«Ватничество» в Казахстане: ностальгия по социализму?
В прошлом номере нашей газеты мы предприняли попытку понять природу такого феномена, как «ватничество», философией которого проникается часть граждан суверенных стран постсоветского пространства. Понятно, что тема эта очень непростая и даже щепетильная. Но как бы то ни было такое явление существует, и игнорировать его невозможно. Именно поэтому мы решили начать дискуссию по этой проблеме. Редакция обратилась к нашим соотечественникам, известным своей активной гражданской позицией, с просьбой высказать свои соображения на этот счет, адресовав им следующие вопросы:
- Каково ваше видение природы «ватничества»? Почему оно стало возможным в нерусском мире и, в частности, в Казахстане?
- Что с этим явлением делать - противостоять или просто игнорировать?
- Во что, в конце концов, оно трансформируется? Сойдет ли тихо на нет или по-прежнему будет оставаться актуальным и, возможно, даже будет разрастаться?
«Ватничество» — это гипертрофированная идея всеобщего равенства
Марат Толибаев, блогер
- На мой взгляд, «ватничество» все же не националистическое явление (хотя его часто ассоциируют именно с Россией и идеями "русского мира"). Мне кажется, что основа «ватничества» лежит в социальной плоскости.
Главная идея «ватников» - это социальное равенство или социальная справедливость (в их понимании). Бесплатные и равнодоступные образование и медицина, низкие коммунальные расходы, гарантированная государством работа, гарантированная законом зарплата, контролируемые властью цены на товары – вот идеальные, с их точки зрения, условия жизни. Все, что не вписывается в эту картину, вызывает у них отторжение – например, жесткая конкуренция, возможность для более умных и целеустремленных разбогатеть на фоне более посредственных и пассивных. Отсюда и ненависть к богатым. Именно классовая неприязнь трансформировалась (не без помощи провластных пропагандистов) в ненависть к олицетворению буржуазного строя и образа жизни – США и Европе. По их мнению, в мире «чистогана», где правят «проклятые капиталисты», «жидовские масоны» и олигархические кланы, нет места традиционным ценностям, таким, как бескорыстная дружба и любовь, человеческая взаимопомощь, забота о бедных и беспомощных. Западный образ жизни сейчас прочно ассоциируется у «ватников», опять же не без влияния придворных пропагандистов, с гомосексуализмом, ювенальным правосудием (это когда детей могут отобрать у живых родителей за некорректное отношение к ним), сексуальной распущенностью, наркоманией и другими подобными явлениями.
Следующая установка, которую через телевизор вбили в мозги «ватников», – это то, что противостоять всемирному злу «капитализма» может только великая нация, во главе которой стоит «мужик с яйцами». Еще одно подтверждение интернационального характера этого явления заключается в том, что у каждого народа есть свой «мужик с яйцами»: у россиян – Путин, у турок – Эрдоган, у северных корейцев – Ким Чен Ын, у кубинцев до недавнего времени – Фидель Кастро. Всех их объединяет одно – они якобы противостоят мировому империалистическому заговору против собственных стран и оберегают свои традиционные национальные ценности («скрепы», «свой путь развития» и т.д.). На самом деле всем здравомыслящим людям понятно, что под громкими лозунгами прячется элементарное желание сохранить свою абсолютную власть в стране. Ради этого и придумываются внутренние и внешние враги, чтобы объединить «ватников» вокруг вождя (отца нации, «солнцеликого» и т.п.), публично превозносятся «традиционные семейные ценности», хотя сама властвующая верхушка их не придерживается.
Вот это, на мой взгляд, и включает в себя понятие «ватничество».
- Из всего сказанного выше вытекает, что «ватничество» - это некое гипертрофированное проявление социалистической идеологии. Такая идеология присутствует практически во всех государствах и обществах. Ее полное уничтожение невозможно, как невозможно добиться того, чтобы все люди были одинаково умными, сильными, предприимчивыми. В любой группе все равно кто-то окажется слабее других, а значит, начнет склоняться к социалистической психологии («равенство», «сдерживание богатых» и т.п.). С этой психологией необходимо бороться в идеологическом поле. Энергию масс нужно направлять не в русло «раскулачивания», а в русло «американской мечты», то есть возможности достичь политических и финансовых высот при достаточном трудолюбии и целеустремленности.
- В любом государстве, в любом обществе всегда будет присутствовать противостояние либеральной и социалистической идеологий. По мере развития общества и в силу объективных обстоятельств перевес может склоняться в ту или иную сторону. Но ни одна из этих идеологий не исчезнет совсем и не победит окончательно. В идеале они будут просто приближаться друг к другу, то есть к некоему центру, и основная масса членов общества будет в своих предпочтениях находиться около этой «золотой середины». Апологеты каждого из учений будут тянуть в свою сторону и таким образом удерживать баланс в нейтральном состоянии. Такие общественные отношения обычно являются самыми устойчивыми.
«Ватничество» - это следствие экономических неурядиц
Казбек Бейсебаев, бывший дипломат, блогер
- Одни называют «ватниками» тех, кто своими убеждениями и позицией близок к советской идеологии. Для других это те, кто поддерживает политику нынешней России. Обе эти категории людей в Казахстане присутствуют. Если говорить о том, почему «ватничество» стало возможным в нашей стране, то для этого были и есть объективные причины.
Прежде всего нужно сказать, что сегодняшняя социально-экономическая ситуация в Казахстане дает мало оснований для оптимизма. Она только ухудшается. Кризис показал, что в экономике нами ничего особенного не сделано. Заявленные политические реформы оказались больше косметическими. Отсутствие альтернативного мнения и сплошной «одобрямс». Государственный аппарат подвержен тотальной коррупции. Власть предержащие живут в своем мире, они оторваны от народа. Существует реальная угроза терроризма и много чего другого, не сулящего ничего радостного.
В итоге получается, что государство почти не справляется со своими обязанностями. Все это, в свою очередь, вызывает у части населения определенную ностальгию по советскому прошлому, когда государство хорошо или плохо, но выполняло свои функции.
Вторая причина вытекает из первой. В России, с которой мы когда-то составляли одно государство, с приходом Путина социально-экономическая ситуация заметно изменилась в лучшую сторону. Скажем, там сильна поддержка молодых семей в виде материнского капитала. Можно привести и другие примеры, свидетельствующие об усилении социальной политики государства. Если вкратце, то в РФ тоже воруют, но в то же время и что-то делают, а у нас воруют и мало что делают. Все это вкупе является основой «ватничества» в Казахстане.
- Не секрет, что наша страна находится в информационном пространстве России. А потому «ватничество» как явление будет нас сопровождать. Лучший способ противостоять этому – поднять экономику и улучшить жизнь граждан Казахстана, чтобы они не заглядывались на Россию и на ее успехи. Однако наши власти свою же формулу «сначала экономика, а потом политика» не реализовали должным образом. Практически все программы так и остались программами, много средств потрачено впустую, и теперь почти половину доходов бюджета составляют трансферты из Национального фонда. Поэтому противостоять «ватничеству» трудно, а игнорировать его уже не получится.
- Из вышесказанного следует, что «ватничество» будет оставаться актуальным и, возможно, даже будет разрастаться. Причем раздражителем будет не только Россия. Нельзя исключать того, что и Узбекистан, который, в отличие от Казахстана, диверсифицировал свою экономику, тоже может влиять на нас со своим чапаном. Таким образом, можно сказать, что корни «ватничества» лежат не столько в идеологии или мировоззрении – это явление имеет, прежде всего, экономическую основу. Грубо говоря, чем хуже экономическая ситуация в стране, тем сильнее будет влияние «ватничества».
Сами казахстанцы становятся «ватниками» не по своей воле – они вынуждены стать таковыми в силу многих причин, но главная ответственность за происходящее лежит на власти.
Отдельно хотел бы сказать следующее. Когда-то нас делили на «нағыз» и «шала» казахов, но такое деление вроде бы уже осталось в прошлом. Если кто-то теперь будет педалировать деление на «ватников» и «неватников», то, значит, такое деление кому-то нужно. Сегодня у нас такая ситуация, что одинаково трудно «ватникам» и «неватникам». Поэтому не нужно забывать, что принцип «разделяй и властвуй» всегда остается актуальным.
«Ватник» - это ярлык и звучит оскорбительно
Константин Нагаев, блогер
Для меня само понятие «ватник», родившееся в складках диванов украино-российской информационной войны, является оскорбительным, как и любое другое социально-родовое обобщение, вроде «хохла» или «чурки». Я против навешивания ярлыков, а уж тем более таких неоднозначных. Автор свалил в кучу сало, мед, гвозди и, пардон, дерьмо. Эмиграция в Россию не делает человека «ватником». И обвинять людей в отсутствии патриотизма, как минимум глупо, просто в силу эфемерности последнего.
А теперь ответы на ваши вопросы.
- Все лежит на поверхности – лютейшая коррупция, заигрывание с националистами и при этом совершенно ослабленная (практически во всех сферах) страна. Россия объективно просто сильнее, и не в плане военного или политического устройства, а элементарно в информационном. За все эти годы мы не смогли даже близко подойти к понятию казахстанской (прямо выделю – не казахской) национальной идеи и идентичности. И пока мы лепим симулякры из навоза – люди будут выбирать другую сторону.
- Борьба с идеологией бесполезна – это, если исходить из исторического опыта, путь к гражданской войне. Нужно предложить адекватную альтернативу, но, к сожалению, сделать это некому – в стране нет центристов как политической силы.
- Чем ниже будет уровень жизни (и не только материальный) в стране – тем больше будет людей, посматривающих на тень Союза. Это связанные напрямую вещи.
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты