, что она выросла в нашей стране? И почему требуют подвергнуть остракизму тех, кто затеял сбор гуманитарной помощи для жителей Донецкой и Луганской областей? Откуда в нас такая злоба и ненависть? Что случилось с казахстанцами?
А ведь когда-то известный писатель и переводчик Герольд Бельгер, чья жизнь неразрывно связана с Казахстаном, писал: "Черты казахской ментальности - это широкая душа, открытость, гостеприимство, простота и доброта". Почему мы теряем эти черты и традиции? У философа Нурлана Амрекулова свой ответ на этот вопрос:
- Связано это с утратой нашей кочевой цивилизации, когда мы были самодостаточны, а потому открыты и щедры. Сейчас народ уже просто выживает, утратив свое "я". Происходит то же, что и везде - глобализация, коммерциализация отношений и т.д. Теряется все - даже апорт.
Политолог из Усть-Каменогорска Жан Кабашев скептически настроен по отношению к казахскому гостеприимству:
- Казахи гостеприимны только тогда, когда им выгодно быть гостеприимными. Посмотрите, как они относятся к оралманам, а ведь это наши братья. А если проанализировать уровень культуры, моральные, нравственные качества, то мы увидим, что казахи страдают от самих же казахов. Это касается всех слоев общества - от чиновников до простых чернорабочих. Отношение к событиям в Украине и вокруг нее - это лакмусовая бумажка для казахстанцев. Надо понять одну вещь: русские все равно будут душой с Россией, потому что национальный инстинкт столь же силен, как пищевой. А казахи сейчас заражаются таким мелкотравчатым национализмом, который в принципе и раньше был, - только сейчас они чувствуют себя в безопасности, и потому языки против русских развязались. Вот у русских присутствует оголтелый шовинизм, хотя и не у всех. Однако если у них шовинизм основан пусть и на мифах, но имеющих реальную основу, то у казахов не мифы, а сказочничество, написанное из головы, потому что так кажется.
Относительно гуманитарной помощи украинцам политолог настроен иначе, и это опровергает его же слова о том, что казахи гостеприимны тогда, когда им выгодно. Ведь никакой выгоды из этого сам он не извлечет.
- Насчет гуманитарной помощи согласен, - говорит Жан Кабашев, - она нужна. Просто проблема Казахстана и казахстанцев - не в украинских событиях, а в самом Казахстане, который, в сущности, сегодня как государство недееспособен. Увы, мне как этническому казаху приходится говорить об этом, потому что любая правда лучше любой сказки, сладкой лжи и самообмана.
В следующем году Казахстан, как и весь мир, будет отмечать 70-летие победы над фашистской Германией. И тогда, помимо ратных и трудовых подвигов, наверняка будут вспоминать о том, сколько семей чеченцев, немцев, ингушей и представителей других нацио¬нальностей казахи обогрели и спасли от голода и холода. Что же произошло за минувшие 70 лет, когда и почему мы утратили то, что наши предки веками передавали от поколения к поколению? У казахов есть множество поговорок, связанных с гостеприимством и отношением к соседям. К примеру, раньше старшие в семье всегда подчеркивали: "Доброе соседство прочнее родственных уз". А еще говорили: "Гость приходит - счастье в дом с собой приносит", "Благодарность гостя дороже золотого подарка".
По мнению Герольда Бельгера, "за многие века кочевой жизни на огромных пространствах казахи терпеливо и методично создали и шлифовали две основополагающие ценности - язык и нравы-обычаи. И то, и другое является фундаментом национального духа".
Неужели этот национальный дух сегодня угас? Почему утрачиваются исконно казахские свойства, такие, как доброта, гостеприимство? Почему так осуждают людей, затеявших сбор гуманитарной помощи для жителей юго-востока Украины? Откуда столько злобы?


Ответить на эти вопросы я попросила Еркина Байдарова, ведущего научного сотрудника Института востоковедения Комитета науки МОН РК, кандидата философских наук, профессора РАЕ.

- Сегодня все человечество живет в эпоху духовного кризиса, и Казахстан не является исключением. Те процессы, которые происходят сейчас во всем мире, имеют место, к сожалению, и у нас. Современная цивилизация, материальная в своей основе, с ее изначальным стремлением подчинить себе природу и удовлетворить все возрастающие потребности плюс ко всему сложившаяся социальная ситуация в мире конца ХХ - начала ХХI века привела к системному кризису - безработице, инфляции, росту цен, утрате большей части социальных гарантий. Как следствие - духовный кризис и деградация самого человека. Отталкиваясь от этих концептов, мы и должны искать ответы на вопросы, поставленные выше.
В условиях глобализации, когда традиционная культура во многом теряет свою самобытность и уникальность, происходит процесс ее унификации и стандартизации. В общественное сознание средствами массовой информации и пропаганды активно внедряется принцип вседозволенности в погоне за личным благосостоянием, крайнего индивидуализма, культа силы и денег. Под влиянием этих процессов теряют свою ценность традиционные, в том числе и исконно казахские, свойства. Когда по ТВ идет сплошная трансляция различных ток-шоу и "развлекаловок", не требующих осмысления увиденного и услышанного, когда с экрана то и дело показывают насилие, кровь, то, естественно, теряют свой смысл ценности доброты, гостеприимства и т.д.
События в Украине, конечно же, не могут оставить нас безучастными. На юго-востоке этой страны идут настоящие боевые действия. Люди гибнут и со стороны правительственных войск, и со стороны сепаратистов. А между ними находятся мирные граждане, оказавшиеся заложниками амбиций горлопанов от политики. Как следствие, появление беженцев и гуманитарная катастрофа. Как нам известно, мирным жителям, желающим покинуть эту территорию, предоставляются "гуманитарный коридор" и, соответственно, гуманитарная помощь. Поэтому сбор пожертвований (одежда, консервы, медикаменты и т.д. и т.п.) для жителей юго-востока Украины нужно расценивать именно как помощь мирным жителям, а не сепаратистам. Любой, кто искренне хочет помочь людям, имеет на это право. И мы не должны их за это осуждать. Что плохого в том, что люди проявляют милосердие? Нужно поставить себя на место украинских граждан. Не дай Аллах казахстанцам оказаться в такой ситуации. Еще раз повторю: гуманитарная помощь предназначена не сепаратистам, а мирному населению, оказавшемуся в трудном положении, когда до него, по большему счету, никому нет дела. А рассуждения о том, что официальный Киев может расценить подобные действия как враждебные, и поэтому, мол, надо запретить оказание такой помощи, я считаю несерьезными. В любой ситуации нужно оставаться людьми.
Наверное, прав казахский культуролог Таласбек Асемкулов, который несколько лет назад в своей статье "Голод и война" выразил довольно неординарное мнение о бесконечных войнах казахов в прошлом, что привело к исчезновению лучших элементов степного общества и, как следствие, к его генетической деградации. Отсюда злость, зависть, порой и ненависть не только к другим этносам, но и к самим казахам (например, к оралманам). Обмануть, ограбить, убить, продать своего соплеменника становится чуть ли не нормой. Ведь и великий Абай говорил об этом в своих "Словах назидания". Помочь, поддержать, дать шанс подняться у нас считается слабостью. Вот над этими вопросами мы должны задуматься в первую очередь. Мы что-то упустили в процессе "догоняющей модернизации". И в первую очередь в том, что касается морали и воспитания.
Отсюда в том числе и требования выслать назад беженку из Украины с детьми, перешедшую через границу Казахстана. Выслать легко, тут большого ума не надо. А вот для оказания помощи нужна смелость. Но я не думаю, что все так плохо в Казахстане. Большая часть представителей казахской нации не забыла заветов предков о гостеприимстве, добросердечии и взаимопомощи. Именно эти ценности способны помочь Казахстану в достижении амбициозных целей.


Айгуль ОМАРОВА

 

Комментарии:
  • путник

  • 25 июля 2014 09:57
Странно, что кандидат философских наук, профессора РАЕ называет тех, кто борется за свою свободу, тех, кого фактически лишили их голоса, несмотря на звучание их голосов через референдум, сепаратистами.
Казахи давно потеряли дух. Когда-то они жили без замков на дверях, а сейчас не то что один замок, а заборы и железные двери.
Цитировать
  • sstar

  • 25 июля 2014 15:27
Я казашка и Совершенно согласна! Стыдно ведь, надо хоть как-то помочь. Люди умирают. Братоубийственная война, под общие аплодисменты Запада! А мы молчим...
Цитировать
  • kazax

  • 25 июля 2014 17:05
казахское гостепримство(лохизм) привел к утере языка , РК превратился в проходной двор в том числе для зэков всех мастей.
Цитировать
  • Мурат

  • 25 июля 2014 22:47
Украинцам помочь нужно, а русские пусть возвращаются в свою Россию. Силой их там никто не держит. Чем быстрее уедут, тем скорее там наведется порядок и спокойствие.
Цитировать
  • 26 июля 2014 06:36
Нет никакой новороссии! Есть независимая Украина со своей территориальным суверенитетом!
Цитировать
  • 26 июля 2014 08:38
Не надо путать целый народ с кучей диванных интернет батыров. Уверен, что в большинстве сердец, тот же ду предков, широкая душа и доброе сердце. А лающие собаки- не кусают. Потомки полицаев и предателей добрались до относительно безопасного, по их мнению, пути выражения своего мелочного недовольства. Это не есть народ! Казахи были и будут образцом гостеприимства и радушия!
Цитировать
  • 26 июля 2014 10:03
Казахи были и будут образцом гостеприимства и радушия! -- отКоке.
Гостеприимства и радушия было и есть в избытке, что казахский язык до сих пор не является основным в общении. А дух исчез. Что важнее: гостеприимство и радушие или дух народа...

Нет никакой новороссии! Есть независимая Украина со своей территориальным суверенитетом! -- от Эмиля.
Почитайту историю Киевской Руси, Малороссии, Новороссии, Карпат, Галиции...Окраина, Украина...История все ставит на свои места.

Украинцам помочь нужно, а русские пусть возвращаются в свою Россию -- от Мурата
Украинцами в прошлом стали называть тех, кто отказывался от православной веры. А русские всегда жили на тех территориях, просто административно были в составе УкрССР, потом Украины. А почему их ввели в состав УкрССР - почитайте историю.
Цитировать
  • Патриот

  • 27 июля 2014 13:45
Цензура-с. Нехорошо-с. На дворе-то все-таки ХХІ век... Не стыдно?
Цитировать
  • nomad

  • 27 июля 2014 14:04
Патриот: Цензура-с. Нехорошо-с. На дворе-то все-таки ХХІ век... Не стыдно?

Абсолютно согласен. Увы...
Цитировать
  • Патриот

  • 27 июля 2014 14:23
Почитайте на досуге. Может, поймете все же, чем чревато «гостеприимство», которое предлагает нам Омарова и иже с нею. Статья? "Беженцы" из Украины оказались для россиян неожиданной проблемой".

После слова «Статья» не ?, а :
Цитировать
  • Роса

  • 29 июля 2014 20:27
все проходимцы приезжали устраивали геноцид на нашей земле, надо очисть руссо языческие информ поле
Цитировать
  • 30 июля 2014 22:22
Сколько грязи увидел в комментах. От этого.......роса, мурата , $$ называет себя коке (по какой причине?) и остальным
....
Вылили желчь? Вы сами то разговариваете на нашем казахском языке? Дома например?
Сомневаюсь. Неудосужились выучить
Как показатель статья Шакариме человеке с
Большой буквы. Ни одного комментария. Не знаете кто это.
Трудно жить вам с чёрным сердцем.
Но я верю таких меньшинство.
Цитировать
  • 31 июля 2014 10:43
Гуманитарная помощь как раз таки собиралась для сепаратистов и террористов. Бред какой-то написали, ей богу.
Цитировать
  • Alash tegi

  • 1 августа 2014 12:14
Украина была признана мировым сообществом как независимое государство в нынешних её границах вместе с Крымом. в том числе и Российской Федерацией. А как называется отъем одним государством куска территории другого? Украинцы, как нация возникли вместе с с современными белорусами и русскими после распада Алтын Орды на без восточнославянских насельников Киевской Руси. Однако часть русских не хочет признавать этот факт, придерживаясь теории единой русской нации. состоящей из великороссов,белороссов и малороссов. Само понятие "Новороссия" означает колонизированную землю. такую же как Новая Зеландия или Новый Йорк. Поэтому говорить чья это исконная земля сложно. К тому же в руководстве самопровозглашенных республик на территории двух областей Украины в большинстве своём люди с российским гражданством,к тому на их стороне воюют люди прошедшие не одну горячую точку. Это люди воюют за возрождение Российской империи в её бывших границах. и потому для них украинцы, как и все бывшие народы в неё входившие сепаратисты.
Цитировать
Астана: 2 °C
Алматы: 9 °C
    
$ 342.49
390.54