ИнтеллиГИБЕЛЬНАЯ интеллигенция?
Творческая интеллигенция в Казахстане. Почему ее авторитет так резко упал? Это закономерный процесс в современных условиях, или же это связано с особенностью именно нашей национальной интеллигенции? Насколько прислушивается к ней власть? Влияет ли интеллигенция хоть как-то на настроения в обществе? Сегодня на эти вопросы отвечает Амиржан Косанов, известный публицист, общественный деятель и, как сказано в "Википедии", "двуязычный журналист и оратор".
Об интеллигентности слесаря и конформизме писателя
Есть популярный фильм режиссера Данелия "Мимино",где персонаж, которого играет Фрунзик Мкртчян, восклицает в суде: "Вы такие вопросы задаете, что даже неудобно отвечать!". А если серьезно, то вы поднимаете очень сложный пласт проблем, которые есть в обществе. И не думаю, что здесь могут быть однозначные ответы.
Во-первых, для начала надо бы разобраться в самом понятии "интеллигенция". Мне кажется, что мы трактуем его слишком упрощенно: любой представитель творческого труда (поэт, композитор, художник) у нас автоматически причисляется к интеллигенции. По-моему, мы живем в плену старых представлений об этой категории сограждан.
Кстати, о терминах. Есть классическое определение "интеллигенции". Это "общественный слой людей, профессионально занимающийся творческим умственным трудом, развитием и распространением образования и культуры".
Но, скажите мне, кто интеллигентнее (принципиальнее и порядочнее): слесарь или простой рабочий без диплома о высшем образовании, который, возможно, не столь грамотно, но говорит о духовности, защищает такие принципы, как Свобода, Справедливость, говорит о необходимости духовного возрождения нации, или же писатель, который закрывает глаза на сложные проблемы в обществе и публично льстит конкретному чиновнику, будь то представитель властного Олимпа, аким местного уровня или спонсор-бизнесмен?
Во-вторых, любой народ заслуживает ту интеллигенцию, которую... заслуживает. Нельзя рассматривать жизнь интеллигенции в отрыве от состояния самого общества. Интеллигенция (впрочем, как и власть, оппозиция, бизнес и другие общественные институты) - плоть от плоти социума и является зеркальным отражением всего того, что есть и происходит в плюралистическом и неоднозначном обществе.И все достижения и недостатки, присущие обществу, находят свое проявление в поведении нашей интеллигенции.Не потому ли наша интеллигенция... интеллигибельна (то есть, согласно словарю, "постигаема только умом и не доступна чувственному познанию")?
Между молотом и наковальней
Надо признать, что в свое время сталинская государственная машина создала изуверскую, изощренную, но в то же время эффективную (для реализации своих целей и задач) систему взаимоотношений с интеллигенцией. Применялись и кнут, и пряник. Кнут в форме жестокого наказания за инакомыслие и любое проявление вольнодумства. А пряник в форме различных преференций и льгот: звания, дачи, должности и тиражи.
Как писал в свое время поэт:
Ученый, сверстник
Галилея,
был Галилея не глупее.
Он знал, что вертится земля,
но у него была семья.
И, как мне кажется, сейчас мы переживаем интересный период в развитии нашей интеллигенции.
Все мы родом из своей Истории. Старая плеяда, несомненно, заслуженная и вложившая бесценный вклад в литературу, искусство и культуру, - тоже не исключение. Она застала последние времена того страшного периода, когда "литература должна была быть партийной". И была заражена многими вредными болезнями того времени. Отдельные проявления этого мы видим в те моменты, когда интеллигенция стыдливо молчит, хотя должна бы высказать свою принципиальную позицию по важнейшим вопросам жизни страны, особенно тогда, когда происходят трагедии общенационального масштаба.
Например, можно по пальцам пересчитать представителей интеллигенции, открыто выступивших с осуждением кровавых событий в Жанаозене декабря 2011 года!
Казалось бы, что здесь такого сверхгероического: взять и проявить элементарную порядочность, гуманизм, высказать свое возмущение произошедшим, потребовать от власти объективного расследования причин и последствий трагедии, наказать истинных виновников страшной бойни. Разве для этого обязательно нужно быть радикальным оппозиционером?!
Знаете, многие путают понятия "политическая оппозиция" и "интеллигенция". Мне кажется, что понятие и явление "интеллигенция" должны быть гораздо выше и шире, чем "политическая оппозиция" или другие общественные институты и организации. Настоящая интеллигенция должна быть внепартийной, в идеале она могла бы быть мостом между властью и оппозицией, выражая подлинно народные настроения.
К большому сожалению, несмотря на наличие многих честных и активных деятелей, за все эти годы наша интеллигенция не смогла подняться до такого уровня. По-моему, она и не ставила перед собой такой сверхзадачи. Она довольна тем, что власть периодически одаривает с царского плеча наиболее послушных и льстивых из ее рядов, создает видимость поддержки тех же творческих союзов.
Молчание ягнят
Об этих союзах разговор особый. Формально имея вроде бы самостоятельные организационные структуры в центре и на местах, творческая интеллигенция не смогла с их помощью канализировать наиболее прогрессивные идеи, не стала объектом надежды и апелляции сограждан в поисках Истины, Справедливости. Многие из этих объединений погрязли во внутриорганизационных разборках и распрях. И они, похоже, не имеют особого отношения к тем достойным творениям, которые время от времени появляются в разных жанрах искусства.
Творец, талант - понятия штучные. Но зачем тогда эти союзы? Для очередной поддержки власти во время внеочередных выборов?! Пока иной ясной и видимой причины их существования я не вижу. А ведь они могли стать настоящими подвижническими организациями в смысле большой просветительской деятельности среди населения.
И власти, надо признать, используют этот "фактор молчания" интеллигенции в своих интересах. Я имею в виду жанр коллективных писем, в которых либо что-то горячо одобряется, либо что-то гневно осуждается (в зависимости от того, какие цели преследует руководство страны). Хотя замечу, что этот жанр потихоньку уходит в небытие, - видимо, власть понимает, что на дворе XXI век и негоже пользоваться старыми, дискредитировавшими себя идеологическими штампами.
Кстати, эти тенденции - и позитивные, и негативные - являются общими для всего постсоветского пространства. Все-таки, надо признать, хорошо товарищ Сталин поработал в свое время с советской интеллигенцией. Так хорошо, что до сих пор все мы пожинаем плоды его труда.
Не думаю, что дело здесь в национальных менталитетах. Ведь такие общечеловеческие качества, как продажность и конформизм, не имеют национальной подоплеки: герои и подлецы есть у всех народов, да и мотивы их действий одинаковы.
Кто кого использует?
Прислушивается ли к интеллигенции власть? Последняя никогда не будет считаться с теми, у кого нет реальной поддержки в обществе - позитивной известности, популярности, влияния на умонастроения и т.д. Возможно, по инерции она будет заигрывать с той или иной известной личностью,с теми или иными кругами, но прислушиваться, а тем более следовать их советам вряд ли будет: не та весовая категория у нашей интеллигенции.
Можно быть великим писателем или поэтом. Но если ты претендуешь на звание "настоящего интеллигента" или "властителя умов и сердец сограждан", то ты просто обязан в определенное время проявлять свою социальную и общественную активность. Для этого не нужно быть политиком или подписывать очередные громкие воззвания "за" или "против". Достаточно сказать всего лишь одну фразу. Пусть и негромкую, но уместную. И которую от тебя как от носителя высоких ценностей ждет аудитория.
Например, как сделал это великий писатель современности Абдижамил Нурпеисов после Жанаозенской трагедии. Он сказал, что даже фашисты не стреляли в безоружных пленных. И этой фразы из уст классика было достаточно, чтобы все поняли: этот Творец, несмотря на попытки власти заигрывать с ним, в минуты испытаний остался на стороне собственного народа! Его фраза была похлеще наших дежурных и, надо признать, изрядно набивших оскомину оппозиционных политических речей.
Кстати, то же самое относится и к политической оппозиции: когда мы были едины и сильны, как в конце 1990-х или в 2005 году, власть вынуждена была вести с нами переговоры, искать компромиссы в некоторых вопросах. Нынче же, когда не без усилий власти и приближенных к ней олигархов оппозиция расколота и организационно ослабела, вряд ли режим будет считаться с ней как с серьезной и влиятельной силой.
Примерно такое же отношение и к нынешней интеллигенции.
Думаю, что чем авторитарнее будет власть, тем меньше она будет нуждаться в услугах со стороны интеллигенции. Например, зачем тратить силы, средства и время на заигрывание с наиболее известными творческими деятелями в надежде на их лояльность, если на выборах все и так "схвачено" подконтрольными избиркомами и СМИ?
Многие любят вспоминать великого Бухар-жырау, который мог в глаза хану Абылаю сказать правду и этим остался в истории. Но не будем забывать, что в этом была заслуга и самого хана, который мог допустить такое вольнодумство в своем окружении. Значит, если будут современные последователи Абылая, то появятся и современные Бухар-жырау...
Кстати, не нужно относиться к интеллигенции как к инертной силе, неспособной самоорганизоваться и возглавить общество и власть. Вспомните ту же Алаш-Орду, которую основали и возглавили как раз-таки истинные интеллигенты того времени. А ведь история, как известно, развивается по спирали. Кто знает, возможно, придет время, когда страну возглавит плеяда настоящих интеллигентов. Ибо почему нахождение во власти должно быть прерогативой только денежных мешков или их ставленников?!
Может ли бастык стать академиком?
Вы спрашиваете: влияет ли интеллигенция хоть как-то на настроения в обществе? Задам встречный вопрос: а хочет ли этого она сама? Есть ли у нее такая живая потребность?
Однозначного ответа нет, но нынешнее рабское, подхалимское, меркантильное, одним словом, не заслуживающее высокого статуса "интеллигента" поведение большинства тех, кто занят творчеством и формально входит в ряды интеллигенции, позволяет сделать вывод о том, что никому (ни власти как генеральному спонсору и раздатчику званий и квартир, ни самой этой части интеллигенции) не нужно, чтобы работники умственного труда влияли на умы и настроения в обществе.
Недавно я встречался с молодыми учеными. Так вот, кандидат наук, филолог, отдавший несколько лет своей жизни изучению очень важной темы, получает около 45 тысяч тенге. И это в самом дорогом городе страны - Алматы! У него семья, дети, он живет на съемной квартире. При этом у него нет абсолютно никаких социальных перспектив. Возможно, он будущий Кабдолов, светоч филологии. Но как он будет чувствовать себя рядом со своими ровесниками из бизнеса или банковской сферы, которые за один ужин в ресторане отдают сумму, равную его месячной зарплате?
Вот вам истинное отношение власти к интеллигенции! Власть готова выделять десятки миллиардов долларов на спасение частных банков, но не может создать элементарные условия для появления "собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов".
Может, вся беда в том, что в самой власти все важные решения принимают... не интеллигенты? Да, у нас каждый бастык - либо доктор наук, либо академик. Но, признаемся, никто же не верит в реальность ученого статуса того, кто ни дня не сидел в библиотеке и не написал собственноручно свою диссертацию. Мне кажется, они, эти министры и акимы, сами не верят в научную ценность своих трудов!
Многое зависит и от самого общества. Оно не может вот так безучастно относиться к судьбе собственной интеллигенции. Оно вправе (и обязано!) учинить двойной спрос. Спрос с власти за то, что она так издевается над деятелями умственного труда и превратила их в своих безвольных прислужников. И спрос с самой интеллигенции за ее столь аморальное поведение.
Нужен культ настоящего интеллигента, особенно среди молодежи. И это должен быть не слабовольный и тщедушный очкарик из очередного сериала, где все лавры достаются или бандиту, отсидевшему в тюрьме, или олигарху, а тот, кто, как Лихачев, может заявить на всю страну: "Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся культурой".
Однако часто ли мы слышим такие слова на наших телеканалах?
И все-таки я верю!
Но я надеюсь, что ситуация изменится. Уже появляются представители новой казахстанской интеллигенции, начинающие проявлять общественную активность, живо и со знанием дела, с позиции интересов общества высказываясь по самым злободневным вопросам современности. Что не может не радовать.
Уверен, что эти талантливые, дерзкие, незашоренные молодые люди и станут настоящей интеллигенцией в классическом понимании этого слова.Они независимы от чиновничества, они не паразитируют на государственном бюджете, они более современны и адаптированы к выживанию в рыночных условиях. Они не грезят исключительно мечтами о лауреатстве, о Государственной премии или о правительственном гранте. И по этой самой причине гораздо более свободны в своих суждениях.
Что важно, именно они начинают завоевывать популярность в народе, особенно среди молодежи. Значит, с их мнением придется считаться, в том числе и власти. Дай Бог им не повторять ошибок некоторых своих предшественников...
Никто не отменял слов классика: "Сила и спасение народа в его интеллигенции, в той, которая честно мыслит, чувствует и умеет работать". Можно в разные времена критически или пессимистично относиться к конкретным персонам в интеллигенции и в целом к ней как к явлению. Но "дворянство духа" всегда было неподвластно времени, очередной формации и политической конъюнктуре.
Уверен, что новая казахстанская интеллигенция еще скажет свое веское слово!
Записал Адольф АРЦИШЕВСКИЙ
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты