СРЕДА, 7 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА

Операция «Преемник» началась...

Автор: Мирас Нурмуханбетов 7747 5-09-2016, 07:58

Различные политические и экономические события, случившиеся в стране за последние полгода, существенно подкорректировали планы власти по продвижению пресловутой операции «Преемник». А тут еще и Ислам Каримов «огорчил». Руководство Казахстана столкнулось с тем, что быстро меняющийся мир заставляет переписывать готовые сценарии, и для осуществления задуманного необходимо быстро перестраиваться. Но при этом приходится демонстрировать обществу собственную нестабильную стабильность. Почему так происходит?

Горячее лето

Весенне-летний период как предтеча стартовавшей на днях политической осени оказался очень даже занятным и разнообразным. Прежде всего, это касается побочного эффекта от расширения коридора курса тенге после отпуска его в свободное плавание (проще говоря, девальвации). Национальная валюта то крепла, иногда до 10-15 тенге за доллар, то падала, а вот цены на товары повседневного спроса только росли. Это стало одной из главных причин народного недовольства, но массовых акций протеста не было, поскольку, как все мы убедились на прошлых примерах, в стране право граждан на свободу волеизъявления сохранилось только в тексте Конституции и в надеждах некоторых активистов.

На этом фоне власть не побоялась провести очередные внеочередные парламентские выборы, смысл которых, похоже, остался непонятен даже членам Центризбиркома. Тем не менее, это не самое запоминающееся событие стало одной из составляющих транзита власти и прошло для его организаторов вполне успешно и без эксцессов. Проигравшая оппозиция (точнее, оппозиция-light’s) не стала митинговать, обществу предъявили иллюзию многопартийного парламента, а главное – была создана платформа для дальнейшей реализации плана на переходный период.

Однако вскоре по стране прокатилась волна «земельных» протестов. Она продемонстрировала, кроме всего прочего, что народ проснулся – появился «правильный будильник». Но последовавшее за этим преследование участников протестных акций отбило у многих охоту воспользоваться конституционным правом на свободу самовыражения. В итоге борьба за землю практически полностью перешла в виртуальную плоскость, хотя в реальном мире остаются за решеткой реальные люди, которым грозят не менее реальные сроки. Здесь, конечно, имеются в виду гражданские активисты с запада республики, а не «пивной путчист» и его друзья с юга.

А самыми громкими событиями последних месяцев, безусловно, стали те, что связаны со стрельбой в двух городах страны и человеческими жертвами. Сейчас они обрастают новыми подробностями, тянущими на скандал. Но дело даже не в этом. Хотелось бы напомнить, что «благодаря» тем событиям страна до сих пор живет в условиях «желтого» уровня террористической угрозы (было введено после теракта в Актобе и продлено накануне расстрела полицейских в Алматы), к чему, что тоже показательно, все мы уже стали привыкать.

Осенний марафон

Вот с таким багажом мы плавно вступили в новый политический сезон, который традиционно открывается совместным заседанием двух палат парламента с участием в качестве наблюдателей членов правительства, глав регионов, отечественных политиков и зарубежных послов. Обращаясь к ним и к народу Казахстана, президент страны прямо или косвенно дает понять, куда и как мы должны двигаться в ближайшей перспективе.

О том, что на сей раз будет «что-то интересное», в астанинских коридорах стали говорить еще до ухода депутатов на каникулы. Инсайдерская информация тоже намекала на это и даже несколько конкретизировала – якобы речь пойдет о транзите власти и конкретных сроках завершения переходного периода. Поэтому участники и гости заседания с интересом следили за речью главы государства, и особенно в те моменты, когда он отрывался от бумажки и говорил что-то экспромтом, «от себя», искренне.

Однако Нурсултан Назарбаев «ничего такого» не сказал. Зато стало известно, что грядет расширенное заседание правительства, на котором президент поделится своими мыслями о том, как увеличить поступления в доходную часть бюджета. Стоит отметить, что оно первоначально планировалось на конец августа или начало сентября, но в Ак-Орде, видимо, опять переиграли. Почему понадобилось переносить столь важное мероприятие, осталось неизвестным. В любом случае это лишний раз демонстрирует привычку властей менять в последний момент свои планы.

Но об этом чуть ниже. А заканчивая разговор о новом парламентском сезоне, хотелось бы выделить одну мысль, главную не только на наш взгляд, но и по мнению самого действующего президента РК, – о необходимости срочно укреплять безопасность страны. Причем сделать это (принять соответствующие законы) депутаты должны не только быстро, но и «решительно». Речь идет о семи законопроектах, касающихся терроризма и экстремизма, контрразведки, укрепления информационной безопасности, а также (внимание!) дактилоскопической и геномной регистрации.

Этот блок законопроектов внешне похож на российский «пакет Яровой» и достоин отдельной публикации,  но пока мы констатируем одно: данные законопроекты до недавнего времени находились в «подвешенном состоянии» или были просто в планах-мечтах отечественных спецслужб, но последние события ускорили их разработку и дальнейшее принятие. Отметим, что президент дал установку «до конца года решить эти вопросы» и уточнил: это надо сделать, «несмотря на всякие там дела, как будто мы что-то нарушаем».

Надеемся, что этот пакет не будет принят в спешке, как некоторые другие законы, на чем акцентировал внимание глава государства, по всей вероятности, имея в виду скандальный Земельный кодекс.

Ханчжоу vs Самарканд

После открытия очередной сессии парламента президент страны не стал встречаться с «большими» акимами, как делал раньше, а по-быстрому вылетел в КНР, куда был приглашен китайским руководством на саммит G-20. Напомним, это случилось в прошлый четверг, 1 сентября, а «группа двадцати» официально начала заседать только в воскресенье (а говорят, что казахи всегда опаздывают).

Вопрос: зачем нужно было ехать туда за двое-трое суток?  Может быть, затем, чтобы встретиться с хозяином мероприятия, председателем КНР Си Цзиньпином? Но заметим: так получилось, что именно в этот день одно за другим поступили два скорбно-официальных сообщений из Ташкента – сначала о резком ухудшении самочувствия президента Узбекистана Ислама Каримова, а затем и о его смерти.

Немаловажен и другой момент. Когда весть о уходе Ислама Абдуганиевича из жизни несколько раз опровергалась Ташкентом, влиятельное информационное агентство Reuters вдруг сообщило (со ссылкой на источники в правительстве Казахстана), что президент Назарбаев планирует посетить Узбекистан, прервав свой визит в Китай. «Внезапные изменения в планах могут свидетельствовать о том, что правительство Казахстана готовится к неминуемому объявлению о смерти президента Узбекистана Ислама Каримова», – предположило агентство. Но вскоре пресс-служба Ак-Орды опровергло эту информацию, заявив, что никаких изменений в графике главы государства не предусмотрено.

В прошлом номере нашей газеты мы писали, что согласно  инсайдерской информации, сердце первого президента РУ остановилось еще вечером 29 августа, о чем были поставлены в известность главы сопредельных государств. Если это так, то глава Казахстана мог знать о случившемся и, возможно, планировал выехать попрощаться с другом и коллегой, но думал осуществить это до поездки Ханчжоу. Однако власти Узбекистана не торопились подтверждать «скорбную весть», и тогда, судя по всему, Назарбаев справедливо посчитал, что Каримова не вернешь, и нужно делать дела с живыми главами государств. Не хотелось бы думать, что участие в G-20 было отговоркой от необходимости посещать траурные мероприятия, но в любом случае «встречи на полях саммита» у Нурсултана Абишевича получились довольно плодотворными – он сумел пообщаться на высоком уровне с дюжиной мировых лидеров.

А поздно вечером 2 сентября Нурсултан Назарбаев отправил-таки телеграмму с соболезнованиями, в которой отметил: «Скорблю о потере друга, с которым бок о бок работал в течение почти 30 лет». Думается, в этой фразе сказано больше, чем может показаться на первый взгляд. Главное – искренне.

Нестабильная стабильность

Понятно, что «потеря друга» не может не отразиться на реализуемой ныне операции «Преемник». В прошлый раз мы обратили внимание на некоторые аспекты этого, заметив, что для руководства страны логично было бы ускорить многие составляющие переходного периода. При этом сделав вид, что страна и власть продолжают двигаться в уже выбранном фарватере и что никакие намеки из Ташкента (или Самарканда) на нас не влияют. Или просто дав понять (неофициально, конечно), что мы на правильном пути и заранее позаботились о транзите власти, а не откладывали это на потом, как в Узбекистане.

Думается, прямые или косвенные подтверждения вышесказанному мы увидим уже в ближайшие недели или даже дни. Например, на уже упомянутом расширенном заседании правительства (перенесенном на более поздний срок в том числе и из-за ситуации с Каримовым), которое должно состояться в эту пятницу, 9 сентября. На нем, помимо всего прочего, ожидаются громкие скандалы, в которых будут фигурировать отдельные министры, резкая критика в адрес правительства, вплоть до его отставки. Многие даже говорят о возможном уходе самого премьер-министра Карима Масимова. Бесславном или почетном  – вопрос другой.

Впрочем, замечено: если в течение долгого времени (может быть, даже нескольких лет) гражданские активисты и  политологи говорят о том, что правительство не оправдало надежд, экономисты и социологи твердят о непрофессионализме конкретных министров, а отдельные политики-оракулы предсказывают «скорый» уход премьера, то это совершенно не означает, что такое случится. Но сейчас наступает тот самый «удобный момент», когда президент может дать волю чувствам и устроить публичную «порку» всему правительству и его главе, который («по поручению главы государства») станет неким «мальчиком для битья». Да и для переходного периода это будет полезно.

Однако делать прогнозы, а тем более  политические, - дело у нас дело неблагодарное и иногда даже уголовно наказуемое. К тому же, как известно, Нурсултан Абишевич может передумать в самый последний момент и принять если не противоположное, то сильно отличающееся от заготовленного ранее решение – попросту довериться своей интуиции, отбросив, казалось бы, обоснованные доводы своих советников. Ну, или наоборот – поверив тому, кто первым из представителей других политических элит пробьется к нему на прием.

А нам остается только ждать и наблюдать за происходящими событиями. Ведь, как представляется, мы вступили в последнюю осень нынешней политической системы, и будет интересно, насколько ее изменит пресловутый транзит власти. С учетом быстро меняющегося мира, конечно.

Подпишитесь на еженедельную рассылку

Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты

Ваш email:
Конфиденциальность гарантирована
Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:


    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера


опубликовал Вчера, 12:09
Публичная порка не поможет! Нужны как в Китае публичные казни!




Астана: 12 °C
Алматы: 15 °C
    
$ 339.8
379.39