Долгожданная Астана: перенос столицы не случаен
В далеком то ли 1992, то ли 1993 году, будучи сотрудником спецслужбы уже независимого Казахстана, в процессе обычного анализа обстановки по своему направлению я пришел к выводу о возможности переноса столицы в Акмолу. Сообщил об этом начальникам, которые почти не отреагировали. Но с тех пор я стал ждать, надеясь в душе, что когда-нибудь в составе центрального аппарата ведомства переведусь по службе поближе к родителям, проживавшим в СКО. Через год или два те же начальники сообщили мне о "слухах" про новую столицу и поинтересовались источниками моей "осведомленности", на что я ответил приблизительно так: "Работа такая. Для переноса столицы ситуация созрела".
Мировой опыт
Что бы ни говорили политики и обыватели, сторонники и противники переносов столицы, но мировой опыт свидетельствует: появление "стольных градов" связано не с субъективными желаниями правителей, а с их осознанием складывающихся на тот или иной исторический момент реалий. Причины образования столиц могут быть и геополитические, и внутриполитические, и экономические, и климатические, но в любом случае будут присутствовать такие элементы, как необходимость и возможность эффективного государственного управления и политического влияния.
По имеющимся данным, в 1900 году в мире насчитывалось 40 столиц, а ровно через столетие их стало более двухсот, что, конечно же, было связано с результатами Первой и Второй мировых войн, а также национально-освободительного движения в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Таким образом, прежде всего образование столиц происходит с возникновением новых государств после крушения мировых империй.
Не менее важна причина образования новой столицы как основы и символа новых, консолидирующих отношений внутри государства. В любой стране, особенно имеющей огромную территорию, возможна борьба региональных политических группировок, каждая из которых "тянет одеяло на себя". Приведу известный пример смены столиц под влиянием борьбы элит. В постмонгольский период истории России главным городом сначала была Москва (1327-1712) как наследие золотордынцев, затем Санкт-Петербург (1712-1727) как вотчина проевропейских политиков, затем снова Москва (три года), снова Санкт-Петербург (чуть ли не два столетия), а с 1918 года - опять Москва.
Трагическим примером "борьбы столиц", отражающей противоборство региональных элит, является Ливия, где существовали два основных центра влияния - Триполи и Бенгази, которые сейчас находятся в состоянии гражданской войны. Многолетние старания М. Каддафи по удержанию единства в стране все же разбились о поддержанные Западом амбиции региональных элит.
В настоящее время десятки государств мира обсуждают вероятность возможного переноса своих столиц по разным, но известным истории причинам.
В основе возникновения новых столиц могут быть также природно-климатические и экономические причины, которые важны в условиях неразвитой транспортной инфраструктуры. Это было характерно для древних и средневековых государств, города которых располагались в географически доступных и климатически благоприятных районах. Сегодня научно-технический прогресс постепенно берет свое, и столицы могут переноситься с целью оживления экономики в глубинные районы и в жесткие климатические условия, как произошло, например, в Бразилии.
Как подчеркивают ученые, в том числе Вадим Россман, автор книги "Столицы. Их многообразие, закономерности развития и перемещения", возникновение новых столиц надо рассматривать как нормальный процесс политического развития страны. Они же критикуют политиков, склонных преподносить принятие таких решений как нечто волюнтаристское.
Отечественный опыт
Проводимые в Казахстане археологические раскопки показывают, что перенос столицы в Акмолу не случаен - прежде всего, с исторической, геостратегической и… эзотерической точек зрения. В частности, экспедиция под руководством К.Акишева открыла в верхнем Приишимье городище Бозок с тысячелетней историей, которая свидетельствует о существовании в этих местах ставки кипшакского султана, контролировавшей торговые пути через Сары-Арку - степной Шелковый путь. Этот край играл и важную духовную роль в монгольский и в постмонгольский периоды истории, о чем говорят обнаруженные погребения знатных кочевников.
В целом, многовековая история казахского народа полна событий, связанных с образованиями и переносами столиц - Сузак, Сыгнак, Ташкент, Туркестан, Семипалатинск, Оренбург, Кызыл-Орда, Алма-Ата и Астана. В каждом из этих случаев свою роль сыграли вышеназванные причины, отражающие военные, геополитические, внутриполитические и экономические реалии того или иного времени.
К примеру, Туркестан был столицей Казахского ханства в 16-18 вв., когда территория современной Средней Азии, включая Южный Казахстан, была одной из самых передовых в мире по уровню экономического, культурного и социального развития. Семипалатинск на три года (1917-1920) стал столицей Алашской автономии благодаря революционным традициям этого города и активности прогрессивной казахской интеллигенции в данном регионе. Оренбург был выбран административным центром казахских земель в связи с его социально-экономической развитостью и географической близостью к политическим центрам Российской империи - Москве и Санкт-Петербургу, что определяло и более тесные отношения здешней казахской элиты с царским двором. Перенос столицы в Кзыл-Орду, а затем в Алма-Ату можно рассматривать как следствие оптимизации Советской властью регионов Казахстана и Средней Азии.
Причины переноса столицы из Алматы в Астану, думаю, известны всем. Среди них важнейшими в условиях становления молодого государства были следующие - пространство, экология, военная безопасность и внутренняя политика.
Взгляд на Астану через фактор пространства показывает, что она равноудалена почти от всех регионов страны и от основных соседних держав. Это важно для внутреннего и внешнего баланса и глубоко символично с точки зрения истории Великой степи. В своей книге "В сердце Евразии" президент РК Н.Назарбаев как раз и пишет, что актом переноса столицы Казахстан подчеркивает "…свою открытость к равноправному сотрудничеству с Севером и Югом, Востоком и Западом".
В первые, самые сложные и ответственные годы становления независимости перед молодым государством стояла уйма первостепенных внешнеполитических, структурных, финансово-экономических и социальных задач, которыми были озабочены все - и госчиновники, и бизнесмены, и силовики, и обычные граждане. В таких условиях почти фантастическая идея о переносе столицы могла родиться и быть претворена в жизнь только личностью с глобальным видением и мышлением. Это сейчас наши граждане и иностранцы считают факт переноса столицы естественным шагом, но тогда никто, кроме самого президента страны, так не думал. Данное обстоятельство делает актуальным вопрос "о роли личности в истории", когда на авансцену выдвигаются лидеры, способные мыслить и действовать гораздо масштабнее других людей, видеть гораздо шире групповых и региональных интересов.
Личный опыт
Лично для меня появление новой столицы стало тем, что позволило достойно и уверенно завершить самый сложный период жизни - военную службу.
Помню, когда в 1994-1995 гг. вопрос переноса столицы Казахстана стал обсуждаться уже на официальном уровне, одним из самых ярых сторонников этого шага стала моя мама, которая радовалась возможности моего перевода по работе в Акмолу, то есть поближе к ней, проживавшей в Северо-Казахстанской области. Я также мечтал переселиться поближе к пожилым родителям, в том числе для того, чтобы мой ребенок мог пропитаться их безграничной добротой и высокой духовностью. К сожалению, "тяготы и лишения" службы сказались на мне в полной мере, и впервые в Астану я смог попасть только в конце 1998 года, но мама уже не дождалась этого.
Второй раз и уже окончательно, я прибыл по работе в Астану в холодную осень 2002 года. Несмотря на пасмурную погоду, я был рад не только ощутить близость к малой родине, но и увидеть те разительные перемены, которые произошли в городе после 1998-1999 гг. (и которые продолжают происходить по сей день). Невольно подумалось, что на моих глазах творится история нового государства, символом которой стала новая столица, которую я так долго ждал.
К примеру, незабываемый, почти детский восторг охватил меня, когда я впервые увидел на улицах Астаны в День города карнавал из музыкантов и танцоров - это позволило осознать ее необычность, столичность. Или другой пример: какая-то мальчишеская гордость охватила меня, когда я впервые проехал, причем всего лишь пассажиром, по автотрассе из Астаны в Щучинск.
В один из Дней столицы, вдохновленный радостными настроениями астанчан, я почти экспромтом набросал простое стихотворение, в последних строчках которого содержится, возможно, новое название столицы:
Великим монголам
не снилась мечта
Обжить за все годы
такие места
Завидовать может
любая Орда
Столице с названием "НУР-АСТАНА".
Конечно, в функционировании новой столицы есть недостатки и недочеты, вызывающие недовольство у многих. Еще многое нужно сделать для подтверждения, укрепления столичного статуса города. Однако ничто уже не может перевесить самого факта существования Астаны.
Мурат Абулгазин, старший научный сотрудник Библиотеки Первого Президента РК - Лидера нации