Какое бы еще министерство создать в Казахстане?
«О, чехарда! Как хороша забава – один рачком, другой через него...». Примерно так со стороны выглядит оптимизация министерств и ведомств по-казахстански. Но, как говорится, то ли еще будет.
Два с половиной года назад Нурсултан Назарбаев сократил количество министерств и ведомств, сформировав тем самым, как отмечалось, компактное правительство. Такая мера должна была повысить степень оперативности и эффективности работы госаппарата, сократить волокиту и бюрократизм. Впрочем, то, насколько «секвестированное» правительство справилось с поставленными перед ним задачами, так и осталось за кадром. Зато стало очевидно другое: в компактном виде кабмин не живет, а выживает. И, чтобы избавить его от агонии, к нему решили присоединить новые министерства и ведомства, в том числе ранее не существовавшие, причем необходимость их создания не всегда можно объяснить логически. Но, раз пошла такая «пьянка», мы решили поинтересоваться у известных общественных деятелей: какие бы министерства создали они, будь у них такая возможность, и зачем? А вдруг там, наверху, прислушаются к ним?
Марат Толибаев, блогер:
– Новые министерства я бы создавать не стал – я бы просто перекроил существующие. Например, считаю ошибкой недавнее создание Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности. Думаю, что не стоило вырывать эти две подотрасли из специализированного Министерства индустрии. Также считаю ошибкой объединение министерств индустрии и транспорта. У них совершенно разные функции и задачи, поэтому они должны быть снова разъединены. А еще в свое время у меня вызвало негативную реакцию то, что такие разнопрофильные ведомства, как агентство по земельным ресурсам и водный комитет втиснули под крышу нынешнего Минсельхоза. Земельные и водные ресурсы шире сельского хозяйства. Их интересы часто вступают в конфликт с интересами аграриев.
Создание двух новых министерств – Министерства информации и коммуникаций и Министерства по делам религий и гражданского общества – тоже вызывает большие сомнения. Во всяком случае, задачи, стоящие пред ними, уместятся максимум в одном министерстве, а может быть, и в одном комитете. Кроме того, в ныне действующем правительстве отметил бы продолжающуюся неэффективную практику совмещения должности заместителя премьер-министра с должностью министра. На мой взгляд, от этого страдают как правительство, так и министерство.
Ерлан Аскарбеков, специалист по выживанию корпораций:
– Я бы не стал создавать ни одно новое министерство. Я бы начал тихую, но конкретную реформу, чтобы постепенно, через какое-то количество лет, спокойно, со всеми формальностями, перейти к парламентской республике. Это единственная форма правления, подходящая под наш менталитет, соответствующая историческим традициям и способная обеспечить переход к демократии после транзитного периода.
Только в условиях парламентской республики установится баланс между внутренними кланами, при котором каждому из них будет гарантирован материальный статус-кво, без вредительских призывов к национализации, что предлагали некоторые радикальные оппозиционеры. Гарантия – это взаимное уважение и всеобщее подчинение Конституции и законам. Это состояние и есть новый общественный договор, о котором я говорю с 2012 года.
Только реально сильный парламент, ежедневно контролируя каждый шаг каждого министра, каждый потраченный тиын, и сформирует по-настоящему эффективное правительство, по-настоящему оптимальный набор министерств.
Мурат Телибеков, руководитель Союза мусульман Казахстана:
– Ни в одной стране мира нет такой чехарды с министерствами, как в Казахстане. Могу привести пример. Сначала у нас было Министерство печати, массовой информации РК и образования . В 1995-м его упразднили и создали Национальное агентство по делам печати и массовой информации. В 2004-м оно было преобразовано в Министерство культуры и информации, в 2010-м – в Министерство связи и информации. И вот недавно создано Министерство информации и коммуникаций… Может ли кто-нибудь доходчиво объяснить смысл этих пертурбаций?! Причем я привел пример лишь по одной отрасли.
Какое новое ведомство я бы создал в Казахстане? Министерство секса, демографии и автомобильных дорог! Вот! Понимаете, нам необходимо срочно повысить рождаемость, так как высокий уровень суицида и отток из страны образованной части населения создает серьезные проблемы. Каковы главные препятствия на пути к демографическому взрыву? Сексуальная неграмотность и разбитые дороги. Пока казахстанский мужчина доберется до женщины по отечественной дороге, у него пропадает всякое желание размножаться. А если желание остается, то после дорожной тряски он напрочь забывает, как его реализовать. Поэтому наши влюбленные предпочитают платоническую любовь и общение по интернету.
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты