ВОСКРЕСЕНЬЕ, 16 ИЮНЯ 2019 ГОДА
19-08-2011, 08:00

Циркуляром по надеждам, или Что взбудоражило педагогическую общественность?


Кажется, начало нового учебного года в казахстанских школах будет ознаменовано очередным скандалом. Именно на такой вывод наталкивает письмо, с которым обратилась в нашу редакцию группа алматинских учителей. Причиной, которая побудила их сделать это, стала как всегда неожиданная инициатива Министерства образования и науки. Касается она принципов подготовки и переформатирования системы повышения квалификации педагогических кадров с учетом опыта работы "Назарбаев Интеллектуальных школ".

Здесь нужно сделать небольшое отступление и вернуться на полгода назад. Дело в том, что в марте, выступая на заседании правительства, министр образования и науки Б.Жумагулов заявил, что с 1 сентября 2011-го учителя высшей категории станут получать надбавку в размере 100% к базовому должностному окладу. Кроме того, прибавки к зарплате были обещаны и учителям первой и второй категорий. Как пояснил министр, на эти цели из республиканского бюджета дополнительно выделены 5,3 миллиарда тенге (на нынешний год).

Для непосвященных поясняем, что к вышеуказанным категориям учителей относятся самые опытные и квалифицированные из них. Казалось бы, наконец-то, лед тронулся, и государство повернулось лицом к представителям этой профессии. Ведь не секрет, что престиж учителя за годы рыночных преобразований упал ниже всякого уровня. Ну, а размер его зарплаты ничего, кроме сарказма, вызывать не мог. Поэтому понятны оптимизм и радостные ожидания учителей, живших в предвкушении столь приятных для них перемен.

Однако, как известно, между словом и делом очень часто лежит дистанция огромного размера, а бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В чем и убедились отечественные педагоги, когда в начале августа в школы поступил циркуляр Министерства образования и науки, из которого следовало, что если повышение и произойдет, то путь к нему будет усеян отнюдь не розами.

Чтобы читателю было легче понять суть проблемы, мы решили привести текст министерского циркуляра полностью (см. ниже).

Столь неожиданная трансформация министерской инициативы стала для учителей как ушат холодной воды и ничего, кроме недоумения и горечи, вызвать не могла. Поэтому группа алматинских учителей и решила выразить свое отношение к ней посредством письма в редакцию, которое мы приводим полностью:

"Письмо из Министерства образования и науки, полученное в начале августа педагогами страны, вызвало недоумение и массу вопросов.

Конечно, спасибо за такую "заботу" родному министерству, которое неустанно держит педагогические коллективы своими реформами и новшествами в полуобморочном состоянии, из которых нужно выходить с истрепанными нервами, мигренями, инфарктами и инсультами. И это все в начале учебного года!

Мы, прочитав письмо и получив объяснения из районных и городских УНО, поняли, что обещанного к сентябрю повышения заработной платы нам не видать.

Получается, что Правительство обещает, а Министерство придумывает оригинальную схему отъема денег у своих же работников.

По письму видно, что для того, чтобы учитель получил 100% , 70%, 30% надбавку, нужно пройти курсы повышения квалификации. Опять же в письме все так завуалировано, нет четких объяснений по всем позициям, что ставит в тупик всех, а трактовки этого письма весьма разнообразные. В связи с этим возникают следующие вопросы:

- Будет ли повышение заработной платы в сентябре 2011 учителям, как было обещано Правительством РК, и сообщение об этом прошло во всех СМИ?

- Трехмесячные курсы, о которых идет речь в письме, будут оплачиваться государством, или нам придется за них платить самим? Для всех ли категорий они будут трехмесячными?

- Что делать учителям, имеющим высшую категорию, но не владеющим английским языком? А ведь есть учителя, которые владеют другими языками (немецкий, французский, турецкий и т.д.), как быть с ними? Что будет с педагогами, владеющими только русским или казахским языками? И, вообще, зачем нам нужен английский язык, если мы преподаем в казахских или в русских школах? В Англию нас вряд ли пригласят работать. Почему бы иностранным преподавателям, работающим в Казахстане, не выучить наш язык и этим проявить уважение к той стране, которая дает им заработать?

- Будут ли сниматься категории учителям, не прошедшим эти курсы?

- Не будет ли для государства дорого оплачивать еще и замену учителей, проходящих курсы в Астане?

- Кстати, где взять замену при дефиците кадров?

- Почему нужно поголовно всем сдавать анкетные данные до 10 сентября? Почему это не должно быть на добровольной основе?

- Могут ли учителя, имеющие высшую категорию, пройти курсы для повышения заработной платы на 70% или 30% без ущерба потерять свою категорию, и нужно ли при этом опять-таки знание английского языка и компьютерной грамотности?

- Министерство в письме указывает, что к 2016 году такие курсы пройдут 120000 учителей, т.е. 43% учительства всего Казахстана. Откуда взялась эта цифра? Ведь анкетные данные чиновниками еще не получены.

- Как быть с учителями из сельской глубинки, которые не то что не знают английский язык, но некоторые из них даже компьютера в глаза не видели?

- 100%, 70%, 30% от заработной платы или от БДО?

- Нельзя ли начать переход к 6-квалификационной градации, принятой во многих развитых странах (все остальное в педагогике уже имеет мировой стандарт), с подготовки педагогических кадров в институтах? Чтобы в школу пришел молодой специалист, соответствующий всем мировым стандартам. Вы вначале их подготовьте, а уж потом переформатируйте нас! Ни для кого не секрет, что в педвузы буквально зазывают абитуриентов, даже если они имеют низкие баллы ЕНТ. Молодые специалисты, которые приходят сейчас в школу, не соответствуют никаким стандартам, не то что мировым. А с грядущими реформами вы даже этих молодых специалистов потеряете.

- Где вы возьмете 21950 учителей высшей и первой категорий, владеющих английским языком и блестяще владеющих компьютерной грамотностью, если только в Алматы средний возраст учителей составляет 52 года?

- Проходят ли подобные курсы сами чиновники министерства? Все ли владеют английским языком? Имеют ли они квалификационные категории?

В общем, хотели как лучше - получилось как всегда! Что ни реформа, то непродуманные действия! Возможно, идея и неплохая, но она оставляет за бортом учителей, у которых есть большой опыт, знания, любовь к своей работе, уважение детей, родителей, коллег, но нет соответствия требованиям, которые выдвигает министерство в своем письме.

Почему министерство никогда не посоветуется с педагогическими коллективами, почему новшества - как обухом по голове? Почему бы не сделать это пока экспериментально, например, пилотный вариант в городе Астане? Получите вначале хоть какой-нибудь результат, а потом уже внедряйте повсеместно.

Группа учителей г.Алматы".

Вот такая получается история. Мы далеки от мысли в чем-то обвинять Министерство образования и науки и в то же время не могли не проникнуться озабоченностью наших учителей по поводу складывающейся ситуации. Вопросы, которыми они задаются, мы адресовали министерству (ответ читайте в правой колонке).

Кенже ТАТИЛЯ

 

Текст министерского циркуляра


"Министерство образования и науки Республики Казахстан сообщает, что в соответствии с пунктом 3 протокольного поручения Премьер-Министра Республики Казахстан К.Масимова от 24 мая 2011 года №21 проводится работа по развитию системы подготовки и переформатированию системы повышения квалификации педагогических кадров с учетом опыта работы Назарбаев Интеллектуальных школ (далее - переформатирование ПК).

Так, определены концептуальные и структурные подходы переформатирования ПК и к началу 2012 года будут созданы три базовых комплекса повышения квалификации (далее - комплексы):

1) Центры педагогического мастерства (Center of Excellence) при Назарбаев Интеллектуальных школах с охватом в 2012-2016 годах 21 950 учителей высшей и первой категории - 1 уровень;

АО "Национальный центр повышения квалификации педагогов" (на базе РИПКСО и 16 региональных институтов повышения квалификации) с охватом - 78 240 учителей первой и второй категории - 2,3 уровень;

Центры повышения квалификации учителей при педвузах и закреппенные за этими педвузами экспериментальные опорные школы (далее - Центры при вузах) с охватом - 20 000 учителей первой и второй категории - 2,3 уровень.

Главным результатом деятельности комплексов будет обеспечение единого концептуального подхода к повышению квалификации педагогов. Для этого с учетом мирового опыта и потребностей современной школы, определена тематика и АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" совместно с Университетом Кембридж разрабатывается содержание и методология уровневых курсов по 7 модулям:

Новые педагогические технологии в образовании;

Критическое мышление;

Критериальное оценивание учебных достижений учащихся;

Менеджмент в среднем образовании и обучение на основе компетенций в условиях перехода на 12 - летнее обучение;

Использование ИКТ (ICT), "e-learning" в преподавании;

Современные технологии работы с одаренными детьми;

Психолого-педагогические особенности преподавания в конкретных возрастных группах школьников. В деятельности комплексов будут заложены такие процедуры, как проведение 3-месячных курсов по семи указанным модупям, сочетающей очную подготовку (face-to-face) и обучение в режиме on-line. Курсы будут проводить 60% иностранных преподавателей и 40% отечественных.

По окончании курсов во всех этих комплексах учителя будут сдавать квалификационный экзамен и получат сертификаты с присвоением нового квалификационного уровня - 1, 2 или 3, которые дадут право на получение повышенной зарплаты от 30% до 100%.

Таким образом, к существующим 3 категориям учителей добавятся еще 3 уровня квалификации. В результате Казахстан перейдет к 6-ти квалификационным градациям, что принято во многих развитых странах.

Параллельно Назарбаев Интеллектуальные школы будут развертывать систему интерактивных on-line семинаров для учителей средних школ.

В результате функционирования трех комплексов сфера образования республики получит систему ПК - по своей оргструктуре, содержанию и методологии соответствующей мировой практике.

В указанном новом формате и "форсированном" режиме система ПК будет работать с 2012 по 2016 годы и обеспечит переподготовку по новым программам и сертификацией свыше 120 тысяч педагогов, те 13% кадрового учительского потенциала.

В связи с вышеизложенным считаем необходимым:

в срок до 1 августа тт. определить ответственного за создание банка данных всех педагогов школ и дошкольных организаций, организацию отбора слушателей курсов нового формата и взаимодействие с комплексами в срок до 1 сентября проводить разъяснительную работу среди педагогов, в т.ч. на августовской конференции и систематически освещать ход внедрения новых курсов в СМИ;

3) до 15 сентября представить электронный региональный банк данных педагогов в двух форматах для прохождения уровневых курсов нового формата. Для этого в срок до:

1 августа довести до каждой школы и дошкольной организации прилагаемую анкету;

10 сентября организовать заполнение и анализ прилагаемой анкеты всеми педагогами школ и дошкольных организаций;

13 сентября создать электронный региональный банк в двух форматах, придерживаясь единообразного формата структуры и наименования файлов и папок.

В первом формате название файла анкеты именуется фамилией учителя, н-р "Омарова - СШ 31", затем все электронные версии анкет учителей одной школы, оформляются в одну папку с названием папки "Школа №31 г. Алматы", затем эти папки группируются в папку "Турксибский район", затем"- в папку "г.Алматы". Во втором формате анкеты группируются по уровневым курсам, т.е. банк будет состоять из трех главных папок - "Курсы I уровня", "Курсы II уровня", "Курсы III уровня". Главные папки формируется в разрезе файла ( н-р, "Омарова - СШ 31") и папок ( н-р "Школа №31 г. Алматы", "Турксибский район", "г.Алматы") . Таким образом, регион должен представить анкеты на всех педагогов школ и дошкольных организаций;

4) кроме банка, в срок до 15 сентября необходимо представить анализ анкет в разрезе районов согласно прилагаемым формам.

Информацию о проведенной работе просим представить в срок до 1 августа. Сообщаем также, что вопросы создания банка данных всех педагогов, эффективной организации и функционирования курсов нового формата находятся на еженедельном контроле у Заместителя Премьер-Министра РК Е. Орынбаева.

Директор Департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан Б.Каримжанов".


МОН отвечает учителям

Департамент дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки на Ваше обращение относительно курсов повышения квалификации нового формата сообщает следующее.

Департаментом проводится ежегодный мониторинг состояния школ и педагогических кадров. Данные мониторинга использовались при определении формата и прогнозировании численности слушателей курсов.

Курсы организуются поэтапно Центрами педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах, АО "Национальный центр повышения квалификации "Орлеу" и центрах повышения квалификации при педагогических вузах, начиная с 2012 года (далее - Центры). Параллельно продолжает функционировать действующая система аттестации и повышения квалификации учителей.

Курсы будут проводить иностранные преподаватели и специалисты институтов повышения квалификации. Слушателями курсов могут быть учителя школ, независимо от квалификационных категорий и знания английского языка, так как предусматриваются переводчики.

Для того, чтобы обеспечить качественный отбор и планирование контингента слушателей курсов, проводится предварительное анкетирование учителей. По результатам анкетирования создается электронная база данных, дающая срез информации об учителях, желающих принять участие в курсах, их мотивации, в целом о языковой и информационно-коммуникационной грамотности педагогов и эффективности действующей системы повышения квалификации. По поручению Правительства РК электронный банк данных должен быть создан в короткое время. Поэтому срок предоставления электронных версий анкет - 10 сентября т.г. Письмо Департамента заблаговременно было направлено в регионы (19 июля 2011 г).

Курсы нового формата - это проект, рассчитанный на 5 лет, поэтому необходимо со стороны администрации школ детальное планирование с тем, чтобы своевременно решать вопросы замены учителей, так как срок курсов составляет 3 месяца. Первый и третий месяц с выездом в Центры в очном формате; второй месяц - в своей школе в режиме on-line для того, чтобы учитель мог отработать на практике объем материала, полученный в начале курсов.

По окончании курсов слушатели пройдут сертификацию, по результатам которой будет определен квалификационный уровень (1,2,3) с правом на получение надбавки к зарплате с 1 сентября 2012 года в размере от 30% до 100% от заработной платы

Участие или неучастие в курсах, результаты сертификации не повлияют на действующие категории, поэтому предусмотренные бюджетные выплаты за квалификационные категории учителей от базового должностного оклада будут производиться в установленном законодательством порядке с 1 сентября 2011 г.

Расходы по прохождению курсов (командировочные, суточные, проезд) и сертификации учителей будут оплачиваться за счет республиканского бюджета, расходы на замену учителей оплачиваются в установленном порядке за счет местного бюджета.

Сообщаем также, что по данным органов образования на 15 августа т.г. в 2011/2012 учебном году в школах страны будут работать более 279,4 тыс. педагогов (в 2010-2011 учебном году -275,7 тыс.). Дефицит в педагогических кадрах в среднем из расчета на каждую школу составляет 0,3%.

Б.Каримжанов,

директор

департамента дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки

Комментарии