Почему Казахстан становится страной разведенных людей?
Родители сдают детей в детские дома, дети — родителей в дома престарелых. Количество разведенных людей растет с каждым годом. Что делать, как сохранить семью, любовь и уважение? Как научиться культуре семейных отношений, если этому вообще можно научиться. Уже год в Алматы работает проект Школа семьи «Жанұя». О проблемах семейной жизни рассказала руководитель проекта «Жанұя» Екатерина Деркач.
— Можно ли научить семейной жизни – по вашим рецептам или по другим, уберечь от разводов?
— Когда люди подают заявление в ЗАГС, им говорят: «Подумайте месяц». Или когда разводятся, им предлагают подумать. Вот чтобы эти месяцы не были пустыми, мы приглашаем семейные пары на некий образовательный курс. Безусловно, результат есть. Есть семьи, которые сохранились. Которые приходили в ссорах – сначала один супруг приходил. Есть семьи, которые состоялись, которые у нас познакомились. Свадьбы, на которые мы ходили.
— В последнее время в соцсетях прослеживается нетерпимость к чужому мнению. Вот это неприятие критики, оно же и в семейной жизни как-то проявляется? Эта нетерпимость везде обострена или только у нас?
— У нас есть международные проекты, в которых мы тоже принимаем участие – в СНГ, в Европе. На территории России есть огромный проект «Общее дело». Проект направлен на борьбу с алкоголизмом, на пропаганду здорового образа жизни. Там он имеет широчайшую поддержку в школах, вузах. Потому что люди озадачены – есть такая проблема. У нас есть случаи алкоголизма, но такой пагубности нет. Что касается проблемы семьи, то в Казахстане никогда не было столько сирот, столько брошенных детей, как сейчас. Наш президент говорит о том, что это страшные цифры для казахов,
детей стали отдавать в детские дома, когда есть семьи, родителей — в дома престарелых, потому что о них некому заботиться
Теряется связь с младшими, правильная связь со старшими. Когда говоришь о вечных казахских традициях, то слово «жанұя» имеет огромное значение. В переводе это просто «семья», но если разобрать, то «жан» — душа, а «ұя» — гнездо. Получается, «гнездо души».
— Душа для гнезда.
— Человек находит там убежище, опору. И это все возвращается. На открытие мы приглашаем именитые пары с большим опытом семейной жизни. Обращаемся к опыту взрослых. Известный психолог и астролог Рузов говорит, что
нет несовместимых людей – есть нежелание быть вместе, есть нежелание меняться ради кого-то, что-то делать ради кого-то
Поэтому для Казахстана эта тема очень интересна. Мы продолжаем этот опыт по городам. И даже в России хотят открывать такие школы. Они тоже будут называться «Жанұя».
— Даже так?
— Потому что в этом слове – огромный смысл и философия, как и во многих других казахских словах.
— Замечательно. И все-таки есть скептики?
— Безусловно.
— Наверняка есть те, кто и уходит от вас, будучи недовольным. Вы получали такие feedback от не довольных вашей школой?
— Я одна из тех, кто ведет занятия. Бывают разные ситуации. Аудитории небольшие — по 40 человек. И ты не можешь просто прийти, просто рассказать и уйти. Потому что можно открыть интернет, просмотреть десятки лекций – зачем куда-то идти. Но когда ты приходишь туда, то видишь разных людей и общаешься. Бывают монгольские лица – неэмоциональные. Бывают серьезные лица.
— Подвох ищут?
— Недоверчивые. Бывают открытые лица. И в процессе общения и тренингов ты видишь, как люди меняются, доверие возрастает. Не могу сказать, что все, кто пришел, посещают школу все 7 недель. Но тенденция такова – те, кто пришел, возвращаются. У нас есть рассылка. Люди узнают новости и приходят. Кто-то семейными парами, кто-то с детьми. За это время уже успели родить. В общем, теплая семейная атмосфера. Люди хотят общаться.
— То есть недовольных нет?
— Есть несогласившиеся. Например, одна пара… Забегая вперед скажу – сегодня они женаты. Но на тот момент, когда только начинался разговор, он был за свободные отношения. Все ограничения он считал пережитками прошлого. Я не знаю, в какой момент это произошло — я уезжала в командировку — вижу фотографию их свадьбы в Instagram и узнаю, что они посещали нашу школу. Для нас это радость. Потому что мужчина понял, что должен взять ответственность за женщину. Большая беда гражданских браков, хотя я по образованию – юрист, и слово «гражданский брак» в корне неверное…
— Вот о гражданских браках. Я хоть и не юрист, понимаю, что гражданский брак – это официальный брак. Все остальное – сожительство. Или как сейчас говорят – фактический брак. Может ли сожительство быть альтернативой? Вместе живут люди, даже сохраняют друг другу верность. Они соблюдают все нравственные традиции, но не регистрируются. Может, действительно, так лучше? Зачем все эти документы?
— Это безопасность. В первую очередь, безопасность женщины. Если основываться на знаниях, то женщина всегда под защитой. Сначала женщина под защитой своего отца, потом под защитой мужа, в престарелом возрасте под защитой своего сына, когда муж слабеет.
— Или под защитой зятя.
— Для женщины это очень важно. Как только она начинает служить мужчине – готовить, стирать, убирать, она считает, что это ее мужчина. А у него наоборот. Если она и так постоянно рядом – готовит, стирает и убирает, зачем тогда жениться.
— Все и так хорошо.
— Уже не нужно завоевывать, ходить на свидания, носить цветы. А она-то ждет момент. Он этого не понимает.
Это как кран, который капает — не мешает, пока не прорвет.
И обычно это долгое молчание накапливается. И когда они проходят консультацию, самый распространенный вопрос: «Ты что, не могла сказать?» А она ему: «А ты не мог догадаться?»
И вот, чтобы все могли сказать и догадаться, мы приглашаем молодые пары. Мы очень рады, когда приходят студенческие пары. Потому что студенчество – это самая пора любви.
— Большинство студенческих браков, как правило, скоротечны. И даже общество их прощает.
— У нас есть студенческие клубы Школы семьи «Жанұя». В КазНПУ мы провели много занятий. Преподаватели пошли нам навстречу, наши уроки были даже в сетке занятий. Мы проводили занятия на русском и казахском. И у молодежи очень много вопросов. Кажется, что студенты – народ несерьезный, но на самом деле им интересно. Нас в школе этому не научили. Мы с вами усиленно учили синусы, косинусы, тангенсы, котангенсы. Они нам сильно пригодились в семейной жизни? На пороге ЗАГСа или при разводе мы про них сильно вспоминали? Я не говорю, что это не нужно. А сейчас хорошо, что в школах появились уроки самопознания. Мы тоже проводим интересные для детей уроки – уроки счастья.
— Мы подошли к интересной теме. Сейчас школьное образование подвергается серьезной критике — как гуманитарные предметы, так и физика с математикой. Много нареканий к преподаванию. А почему бы в школу не впустить волонтеров?
— Свобода – некая осознанная необходимость. Когда ты понимаешь, что и как, тогда можно строить. Это нововведение в школах. Я не квалифицирована что-то говорить об образовании в школах, но знаю, что многие хорошие вещи вводятся. Шалва Александрович Амонашвили проводит тренинги для преподавателей. Были проведены педагогические чтения. У нас открылся Казахстанский центр гуманной педагогики. Существуют образовательные родительские клубы. Ведь нас не учили быть родителями, женами, мужьями. Время меняется, технологии растут, а отношения падают.
— Какова, на ваш взгляд, семья будущего?
— Несмотря на все технологии, людям хочется обычного человеческого общения и тепла. Наша школа об этом. Давайте на 2 часа отключим телефоны, гаджеты, пойдем не в клуб, где невозможно поговорить, а пообщаемся здесь, посмотрим друг другу в глаза. И огромное количество людей хочет именно такого общения. Мы вчера смеялись. Помните, как в детстве нам кричали с балкона: «Домой!» Люди собирали детей с балконов. Это было наше детство. И было не так давно. Сейчас дети не сидят во дворах — есть гаджеты. Родители ругают детей за гаджеты, но сами в компьютерах, в работе.
Семья будущего за теми, кто научится применять все эти гаджеты в пользу отношений
Сейчас люди меняются. Приходят дети-индиго, приходится меняться и родителям.
— Тоже краситься в индиго?
— Не краситься, а читать их книги. Сейчас огромное количество информации.
— Думаю, это веление времени. Свобода в отношениях – семейных и межличностных. Даже от этой свободы наступает пресыщение. Поэтому все приходит к какому-то внутреннему порядку.
— Вы говорите о свободе. Если дать совершенную свободу… США узаконили однополые браки. В Европе дети с 3-4 класса проходят уроки сексуальной грамотности. Когда людям дают свободу в отношениях мужчины и женщины…
— А может это и не так плохо? Последний вопрос к юстиции, к законодательству. Нет-нет, но некоторые горячие головы говорят о запрете разводов. Как вы к этому относитесь?
— Когда к нам обращаются люди, у нас есть один принцип, который мы и сами соблюдаем. Мы говорим о том, что мы не разводимся. Это касается не только отношений мужчины и женщины. Сейчас люди часто разводятся. На работе что-то не клеится – перестану с ним общаться. С соседом поссорился – перестану с ним общаться. Сейчас это легко. Поставлю в черный список, закрою доступ. И мы выходим из отношений.
Выйти намного легче, чем остаться. А развод – это не панацея, потому что законы жизни и судьбы построены так, что неусвоенный урок возвращается к нам
Если мы его с этим человеком не пройдем… Если женщина разводится с мужем – плохой муж, то остается сын. Этот урок ей возвращается уже с сыном. И каждый новый круг – он сложнее. Я не запугиваю, я даю понять, что развестись легче всего.
— Но сам с собой не разведешься.
— А найти в себе силы что-то изучать, меняться, развиваться – это достойно уважения. Человек говорит: «Вы не представляете, какая у меня семья!» Но как только человек перестает смотреть на всех, а меняется сам, то меняются все вокруг. Это 100 %. Потому что механизм уже запущен.
Подпишитесь на еженедельную рассылку
Получайте ссылки на самые интересные материалы газеты