СУББОТА, 2 АПРЕЛЯ 2016 ГОДА

Экстремисты, сепаратисты, коррупционеры… Кто еще угрожает стране изнутри?

Автор: Мирас Нурмуханбетов 2542 1-03-2016, 06:34


Глобальный кризис в отдельно взятой стране является одной из главных угроз для национальной безопасности Республики Казахстан и ее граждан. Кроме того, нашу «стабильность» могут раскачать изнутри – в пользу других стран или просто спасаясь от нищеты. Но власть, считая, что сама справится с угрозами обществу и государству в целом, лишь отдаляется от этого самого общества.

Дежурный Совбез

На прошлой неделе в Астане под председательством президента страны Нурсултана Назарбаева состоялось очередное заседание Совета безопасности. Событие в общем-то заурядное, происходящее раз в квартал, но нередко оно становится неким ориентиром во внутренней (еще реже – во внешней) политике. При этом особую интригу придает тот факт, что журналисты (а через них и все общество) узнают подробности такого рода мероприятий лишь из официальных сводок и сообщений пресс-службы Акорды. Поэтому информационные материалы, освещающие «совбезовские» заседания, получаются скудными и скучными.

Так вышло и на этот раз. На заседании, судя по распространенному пресс-релизу, рассматривались два основных вопроса –  «ход реализации Стратегии национальной безопасности» и «подходы к миграционной политике». Первая тема, конечно, намного шире, и чтобы ее понять, нужно обратиться к некоторым нормам законодательства, которые за последние полгода претерпели если не существенные, то многочисленные изменения. Речь, в первую очередь, идет о законе «О национальной безопасности РК», новая редакция которого вступила в действие с 1 января 2016 года.

Экстремисты, сепаратисты, коррупционеры… Кто еще угрожает стране изнутри?

В нем, кроме всего прочего, прописаны «основные угрозы национальной безопасности» - а это почти два десятка пунктов. Судя по их расположению, главные угрозы государство видит в росте преступности, ухудшении демографической ситуации, снижении уровня здравоохранения, утрате культурного и духовного наследия, возможном обострении социальной обстановки, выражающейся в столкновениях и массовых беспорядках, и т.д. Сегодня мы коснемся некоторых из них – на наш взгляд, наиболее актуальных.

Обыкновенный терроризм

В первую очередь стоит назвать «дежурную угрозу», которой иногда можно попугать население, хотя реальную опасность от нее власти, похоже, недооценивают. Либо тщательно скрывают. Речь идет о пресловутом терроризме, а если быть точнее, о религиозно-экстремистской его вариации.

К сожалению, «террористическая тема» у нас часто проходит под грифом «секретно» – это касается и спецопераций, и расследований, и судебных процессов, которые практически все проходят за закрытыми дверями. Между тем, по разным данным, за последние десять лет по соответствующим статьям УК были осуждены от 500 до 1000 человек – в основном граждане Казахстана, а не «гастролеры» из прилегающих регионов.

Конечно, отечественные спецслужбы регулярно проводят антитеррористические учения, пугая добропорядочных горожан, государственные органы иногда проводят разного рода конференции по этой теме, а отдельные чиновники или политологи временами дают интервью отдельным СМИ. Но планомерной и транспарентной работы, к сожалению, не наблюдается, а самое главное – нет честного и открытого диалога власти с обществом.

Создается ощущение, будто государство опасается, что среди его граждан обязательно найдутся шпионы, которые разведают, как оно собирается бороться с экстремистами, и последние изменят тактику.

Тем временем подобного рода угрозы не только увеличиваются, но и расширяются. К религиозно-экстремистским добавляются социально-бытовые. Ведь не секрет, что основной питательной средой для терроризма становятся массовое обеднение населения, рост протестных настроений, безработица и другие подобные явления, о которых сегодня стали говорить все чаще.Экстремисты, сепаратисты, коррупционеры… Кто еще угрожает стране изнутри?

Отчаявшиеся люди идут на суицид (и такие новости перестали быть чем-то особенным), по сути, совершая теракт в отношении себя. А если они выберут в качестве жертв своего отчаяния других? Тех, кто живет немного (или намного) лучше, или тех, кого потенциальный экстремист посчитает виновником своих бед. А тут еще из Сирии начнут возвращаться те, кто уже получил кое-какой боевой (и идеологический) опыт. Да и неспокойная обстановке за нашей южной границей заставляет не только анализировать и думать, но и действовать.

Протестный электорат

Впрочем, государство пытается что-то делать, чтобы ослабить социальную напряженность.  Однако, судя по словам наших чиновников разных уровней, отечественный кризис является следствием мирового, который, похоже, виден только из Казахстана и еще каких-нибудь стран подобной ориентации. И это обстоятельство порождает сомнения в том, что антикризисные меры будут адекватными.

Отметим, что в упомянутом выше законе (в статье об угрозах национальной безопасности) – прописано сразу несколько пунктов, так или иначе связанных с экономическими рисками, в том числе «снижение устойчивости финансовой системы», «неконтролируемый вывоз капитала» и так далее.

То есть, это все то, что мы сейчас наблюдаем в стране и что могут констатировать даже далекие от большой политики и макроэкономики казахстанцы.

Точно не известно, о чем был доклад министра здравоохранения и соцразвития Тамары Дуйсеновой на заседании Совбеза, но ее появление не только оживило сугубо мужской коллектив, но и дало понять, что государство проявляет определенное беспокойство по поводу ситуации в «социалке».

Бипартизм

«На заседании было подчеркнуто, что двойное гражданство в нашей стране не признается Конституцией, в связи с чем требуются меры по недопущению подобных фактов». За этой скупой цитатой из пресс-релиза Акорды, если вдуматься, стоит проблема, которая не очень охотно поднимается руководством страны. Если вообще поднимается.

Но при этом власть придерживается здесь принципиальной позиции – ты либо только наш гражданин, либо сдавай голубой паспорт. В прошлом году Казахстан ужесточил наказание за подобного рода нарушения (по Административному кодексу) – штраф до 200 МРП и выдворение из страны с лишением права быть гражданином РК сроком на пять лет.

Но чем грозит национальной безопасности чье-то двойное гражданство («бипартизм»)? Ведь ряд стран не чурается этого, а некоторые даже приветствуют, если их соотечественники являются полноправными гражданами другой страны. Кроме того, такие вещи могут предусматриваться двусторонними соглашениями. Что же касается именно Казахстана, то тема двойного гражданства поднималась не раз.

Вот самый свежий пример. Полгода назад Ассоциация казахстанцев во Франции выступила с подобной инициативой. Тогда наши соотечественники отметили, что число казахстанцев, живущих и работающих за рубежом, растет с каждым годом. И практически все они «душой остаются на родине», но вынуждены брать гражданство тех стран, где «пригодились».

Намерения вроде бы благие, патриотичные и вполне понятные. Но есть и другая сторона медали. Для Казахстана запрет на двойное гражданство – это политическое решение, основанное, в первую очередь, на желании сохранить суверенитет, а параллели с Евросоюзом или другими союзами в данном случае неуместны. Более того, как известно, в проект Евразийского договора Россия внесла (а затем отстаивала) пункт о едином гражданстве, но наша делегация выступила категорически против.

Помнится, была история с раздачей паспортов Российской Федерации в Северной Осетии, а до этого – в Приднестровье. Потом чуть ли не в официальной обстановке вручали «пурпурные книжицы» в украинском (на тот момент де-юре и де-факто) Крыму  спецназовцам и лояльным к политике Кремля госслужащим.  Чем все это закончилось, надеюсь, напоминать не надо…

«Пятая колонна» в третьем ряду

Напоминание о бипартизме дает повод вспомнить и о другой стыдливо замалчиваемой теме – сепаратизме и так называемой «пятой колонне». Правда, сепаратизм у нас часто носит бытовой характер, но именно подобного рода заявления привели в конце концов к аннексии Крыма и войне на юго-западе Украины. Сравнение это, может быть, натянутое,  но факт остается фактом.

Наша власть, как и в случае с религиозно-экстремистскими угрозами, не любит распространяться на эту тему и предпочитает действовать репрессивными методами. Так, уже зарегистрирован прецедент, когда гражданин РК был осужден по «сепаратистской статье» за то, что инициировал в соцсетях опрос о возможности присоединения его родного Риддера к России.

Можно вспомнить еще несколько громких процессов, которые были восприняты «на ура» нашими национал-патриотами, хотя, по мнению правозащитников, обвинения против осужденных выглядели чересчур суровыми.

Параллельно были предъявлены обвинения по той же статье (ст. 174 УК РК – разжигание национальной и иной вражды) другой стороне – представителям нацпатов или тем, кто их таковыми считает. Здесь власти решили соблюсти некий баланс, показав, что не допустят даже намеков на сепаратизм, но при этом продемонстрировав, кто в доме хозяин. Следует отметить, что такая работа проводится точечно, а точнее – избирательно.

Тем более что в 2015 году по этой самой 174-й статье было осуждено несколько десятков человек, о делах которых широкой общественности не известно ровным счетом ничего.

В любом случае активность «пятой колонны» в социальных сетях резко упала. Этому способствовали не только судебные процессы и репрессивные нагоняи, но и некие инструкции «залечь на дно» и «перейти на скрытую работу». Впрочем, данная тема заслуживает отдельного большого разговора, а пока, как говорили при старом режиме, нужно не терять бдительность (если независимость дорога) и обращать внимание на молодых людей, любящих носить камуфляж, и тех, кто торгует околовоенным товаром или учит рукопашному бою. Ведь хотя «пятая колонна» и находится сейчас в третьем ряду, теряясь за первыми двумя, но забывать о ней не стоит.

Далеко не все потенциальные угрозы были обсуждены или даже просто обозначены в повестке дня прошедшего заседания Совета безопасности. Если вернуться к упомянутой статье закона РК о НБ, то первый ее пункт довольно обширный. Это «снижение уровня законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая организованные ее формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, террористическими или экстремистскими организациями, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, незаконный оборот оружия и наркотических средств, способствующие снижению степени защищенности национальных интересов».

Как говорится, все (или почти все) наши беды изложены в одном предложении. В общем, судя по всему, власть знает, что нам угрожает, но предпочитает действовать сама.

Комментарии:
Астана: 3 °C
Алматы: 9 °C
    
$ 342.49
390.54