ЧЕТВЕРГ, 17 МАРТА 2016 ГОДА

Почему уходят в тень значимые персонажи нашей истории?

7529 16-01-2015, 01:30
От героев былых времен...

Реестр национальной истории не такой уж и большой. Но даже при этом некоторые из числящихся в нем наших соотечественников почему-то остаются как бы в тени. К таковым, в частности, может быть причислен Алиби Джангильдин, имя которого обросло легендами еще при жизни, но сегодня оказалось несколько подзабытым. Мы беседуем по этому поводу с его внуком - тоже Алиби Джангильдиным.

 

История не знает сослагательного наклонения
- Как вы думаете, для сегодняшнего молодого человека, выросшего на ценностях, выражаясь образно, уже гаджетизированного мира, кто они - все эти герои той советской эпохи, в число которых входит и ваш дед? Почти мифические персонажи, воспринимаемые большей частью абстрактно, или реальные исторические личности, жизнедеятельность которых было бы полезно изучить и переосмыслить?
- Думаю, от эпохи тут немногое зависит. Всегда есть те, кто интересуется историей, - как на любительском, фолк-историческом уровне (а это у нас, у казахов, в крови), так и на профессиональном уровне. А современные технологии сделали любую информацию более доступной. Другое дело, какую информацию о той или иной исторической личности человек найдет в свободном доступе в сети. И чем больше самой разнообразной и, желательно, объективной информации, тем лучше для всех.
- Поделитесь своим видением и пониманием советского периода казахской истории, в том числе роли таких неординарных персонажей, как ваш дед. Они были искренними романтиками, которым свойственно заблуждаться и энтузиазм которых в плане неприятия вопиющей социальной несправедливости использовали политические прагматики, пришедшие к власти в метрополии?
- Советская эпоха - это период своего рода казахстанской квазигосударственности, но в то же время это тот фундамент, на котором мы строим нашу государственность сегодня. В этом смысле особого выбора у нас нет, поскольку другого периода нашей истории у нас просто не было. Были "красный" и "белый" проекты. И поскольку история не знает сослагательного наклонения, можно сказать так: "красный" проект победил потому, что он дал национальным окраинам больше, чем им могли предложить лидеры "белого" движения. Мы впервые юридически определили границы нашей страны в рамках Союза, создали индустриальную базу, плодами которой пользуемся до сих пор, современную систему образования, здравоохранения. Если в 1920-е - 30-е годы шел трудный, порой кровавый процесс создания этой системы, отстаивания национальных интересов в рамках СССР, то во второй половине 20-го века мы уже пожинали его плоды в виде расцвета национальной культуры, науки и т.д.
Иначе говоря, если бы не такие люди, как Джангильдин, Сейфуллин, Жандосов, Рыскулов, Байтурсынов, Дулатов и т.д., то не было бы и современного Казахстана в нынешних границах и не появились бы на исторической и общественной арене Сатпаев, Айманов, Ауэзов,Маргулан,Есенберлин, Тлендиев, Калдаяков и другие наши выдающиеся деятели.

 

Незрелое восприятие истории
- Трактовка тех или иных событий и процессов советского отрезка нашей истории не всегда отличается объективностью, и уж тем более тогда, когда это касается роли отдельных личностей. Как ни странно, в этом смысле Джангильдин всегда стоял как бы особняком. В советское время его имя упоминалось достаточно скупо, а в постсоветский период его практически не вспоминали даже в формате дежурного отрицания всего советского. Как вы думаете, чем можно объяснить этот несколько странный момент?
- При характеристике Алиби Джангильдина вы использовали эпитет "неординарный". Сказано в самую точку. Трудно найти более яркую и в то же время, я бы сказал, более авантюрного склада личность среди деятелей той эпохи. Судите сами. В десятилетнем возрасте убежать из аула от родителей, чтобы осуществить мечту и пойти учиться - это, конечно, многое говорит о человеке. Российская система образования пыталась сделать из него "туземного" колониального чиновника, а в итоге сформировала непримиримого борца против колониализма, и это буквально красной нитью проходит через все его воспоминания. После этого было не менее авантюрное по своей сути путешествие по Европе, Африке и Азии. Трудно натянуть на такого человека шаблонный образ большевика-ленинца, который создавался усилиями творцов той идеологии. Слишком много не вписывающихся в ее каноны фактов было в жизни Джангильдина. К примеру, взять множество сомнительных знакомств: тут и турецкий губернатор Багдада (сын имама Шамиля), и Энвер-паша, и шейх Азрет Султана, и миссия ко двору эмира Бухары во время восстания 1916-го. Или вспомните женитьбу на дочери репрессированного деятеля "Алаш-Орды" Аспандияра Кенжина. Да и само восстание 1916 года и его лидеры с трудом вписывались в идеологическую концепцию советской истории второй половины 20-го века. В своих воспоминаниях Джангильдин откровенно писал об антиколониальной сущности восстания и системе ханской власти, которую они тогда установили. Понятно, что официальные историки шарахались от этого как от огня. Сейчас, кстати, восстание 1916 года тоже довольно плохо вписывается в современную официальную "алашордынскую" версию нашей истории. Потому что уж слишком неприглядно выглядит деятельность лидеров "Алаш-Орды" в тот период.
Я полагаю, что такое шараханье из крайности в крайность является неким показателем незрелости нашей научной исторической школы. Вместо того, чтобы сделать усилия в плане объективного переосмысления истории казахов в 20 веке и вынести из них соответствующие уроки, мы пытаемся одни мифы подменить другими. И это очередное мифотворчество не выдерживает элементарной проверки фактами, которые, как известно, упрямая вещь.
Исторические конструкции в виде официальной идеологии должны быть обращены в будущее, объединяя, а не разъединяя людей. К тому же желательно, чтобы они оформлялись с учетом сложной совокупности исторических обстоятельств и противоречивости тенденций в развитии общества.
Есть люди, строившие фундамент этого общества, заплатившие за это огромную цену, как и весь народ, а есть плоды, которые мы пожинаем до сих пор. Давайте судить о советском прошлом по результатам - плеяде научных и культурных деятелей, созданным в тот период системам образования, здравоохранения, индустриальному потенциалу. С этим, в первую очередь, и должно ассоциироваться советское прошлое, многое из наследства которого мы сохраняем и используем сейчас.

 

Спасенный карающей десницей
- Как вы объясните тот факт, что вашему деду, яркому человеку с активной жизненной позицией, удалось уцелеть в мясорубке репрессий 1930-х годов? Ведь по логике развития, революция всегда пожирает своих детей, к коим может быть отнесен и Джангильдин…
- Думаю, тут сыграли свою роль несколько факторов. В частности, к началу процесса коллективизации его позиции в системе исполнительной власти были заметно ослаблены. Арест и расстрел за антисоветскую деятельность Тобанияза Алниязова, которого он в 1918-м назначил председателем Адаевского уездного ревкома и все это время поддерживал, а также его родича и соратника (во время восстания 1916 года и в период переговоров о переходе лидеров "Алаш-Орды" на сторону Советской власти) Байкадама Каралдина сыграли против Джангильдина. Поэтому на момент начала широкомасштабных чисток постреволюционной элиты он не занимал серьезных постов и дистанцировался от всех политических группировок.
Но главную роль сыграл факт личного знакомства Джангильдина со Сталиным (по Царицыну, где он получал оружие для вооружения казахских отрядов под предводительством Амангельды Иманова и Адаевского уезда, по московским переговорам о создании первого казахского правительства, куда он приехал вместе с Байтурсыновым, а также по съезду народов Востока в Баку). Говорят, Сталин вычеркивал его фамилию из всех списков на арест.
Согласно семейной легенде, попав в первый список, он поступил в соответствии с авантюрным складом своего характера. Его предупредили за день до ареста, он вышел из дома, пошел на базар, нанял извозчика, доехал до станции Чемолган, там, переодевшись, сел на поезд в Москву и уже в столице пересидел эту волну. Дальше уже действовал фактор личного знакомства со Сталиным. При этом он сам спасал друзей и знакомых и помогал кому мог.

 

Историческая память как необходимость
- Насколько на переживаемом нами непростом отрезке национальной истории может быть востребован опыт таких неординарных и, наверное, неоднозначных персонажей прошлого, как Алиби Джангильдин?
- Простых отрезков в истории не бывает вообще. Мы сейчас пожинаем первые плоды независимости, а наши дети будут жить в том мире, который мы создаем сейчас. Опыт каждой семьи в этом смысле по-своему уникален. А государство - это отражение общей коллективной памяти. Все мы несем с собой историческую память своих предков и передаем это наследие дальше.
Главный урок, который мы должны вынести из политической истории XVIII - XX веков, - это то, что залогом успешного будущего нашей страны являются единство элиты внутри нее самой и общность элиты с народом. Если есть разрыв и там, и там, то мы поневоле становимся игрушками в руках более сильных и опытных игроков. Слишком часто мы в своей истории позволяли разделять нас.
- Сегодня мало кто может отрицать колоссальное идеологическое воздействие кино. У нас почему-то почти отсутствует такой жанр, как байопик, в котором можно было бы снять фильмы и про Амангельды Иманова, и про Алиби Джангильдина, и про многих других персонажей национальной истории. Хотя это было бы важно во всех отношениях. Каково ваше мнение по поводу такой постановки вопроса?
- При существующем качестве исторических фильмов, снимаемых сегодня в Казахстане, и при той идеологической неразберихе, которая царит в наших головах, боюсь, эффект получится обратный. Уж лучше продолжать джунгар гонять. Так безопасней. А если серьезно, то в первую очередь надо начинать с жанра фэнтэзи. Благо, национальный эпос у нас великий, он содержит много культурных пластов, и если мы покажем мировой аудитории мифологию евразийских кочевников и создадим свой бренд, то это будет большое дело для наших потомков.
Кстати, еще один плюс революции и секуляризации заключается в том, что они приостановили процессы массовой исламизации населения и исчезновения традиционного устного степного наследия. Огромное спасибо надо сказать тем, кто в 1920-е годы записал весь оставшийся фольклор и не дал ему бесследно исчезнуть.
Патриотизм начинается с детских сказок, на которых люди воспитываются с младых ногтей. У меня, например, с детства перед глазами были эпос "Кобланды-батыр" с яркими иллюстрациями и сборник казахских сказок. Думаю, уже давно пора переводить все это в конкурентоспособный вид на уровне лучших мировых образцов. И тогда вся последующая трактовка и особенно восприятие базовых элементов национальной истории будут выглядеть более рациональными и правильными с точки зрения воспитания национального духа.
- Как вывести имя вашего пращура из тени непонятного забвения? Ведь, в принципе, это нужно не только семье, но было бы полезно и обществу в целом…
- В прошлом году исполнилось 130 лет со дня рождения Алиби Джангильдина. Мы планировали перевести его мемуары на казахский язык и издать большим тиражом, чтобы сделать их доступными казахскоязычной аудитории, а также всем, кто изучает историю и интересуется ею. Министерство культуры включило это в свои рабочие планы, но в последний момент то ли экспертный совет при министерстве, то ли кто-то еще пролоббировал отмену этого решения. Ждать следующего юбилейного повода (например, 100-летия восстания 1916 года) смысла нет, и мы решили издавать своими силами и при помощи друзей и знакомых. Думаю, в свете оживившихся споров об истории начала ХХ века взгляд пусть и не всегда беспристрастного (впрочем, как любого мемуариста), но непосредственного участника тех событий будет интересен всем. Тем более что они впервые издаются в полном объеме, а не в том еще старом, подцензурном, варианте.

Комментарии:
Астана: -7 °C
Алматы: 4 °C
    
$ 346.61
384.49
Loading...