Перераспределение полномочий: чего ждать в итоге?
Недавно президент страны издал распоряжение о создании рабочей группы по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти. Таким образом, можно предположить, что это станет началом долгожданных политических реформ. И, разумеется, это не может не вызывать вопросов о том, как будет протекать процесс изменения конфигурации властных полномочий. Эти вопросы мы и адресовали известным отечественным экспертам. А конкретно они звучали так:
- Каковы ваши ожидания от этой работы, то есть чего вы ждете «на выходе»? И что это даст стране и гражданам Казахстана?
- На ваш взгляд, смогут ли планируемые изменения катализировать политическую активность общества?
- Если бы вас включили в рабочую группу, то какие конкретные меры в этом направлении вы бы предложили (какие полномочия и кому передать)?
Андрей Чеботарёв,
директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»
- Скорее всего, члены рабочей группы первоначально сосредоточатся на вопросах перераспределения полномочий между парламентом и правительством. Вместе с тем заявление вице-спикера мажилиса Гульмиры Исимбаевой о том, что концепция соответствующих законодательных изменений будет готова уже в третьей декаде января, показывает неоправданно форсированный характер данной работы. Хотя, по-хорошему, следует тщательно изучить ряд зарубежных моделей соотношения аналогичных институтов верховной власти, выявить плюсы и минусы каждой из них, проанализировать возможности их применения в Казахстане и т.д.
Кроме того, целесообразно изучить предложения разных политических партий по данному вопросу. В общем, речь идет о серьезной работе, требующей большего времени. Но если ее хотят завершить в сжатые сроки, то возникают сомнения относительно будущего результата.
Судя по всему, «на выходе» будут созданы определенные «заготовки» для проведения в будущем транзита президентской власти. При этом руководство страны может затянуть процесс выполнения данной работы. Скажем, сначала могут быть разработаны предложения, не требующие конституционных поправок и касающиеся отношений между парламентом и правительством. Затем на их основе будет подготовлен, обсужден и принят соответствующий закон. И после всего этого можно будет приступить к выработке поправок в Конституцию РК. В таком случае речь пойдет уже о преимущественно президентских полномочиях. Но даже с проведением конституционной реформы вряд ли начнется автоматический переход данных полномочий в пользу парламента и/или правительства. Эти нововведения, вероятно, будут носить переходный характер и вступят в силу только при следующем президенте Казахстана.
В целом политический эффект предложений, подготовленных рабочей группой, будет зависеть, во-первых, от времени их воплощения в жизнь. Знаменитая ленинская фраза «Вчера было рано, завтра будет поздно» актуальна и для этого процесса.
Во-вторых, от принятия либо непринятия дополнительных мер по усилению парламента и правительства. Если эти органы оставить в нынешнем состоянии, то получение ими определенных полномочий станет формальным актом. Совсем иное дело, если конституционная реформа повлечет за собой переизбрание парламента на более конкурентной и многопартийной основе.
И, в-третьих, от готовности общества либо активно выразить свое отношение к процессу перераспределения полномочий между ключевыми институтами власти, либо оставаться безучастным зрителем очередной «игры элит».
- Нельзя не вспомнить, что в 2007 году конституционные изменения пришлось обсуждать уже постфактум. Поэтому хотелось бы, чтобы подготовленные рабочей группой предложения по перераспределению властных полномочий были вынесены на всеобщее обсуждение до их принятия. В таком случае по ним смогут высказаться все заинтересованные лица. Еще более важно, каким образом власти будут принимать поправки в Конституцию РК. Если в этих поправках будут заложены новые «правила игры» – прежде всего для правящей элиты, то не исключено проведение референдума с целью придания им наибольшей легитимности.
Разумеется, власти сделают все, чтобы по максимуму провести выгодные им решения. Тем не менее обсуждение соответствующих мер и возможное проведение референдума способны внести заметное оживление в наш политический процесс. По крайней мере, все это позволит гражданам страны всерьез задуматься о перспективах дальнейшего развития Казахстана. И, в принципе, общественность уже сейчас может самостоятельно начать процесс обсуждения в СМИ, социальных сетях и на других всевозможных площадках, высказывая свои мнения и идеи по рассматриваемому вопросу.
- Во-первых, отменить положение Конституции РК, предусматривающее обязательное положительное заключение правительства на разработанные парламентариями законопроекты. Тем самым правительство перестанет быть явным монополистом в законотворческой деятельности, а депутаты парламента получат хороший стимул для активизации своей работы.
Во-вторых, ввести практику и механизмы проведения парламентского расследования в отношении любых должностных лиц исполнительных органов, допустивших серьезные нарушения Конституции и законов.
В-третьих, установить четкие основания для роспуска президентом парламента. Например, одним из таких оснований может быть неспособность парламента предложить президенту кандидатуру на пост премьер-министра в определенный срок.
В-четвертых, отказаться от практики делегирования президенту законодательных полномочий.
Перечень предложений можно продолжить. Однако делать это есть смысл в том случае, если рабочая группа станет на время открытой дискуссионной площадкой по обсуждению оптимальных путей перераспределения властных полномочий между президентом, парламентом и правительством.
Толганай Умбеталиева,
гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии:
- Говорить сейчас о своих ожиданиях я не могу, так как пока нет ясности, чем конкретно будет заниматься сформированная рабочая группа. В феврале будет опубликована Концепция перераспределения полномочий между ветвями власти – вероятно, тогда и можно будет оценить перспективы этих изменений как для общества, так и для страны в целом. Могу лишь заметить, что для общества всегда важно, чтобы государственные структуры работали эффективно и решали проблемы, которые есть или возникают в обществе.
- На мой взгляд, предполагаемые изменения, скорее всего, будут касаться взаимоотношений между различными структурами исполнительной власти. По крайней мере, из первых заявлений можно сделать именно такие выводы. Но на политичесыкую жизнь, как мне представляется, это окажет незначительное влияние. Сейчас существует достаточно много ограничений для политической деятельности, закрепленных в законодательных нормах, но они не будут рассматриваться рабочей группой. Поэтому я пока не вижу серьезных причин или мотивов, которые позволили бы сделать такие прогнозы в отношении результатов деятельности рабочей группы. Опять же хочу повторить, что более серьезные выводы можно будет делать тогда, когда увидит свет Концепция.
- Видите ли, это не совсем политическая рабочая группа и не совсем политическая реформа – она, скорее, административная. Поэтому я, наверное, не смогла бы быть полезной для этой группы. Я не работала в исполнительных структурах власти и незнакома с их проблемами, которые они хотят обсуждать. Но если исходить из мнений экспертов, более осведомленных в вопросах, которые будут рассматриваться рабочей группой, то, вероятнее всего, следует обратить внимание на процесс законотворчества и разделение полномочий между парламентом и правительством.
Как утверждают специалисты, содержательная часть работы над законопроектами осуществляется сегодня правительством, хотя это должен делать парламент. Но в рамках сложившейся у нас практики депутаты лишь голосуют. Тогда как, согласно Конституции, законодательным органом в нашей стране является парламент. Поэтому, видимо, было бы целесообразно более детально разобраться в этом вопросе. Последние события демонстрируют, что в сфере принятия законов у нас есть серьезные проблемы. Вспомните хотя бы внесение изменений в Земельный кодекс, введение новых норм, касающихся временной регистрации…
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты