Франк-Вальтер Штайнмайер, министр иностранных дел Германии
Европейская безопасность под угрозой?
111 4-09-2016, 06:04
Европейская безопасность под угрозой, пишет Франк-Вальтер Штайнмайер. Еще несколько лет назад мы не могли себе это представить, а сегодня забота о безопасности Европы является важнейшей задачей в нашей политической повестке. Еще до конфликта на Украине вновь проявилось противостояние блоков, которое долгое время считалось преодоленным. Но уже не как антагонизм между коммунизмом и капитализмом, а как спор о правильном общественном порядке — о свободе, демократии, правовом государстве и правах человека — и как борьба за геополитические сферы влияния.
С противоправной аннексией Крыма Россия поставила под вопрос основные принципы европейской мирной архитектуры. Структуры конфликта драматически изменились. Все большее значение придается гибридным формам конфронтации и негосударственным участникам. Также и в новых технологиях таятся новые опасности — наступательные свойства компьютерной техники, вооруженные беспилотники, роботы, электронные средства борьбы, лазерное и дистанционное оружие. Новые сценарии операций — более мелкие соединения, более высокая ударная сила, более быстрая мобильность — не регистрируются действующими режимами прозрачности и контроля. Существует угроза опасной спирали гонки вооружения нового вида.
Мир в Европе, наследие политики разрядки напряженности — за прошедшие два десятилетия мы считали это само собой разумеющимся. Теперь снова все это поставлено на карту. Глубокие пропасти пролегли между Россией и Западом, и я опасаюсь, что даже самыми большими усилиями мы не сможем их так быстро перекрыть. Несомненно только одно: без таких усилий мир в Европе и за ее пределами станет хрупким.
Никто не должен строить себе иллюзии по поводу трудностей и по поводу того, что возможно сегодня, именно сегодня, в мире, состоящем из швов, среди всех конфликтов на Востоке Украины, в Сирии и в Ливии, в то время, когда мы защищены от новой эскалации и дальнейших поражений. Но именно поЭтому я агитирую за новый старт контроля над вооружениями как проверенное средство для достижения прозрачности, для избежания риска и создания атмосферы доверия.
В обращении с Россией Запад после доклада Хармеля в 1967-м году делает ставку на двойную стратегию Deterrence и Détente. На варшавском саммите НАТО выбрал эту двойную стратегию. Мы приняли решение о необходимом военном перестраховании, и мы одновременно подтвердили свою политическую ответственность за кооперативную безопасность в Европе. Но устрашение конкретно, оно видно всем. Тогда и предложение по кооперации должно быть конкретным! Иначе нарушится равновесие, возникнут неверные интерпретации, и мы ничего не сможем противопоставить эскалации гонки вооружений.
Существующие режимы контроля за вооружением и разоружением уже в течение нескольких лет разваливаются. Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), который помог после 1990-го года уничтожить в Европе десятки тысяч танков и тяжелое вооружение, вот уже несколько лет Россией не выполняется. Верификационные механизмы венского документа работают впустую. Россия отказывается от необходимой модернизации. Также и Договор по открытому небу был ограничен. После аннексии Крыма Будапештский меморандум о гарантии безопасности стал для Украины макулатурой. Доверие, с таким трудом созданное в течение десятилетий, потеряно. В то же время мы слышим от России требования новых дебатов по контролю за обычными вооружениями в Европе. Самое время поймать Россию на слове!
Новый старт контроля за обычными вооружениями должен, по моему мнению, затронуть пять областей. Нам нужны соглашения, которые определят региональные верхние границы, минимальное удаление и меры по прозрачности (особенно в регионах, уязвимых в военном отношении, как, например, Балтика). Соглашения, которые соответствуют новым военным качествам и стратегиям (мы сегодня меньше говорим о классических, тяжелых армиях, скорее о более мелких, мобильных соединениях, так что мы должны, к примеру, иметь в виду и возможности транспортировки), которые включают в себя новые системы вооружения (например. беспилотники) и которые позволяют настоящую верификацию: быстро применяемые, гибкие и независимые в кризисные времена (например, ОБСЕ), а также применяемые в областях, территориальный статус которых является спорным. Важным диалоговым форумом для этого является ОБСЕ, в котором в этом году председательствует Германия.
Может ли такое начинание иметь успех сейчас, во времена размытого мирового порядка и с оглядкой на Россию? Согласен, что не непременно. Но только поэтому не предпринять попытки было бы безответственно. Да, Россия нарушила основные мирные принципы. Да, эти принципы — территориальная целостность, свободный выбор партнеров, признание международного права — для нас не являются предметом торговли. Но в то же время нас должна объединить заинтересованность в том, чтобы избежать любого дальнейшего витка спирали эскалации.
Мы разделяем точку зрения, что наш мир стал более опасным: исламистский терроризм, ожесточенные конфликты на Среднем Востоке, распадающиеся государственные порядки, кризис с беженцами угрожают всем нам. Наш потенциал в политике безопасности — как на Западе, так и в России — доведен до предела. Никто не выиграет, проиграют все, если мы будем обессилены новой гонкой вооружений друг против друга. С новым стартом контроля за вооружениями мы сможем сделать конкретное предложение по кооперации всем тем, кто хочет нести ответственность за безопасность Европы. Настало время, чтобы попробовать сделать невозможное…
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты
Ваш email:
Конфиденциальность гарантирована
Комментарии: