ПОНЕДЕЛЬНИК, 11 ИЮЛЯ 2016 ГОДА

Налоги: пора браться за опору нового экономического курса

Автор: Тулеген Аскаров 218 8-07-2016, 00:09

Успешное пополнение казны налоговыми поступлениями в этом году позволяет нашему государству вернуться к одной из главных задач, поставленных в стратегии "Казахстан-2050" - созданию эффективного частного сектора экономики через модернизацию макроэкономической политики, включая и ее налоговую составляющую.

Кризис внес свои коррективы

Напомним, что в своем послании народу Казахстана на эту тему глава государства сформулировал цели стратегии в сфере налоговой политики весьма однозначно и ясно - необходимо продолжить ее либерализацию с тем, чтобы "стимулировать участников рынка к конкуренции, а не к поиску способов ухода от налогов". Среди радикальных шагов в этом направлении - "комплекс стимулирующих мер, в том числе предусматривающих практику освобождения от налогов компаний и граждан, вкладывающих средства в образование и медицинское страхование себя, своей семьи, сотрудников". Другая мера - внедрение практики налогового кредитования для стимулирования инвестиционной активности предпринимателей.

Ставилась и задача провести ревизию всех действующих налоговых льгот, чтобы сделать их максимально эффективными. И наконец, совершенно ясно было обозначено требование "покончить с практикой избирательной поддержки отдельных компаний или отраслей".

В стратегии говорится и о том, что движущей силой нового экономического курса выступает отечественное предпринимательство - малый и средний бизнес (МСБ), доля которого в экономике к 2030 году должна вырасти как минимум вдвое, а в конечном итоге достичь 50% от ВВП. "Задача сегодняшнего дня, - указывалось в послании, - создание необходимых условий и предпосылок для перехода мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей в разряд средних". Тогда же признавалось, что развитию и росту по этой логичной схеме препятствуют перекосы в системе налогообложения МСБ, а правительству поручалось до конца 2013 года внести соответствующие изменения в законодательство, не увеличивая нагрузку на малый и средний сегменты предпринимательства.

Что ж, с момента оглашения стратегии "Казахстан-2050" в декабре 2012 года, как говорится, много воды утекло, а макроэкономическая ситуация изменилась радикальным образом. Цены на нефть и металлы, экспортируемые из нашей страны, значительно снизились, правительству и Нацбанку пришлось обвалить курс тенге к доллару для поддержки в первую очередь экспортеров, представив девальвацию как начало перехода к инфляционному таргетированию, хотя на самом деле годовая инфляция растет сейчас из месяца в месяц. Не обошлось и без других антикризисных мер, включая урезание бюджетных расходов и расходование средств Национального фонда. Фактически уже со второй половины 2014 года, когда начали быстро снижаться цены на сырьевые ресурсы, а Россия перешла к свободно плавающему курсу рубля, властям Казахстана пришлось отодвинуть на второй план стратегические задачи развития и засучив рукава браться за борьбу с кризисом.

Фискальная жизнь налаживается вопреки "черным дырам"

И вот спустя почти два года после начала боевых антикризисных действий макроэкономическая ситуация вновь изменилась в лучшую сторону. Мировые нефтяные цены стабилизировались у отметки в $50 за баррель, казахстанская экономика явно адаптировалась к новым реалиям, а данные Минфина показывают значительные успехи в пополнении казны. Так, государственный бюджет в целом (см. таблицу 1), объединяющий его республиканский и местный уровни, по итогам пяти месяцев текущего года по доходам был исполнен к аналогичному периоду прошлого года с приростом на 3,9%. При этом по налоговым поступлениям увеличение составило 40,0%, в том числе по корпоративному подоходному налогу - 35,7%, индивидуальному - 16,0%, социальному - 14,0%, а по налогу на добавленную стоимость - и вовсе в 2,2 раза.

Вполне позитивная ситуация сложилась и по республиканскому бюджету. Его доходы за январь-май увеличились к аналогичному периоду прошлого года на 1,9% с ростом налоговых поступлений более чем в полтора раза. А поскольку при этом поступления трансфертов уменьшились почти наполовину, то становится вполне очевидным, что база налогообложения восстанавливается сейчас быстрыми темпами. Это, в свою очередь, вновь ставит в фискальную повестку дня работы правительства возвращение к задачам, поставленным в стратегии "Казахстан-2050", в части либерализации налоговой политики.

Увы, в пылу антикризисной борьбы, как выясняется теперь, власти двигались в налоговой сфере большей частью курсом, противоположным стратегии "Казахстан-2050". Так, летом прошлого года тогдашний министр энергетики Владимир Школьник заявил о готовности кабмина разработать налоговые льготы для каждой нефтяной компании страны с тем, чтобы они оставались прибыльными и не снижали добычу "черного золота". Для участников проекта "Евразия" по бурению сверхглубоких скважин также предусматривались налоговые льготы. В этом году была снижена экспортная таможенная пошлина на сырую нефть, которая служит источником пополнения доходов республиканского бюджета.

Льготы, полученные нефтяниками, побудили добиваться налоговых послаблений и компании горно-металлургической отрасли. В противном случае ее представители угрожают снижением объема производства к 2025 году более чем на четверть. В списке их требований - распространение налоговых и иных льгот на проекты по модернизации действующих производств, пересмотр действующего порядка налогообложения дивидендов недропользователей, увеличение лимита по вычетам для стимулирования социальных инвестиций предприятий отрасли.

С весны этого года начали действовать налоговые льготы и преференции для официальных участников выставки "ЭКСПО-2017" в Астане. Еще одной налоговой "гаванью" стал Международный финансовый центр "Астана" на территории столицы - его участники освобождаются от уплаты корпоративного и индивидуального подоходного налога сроком на десять лет наряду с возвратом им НДС при покупке товаров там. Остается только удивляться тому, как успешно пополняется казна при наличии такого большого числа налоговых "черных дыр"!

А про "слона" почти забыли…

На этом фоне налоговое стимулирование отечественного МСБ выглядит пока далеким от мер, предусмотренных в стратегии "Казахстан-2050". Так, налоговое кредитование до сих пор не предусматривается казахстанским законодательством наряду с инвестиционным налоговым кредитом или рассрочкой по уплате налога. Налогоплательщик может рассчитывать лишь на отсрочку налогов сроком до 12 месяцев. На это обстоятельство указывалось недавно и в запросе депутатов парламентской фракции партии "Ак жол" премьер-министру Казахстана.

По их данным, налоговое кредитование предусмотрено в законодательстве России и Белоруссии, являющихся партнерами Казахстана по Евразийскому экономическому союзу, что дает их производителям определенное конкурентное преимущество. Ведь, к примеру, в России предприниматель может получить инвестиционный налоговый кредит сроком до 5 и в отдельных случаях даже до 10 лет при условии, что высвободившиеся средства пойдут на инновационную деятельность, выполнение госзаказа или выпуск социально значимой продукции. При этом ставка вознаграждения по налоговому кредиту должна быть как минимум на четверть ниже ставки рефинансирования "Банка России" (Центробанка). А в Налоговом кодексе Белоруссии, где предусматривается налоговый кредит наряду с отсрочкой и рассрочкой налоговых платежей, вообще не содержится условий по использованию налогоплательщиком временно высвобождаемых денежных средств.

Получается, что медлительность властей Казахстана с введением механизма налогового кредитования лишает экономику страны дополнительного инвестиционного ресурса, не давая заодно облегчить налоговое бремя для МСБ. Кстати, авторы запроса напоминают правительству и еще об одном неисполненном до конца поручении, данном главой государства в декабре 2013 года, - об освобождении от уплаты налогов малого и среднего бизнеса на первые пять лет деятельности. Как выясняется, такую льготу получил только малый бизнес, да и то в части корпоративного подоходного налога.

Для выхода из создавшегося положения депутаты -"акжоловцы" предлагают правительству рассмотреть вопрос о введении инвестиционного налогового кредитования предприятий агропромышленного комплекса, пищевой, машиностроительной, легкой, фармацевтической и других приоритетных отраслей путём предоставления возможности переноса сроков уплаты налогов до пяти лет, с обязательством инвестировать высвобождающиеся средства в производство. Другое предложение - исполнить поручение главы государства в полном объеме, распространив налоговые каникулы в первые годы деятельности не только на малый, но и на средний бизнес.

И наконец, в целях поддержки даже самых стратегически важных производств правительству предлагается использовать механизм налогового кредитования вместо полного освобождения от налогов, с тем, чтобы после стабилизации положения таких предприятий они возмещали задолженность по налогам.

Кстати, информация о том, каким предприятиям ранее уже предоставлялась отсрочка (или освобождение) от уплаты налогов, относятся ли эти предприятия к приоритетным секторам экономики, а также о том, какие условия и обязательства при этом возлагались на такие компании, в открытом доступе отсутствует. Поэтому требование депутатов предоставить такие сведения выглядит вполне логичным и своевременным - ведь кризисы приходят и уходят, а казну надо наполнять постоянно.

Комментарии:
Добавить комментарии


    Введите имя:

    Введите E-mail:

    Полужирный Наклонный текст Подчёркнутый текст Зачёркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищённой ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера





Выбор главного редактора
Фото и видео
Лучшие материалы
Астана: 16 °C
Алматы: 18 °C
    
$ 338.46
374.4