Гульмира Илеуова, ОФ "ЦСПИ "Стратегия"
В последнее время тема, связанная с формированием идентичности граждан Казахстана, достаточно часто обсуждается на различных экспертных площадках; что интересно, какие-то отдельные "осколки" этой дискуссии внезапно появляются и на мероприятиях, темы которых, на первый взгляд, совершенно не связаны с вопросами идентичности казахстанцев и процессами их самоидентификации.
Однако если проанализировать озвученные материалы, заметно, что представления формируются, в основном, вокруг соотношения гражданская идентичность – этническая идентичность. При этом чаще всего мыслится, что достижение гражданской идентичности является целью развития общества, т.е. результатом постепенного эволюционного развития Казахстана.
Хотелось бы, в порядке дискуссии, поделиться своими наблюдениями в указанной сфере, поскольку в нашей организации накоплен богатый эмпирический материал [1], на основе которого можно сделать далеко идущие выводы.
В 2004 году опросы показывали, что основной идентичностью населения выступала гражданская. На тот момент подавляющее большинство респондентов считали себя в первую очередь гражданами Казахстана (например, опрос ЦКТ "Репутация" 2004 года, см. диаграмму 1). Также следует отметить, что имеет значение тот ранг (место), который получил в ходе опроса тот или иной вид идентичности. Так, этническая идентичность была третьей, уступив гражданской и местной (поселенческой). Вместе с тем, обращает на себя внимание тот факт, что религиозная идентичность в 2004 году была наименее распространенной среди казахстанцев.
Диаграмма 1. – Кем Вы считаете себя в первую очередь? (возможен только один вариант ответа) (апрель 2004 г.,N1100)
В 2009 году распределение мест в рейтинге предпочитаемых видов идентичности осталось прежним – гражданская, местная, этническая [2] (см. таблицу 1). При этом религиозная идентичность все еще находится на периферии процессов самоидентификации (7 место).
Кардинальное изменение ситуации показали данные 2014 годах [3]. На первый план вышла идентичность на основе поселенческого признака (место жительства), этническая принадлежность стала второй по распространенности, а гражданская идентичность, хотя также распространена среди подавляющего числа казахстанцев, перестала быть доминирующей, она стала одной "из".
Таблица 1. Как часто Вы ощущаете свою принадлежность к перечисленным ниже группам людей?
Группы | Частота | 2014 | 2009 |
К ЖИТЕЛЯМ СВОЕГО ГОРОДА ИЛИ СЕЛА | Часто | 75,7% | 59,4% (2 место) |
Редко | 14,3% | 21,4% | |
Никогда | 2,4% | 6,9% | |
Затрудняюсь ответить | 7,6% | 12,3% | |
К ЛЮДЯМ СВОЕЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ | Часто | 73,0% | 55,2% (3 место) |
Редко | 14,1% | 22,6% | |
Никогда | 4,0% | 8,8% | |
Затрудняюсь ответить | 8,9% | 13,4% | |
СО ВСЕМИ ГРАЖДАНАМ КАЗАХСТАНА | Часто | 72,2% | 66,7% (1 место) |
Редко | 14,7% | 15,6% | |
Никогда | 2,4% | 6,0% | |
Затрудняюсь ответить | 10,7% | 11,8% | |
К ЛЮДЯМ СВОЕГО ПОКОЛЕНИЯ, ВОЗРАСТА | Часто | 71,9% | 51,2% |
Редко | 15,0% | 24,9% | |
Никогда | 4,2% | 10,1% | |
Затрудняюсь ответить | 9,0% | 13,7% | |
К ЖИТЕЛЯМ СВОЕЙ ОБЛАСТИ | Часто | 63,7% | 45,3% |
Редко | 22,6% | 26,3% | |
Никогда | 4,1% | 13,6% | |
Затрудняюсь ответить | 9,6% | 14,8% | |
К ЛЮДЯМ СВОЕЙ ВЕРЫ, РЕЛИГИИ | Часто | 61,9% | 44,0% |
Редко | 17,0% | 29,0% | |
Никогда | 9,3% | 11,5% | |
Затрудняюсь ответить | 11,8% | 15,6% | |
К ЛЮДЯМ СВОЕЙ ПРОФЕССИИ, РОДА ЗАНЯТИЙ | Часто | 60,0% | 39,8% |
Редко | 19,0% | 28,5% | |
Никогда | 7,1% | 15,6% | |
Затрудняюсь ответить | 14,0% | 16,0% | |
К ЛЮДЯМ СВОЕГО РОДА (РУ) | Часто | 55,3% | 51,1% |
Редко | 15,2% | 23,1% | |
Никогда | 10,7% | 12,3% | |
Затрудняюсь ответить | 18,8% | 13,4% | |
К ЛЮДЯМ СВОЕГО ЖУЗА | Часто | 45,1% | 39,5% |
Редко | 16,2% | 27,3% | |
Никогда | 16,6% | 18,7% | |
Затрудняюсь ответить | 22,1% | 14,5% |
Какие выводы можно извлечь из полученного сравнения?
1. Прежде всего "картина с идентичностями" в Казахстане не так проста и одномерна, как может показаться на первый взгляд (гражданская-этническая). При рассмотрении полученных результатов в разрезе различных социально-демографических групп (этнических, поселенческих, гендерных, возрастных и др.), картина становится еще более мозаичной, но при сохранении определенных закономерностей (об этом в другом материале). Таким образом, правильно будет говорить о многофакторной основе современного процесса идентификации населения Казахстана.
2. Вызывает определенную обеспокоенность выход на первый план поселенческой идентичности (и здесь, кроме указанной частоты выбора принадлежности к жителям своего города/села, следует отметить также и достаточно высокий уровень соотнесения себя с жителями своей области). Это обстоятельство сигнализирует о том, что данный вид идентичности стал самым востребованным в "теле" нашего общества. Т.е. почему-то стал важным вопрос "откуда ты?", а не "кто ты?". Можно предположить, что одной из причин повышения социальной значимости этого вида идентичности, стали активные процессы внутренней миграции населения страны. А обеспокоенность наша вызвана тем, что процесс регионализации интересов населения (использую как синоним идентичности в данном случае) может иметь далеко идущие последствия, поскольку сигнализирует о нарастании центробежных тенденций в стране.
3. То, что гражданская идентичность, в сравнении с другими, осталась практически на том же уровне, может говорить о двух вещах. С одной стороны, это может свидетельствовать о том, что достигнут предел, и это то самое число людей, которые предпочитают себя мыслить как "граждане Казахстана". С другой, можно выдвинуть гипотезу, что в нашей стране за последние годы делалось мало или недостаточно для подъема гражданской идентичности, и ей на смену естественным образом приходят идентичности иного порядка, возможно более удобные людям в сложившихся обстоятельствах, но не обязательно способствующие интеграции общества.