Чиновничьим аппетитам кризис не помеха?
Второй год подряд власти, рассуждая о кризисе, призывают к затягиванию поясов и снижению расходов на содержание госорганов. Но, как говорится, горбатого только могила исправит. У некоторых ведомств отрос настолько необъятный живот, что подпоясать его чем-либо не представляется возможным. Судите сами.
Кризис для госслужащих - понятие аморфное. Они, как и прежде, предпочитают жить, ни в чем себе не отказывая. Спать – так с королевой, воровать – так миллионами, а если уж закупать служебные автомобили, то преимущественно комфортабельные, улучшенной комплектации, конечно же, с кожаным салоном и подогревом сидений. И такие аппетиты не только у министров. Занимающие более низкие ступени на иерархической лестнице госслужащие, как выясняется, мало чем от них отличаются.
Возьмем, к примеру, ДВД Алматинской области. До конца года его руководство намерено закупить три малогабаритных автомобиля. Казалось бы, ничего странного и вполне в духе времени. Да только вот цена каждой такой машины под стать неплохому внедорожнику –8,8 миллиона тенге. В спецификации указано, что авто должно быть повышенной комплектации, с системами безопасности ABS, SRS, ГУР, ПЭП, регулировкой угла наклона рулевой колонки, автоматической КПП, климат-контролем, круиз-контролем, датчиком света, подогревом сидений, кожаным салоном. Для сравнения: столько же стоит новый Toyota Fortuner или Jeep Compass. Есть над чем подумать. Но это не «потолок». В октябре тот же ДВД намеревается закупить еще шесть автомашин с аналогичными характеристиками, но уже по цене 10,7 миллиона тенге каждая…
Если уж полицейские замахиваются на такие авто, то что говорить об органах исполнительной власти? Потратились на дорогие автомобили акиматы: Алматинский – по 11,5 миллиона тенге, Астанинский – по 10,2 миллиона. Аким Экибастуза будет рассекать на авто, которое обошлось бюджету в 7,7 миллиона. Не отстают и местные представительные органы.
Впрочем, дорогие автомобили можно и не покупать. Их можно арендовать – и, как говорится, взятки гладки. Например, Аэрокосмический комитет Министерства по инвестициям и развитию потратит в этом году на прокат авто представительского класса 5,8 миллиона тенге. Конституционный совет заложил в своем бюджете 5,1 миллиона тенге на аренду дежурных машин по вызову в Алматы «для руководителей государственных органов, с соответствующими литерными номерами и соблюдением требований государственного протокола старшинства должностных лиц».
Но любят чиновники комфорт не только при передвижении своих высокопоставленных и не очень тел. Скажем, аппарат Верховного суда решил разжиться мебелишкой, и хоть кол на голове чеши – из бюджета долой почти сто миллионов тенге. Но это еще ничего. В ЮКО чиновники решили срочно реконструировать президентскую резиденцию, построенную не так давно, в 2005 году. Вроде бы прошло-то всего 12 лет, и вряд ли на строительство такого объекта привлекалась неквалифицированная рабочая сила, но тем не менее стоимость реконструкции превысила, только не падайте в обморок, свыше 660 миллионов тенге. Еще 8,9 миллиона тенге уйдут на услуги по техническому надзору. Для сравнения: строительство 80-квартирного жилого дома в микрорайоне "Береке" в Петропавловске обойдется в 492 миллиона тенге.
Еще одним очень затратным пунктом всегда была организация посиделок - форумов, совещаний, конференций, юбилейных мероприятий. Помнится, несколько лет назад президент страны потребовал от государевых мужей прекратить вал всяких юбилеев и помпезных мероприятий. «Это надо прекращать, просто отрезать, и все», - давал ЦУ глава государства. Но, как свидетельствуют данные портала госзакупок Минфина, воз и ныне там. Свыше 12 миллионов тенге в нынешнем году планируется потратить на заседания Ассамблеи народа Казахстана. При этом речь идет всего о трех расширенных заседаниях научно-экспертного совета АНК. В силу той странной роли «свадебного генерала», которую играет эта структура, эффект от таких мероприятий невозможно ни глазами увидеть, ни руками пощупать. Впрочем, о чем тут говорить, если проведение только одной сессии регионального представительства АНК, например, в Астане, обходится в 2,7 миллиона тенге?
Идем дальше. 5,9 миллиона тенге – столько предусмотрено в бюджете государственного учреждения «Қоғамдық келісім» на закупку услуг по организации и проведению заседания Центрально-Азиатского научно-экспертного совета по вопросам межэтнической толерантности и общественного согласия. Услуги по проведению заседания республиканского методического совета директоров Домов дружбы АНК обойдутся в 3,2 миллиона, услуги по проведению ежегодного Форума советов общественного согласия АНК – более чем в четыре миллиона тенге.
Телефонные разговоры, командировки, представительские расходы – все это тоже влетает бюджету в копеечку. Пару месяцев назад бывший глава Счетного комитета, а ныне депутат мажилиса Омархан Оксикбаев шокировал многих, озвучив сумму представительских расходов Конституционного совета и Генеральной прокуратуры. В первом случае речь шла об истраченных в прошлом году 65 миллионах тенге, во втором – о 108 миллионах.
Это в центре. Но регионы тоже не только высовывают язык, чтобы облизаться, но и успевают существенно поднадкусить. Приведем только один пример. Услуги телефонной связи для аппарата Южно-Казахстанского областного маслихата обойдутся в этом году в 3,2 миллиона тенге. (Для сравнения: в Павлодарской области аналогичный представительный орган готов ограничиться вдвое меньшей суммой).
К слову сказать, после бучи, поднявшейся в парламенте по поводу расходов Генпрокуратуры, узнать, во сколько встанут бюджету покатушки чиновников и депутатов как по стране, так и за ее пределами, стало практически невозможно. Зато в свободном доступе легко можно обнаружить данные о пиаре госорганов за госсчет. На эти цели тоже уходят огромные суммы.
Как говорится, без комментариев…