СРЕДА, 2 ДЕКАБРЯ 2020 ГОДА
7347 21-10-2020, 17:21

Моногорода получат «второе дыхание»


В своем Послании от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» глава государства сделал особый акцент на развитии моногородов. По его словам, они должны получить «второе дыхание», и большая ответственность за это возлагается на градообразующие предприятия.

Вопрос реанимации моногородов является актуальным для Казахстана. Согласно статистическим данным на начало 2019 года, на сегодняшний день такой статус имеют 27 городов с общей численностью населения в них в 1,4 миллиона человек или примерно 13 процентов всего городского населения. То есть примерно 13 процентов городского населения страны сталкиваются с падением уровня жизни, отсутствием постоянных доходов, нестабильной занятостью, ухудшением качества жизни. 

В целом проблемы моногородов можно условно разделить на несколько ключевых групп: 

- Связанные с физическим и психологическим здоровьем жителей моногорода. Во многих городах наблюдается схожая картина: проблемы со здоровьем работников градообразующих предприятий, вызванные неблагоприятной экологической ситуацией.

- Социальные: высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, негативный прогноз на будущее, низкий уровень качества жизни, ограниченность профессиональной подготовки, утечка трудовых ресурсов.

- Экономические: недостаток бюджетных средств, слаборазвитая инфраструктура, отсутствие мелкого предпринимательства.

Поиск механизмов разрешения указанных проблем требует индивидуального подхода к каждому конкретному случаю, поскольку уровень развития каждого города и степень глубины проблем разнятся. Одним из наиболее распространенных механизмов поддержки и реабилитации монопрофильных поселений является реструктуризация исчерпавшей себя функциональности города. При этом реструктуризация экономики моногорода может осуществляться следующими путями:

– модернизация традиционных производств – для повышения их конкурентоспособности;

– диверсификация экономики – для уменьшения рисков и предоставления свободы выбора населению в плане экономической деятельности;

– развитие малого и среднего бизнеса – для обеспечения занятости и, опять же, обеспечения различных направлений и видов экономической деятельности для населения;

– улучшение имиджа города и повышение качества жизни – для привлечения творческих кадров и инвестиций.

Первая программа, отличающаяся системным и комплексным подходом к решению проблем малых и моногородов, была принята в 2012 году и называлась «Программа развития моногородов на 2012-2020 годы». Механизмы ее реализации выстраивались с учетом имеющегося экономического потенциала моногорода (высокий, средний или низкий).

Для моногородов с высоким и средним потенциалом: диверсификация экономики и развитие МСБ; подготовка кадров для новых проектов; развитие социальной инженерной инфраструктуры на оптимизированную численность населения. Для моногородов с низким потенциалом: поддержка занятости через развитие малого и среднего предпринимательства; рассредоточение трудового потенциала в точки экономического роста; поддержка социальной и инженерной инфраструктуры на минимально необходимом уровне; расселение населения с изменениями статуса городов. Также важным инструментом реализации программы являлись комплексные планы развития (КИП) моногородов. Каждый КИП разрабатывался с привязкой к инвестиционному проекту,  реализация которого должна была обеспечить модернизацию моногорода.

Однако на деле механизмы не сработали, а результаты оказались не столь масштабными как ожидались. В итоге как самостоятельный документ Программа просуществовала всего три года с 2012-2014 гг., а затем была интегрирована в Программу развития регионов до 2020 года, которая уже охватывала вопросы развития агломераций, моно- и малых городов, а также сельских населенных пунктов с высоким потенциалом развития.

В конце прошлого года были подведены итоги реализации пяти лет Программы развития регионов и получены следующие результаты:

- увеличилась численность населения четырех крупных агломераций (с центрами в городах Нур-Султане, Алматы, Актобе и Шымкенте с близлежащими населенными пунктами) на 1 миллион человек;

- снижен износ сетей водоснабжения в моногородах на 10 процентов и электросетей на 12 процентов;

-   за 5 лет 17 тыс. специалистам социальной сферы и агропромышленного комплекса выданы льготные бюджетные кредиты на покупку жилья по программе «С дипломом в село!»;

-      в рамках поддержки системы местного самоуправления были реализованы 8 тыс. проектов по благоустройству сел; 

- значительно улучшилась инфраструктура в селах для 700 тыс. сельчан;

- проводились мероприятия по развитию водоснабжения и строительству жилья.

В отношении моногородов были получены следующие результаты. С 2013 года по июнь 2019 года, по данным акиматов областей, реализованы 48 «якорных» проектов и на стадии реализации находятся 13 проектов. Из общего числа реализованных проектов только на город Степногорск приходится шесть. Из числа реализованных проектов стабильно функционируют 32 предприятия (66,7 процентов), простаивают 7 (14,6 процентов), недозагружены 6 (12,5 процентов) и работают периодически три предприятия (6,25 процента). На работающих предприятиях созданы 9 тыс. постоянных рабочих мест. Правда, нет полной информации относительно количественных и качественных характеристик по уровню безработицы в моногородах, уровня доходов населения, развития МСБ и др.

В настоящее время утверждена новая Государственная программа развития регионов на 2020-2025 годы. Отличительная черта этой Программы в том, что ее ключевыми индикаторами стали показатели уровня урбанизации. То есть территориально-региональное развитие выстраивается с опорой на развитие четырех крупных агломераций и крупных урбанизированных зон. Предусмотрены также меры поддержки малых городов, опорных и спутниковых сел, имеющих потенциал развития.  

Что касается моногородов, то в новой программе подход к ним не претерпел значительных изменений. В рамках разработки Государственной программы также проведена группировка малых и моногородов на города с высоким, средним и низким экономическим потенциалом с указанием специализации, а также численности населения данных городов. 

Принимая во внимание тот факт, что государственная поддержка градообразующих предприятий, в частности периодическое прямое или косвенное субсидирование производств не дает ощутимого экономического эффекта, можно предположить, что проблема моногородов будет только усиливаться. Вместе с тем усилия при решении проблемы моногородов должны быть направлены на их перепрофилирование, то есть на создание новой экономической системы. Это требует не организации отдельных «альтернативных» производств, а организации новой экономики (прежде всего, на основе существующей производственной базы), кардинальной трансформации общей организации жизни. 

При этом перспективы города должны определяться не принадлежностью к той или иной отрасли, а способностью применить и развить имеющийся человеческий потенциал города. К примеру, одним из путей расширения человеческого потенциала является размещение в отдельных городах уникальных образовательных центров по обучению, подготовке и перепрофилированию стратегически необходимых специалистов.

Перечень моногородов Республики Казахстан

№ п/п

Наименование

Численность населения на 01.01.2019, тыс. чел.

Специализация (расположение)

Потенциал экономического развития

Акмолинская область

1.

г. Степногорск

45,9

горнодобывающая и обрабатывающая промышленность

средний

Актюбинская область

2.

г. Хромтау

26,7

горнодобывающая и обрабатывающая
промышленность

высокий

Алматинская область

3.

г. Текели

32,0

горнодобывающая и обрабатывающая
промышленность

средний

Атырауская область

4.

г. Кульсары

60,5

обрабатывающая
промышленность

средний

Восточно-Казахстанская область

5.

г. Алтай

36,1

горнодобывающая и обрабатывающая
промышленность

средний

6.

г. Курчатов

12,4

средний

7.

г. Риддер

48,0

высокий

8.

г. Серебрянск

8,4

нет экономической специализации

средний

Жамбылская область

9.

г. Жанатас

22,4

горнодобывающая и обрабатывающая
промышленность

низкий

10.

г. Каратау

30,2

средний

Западно-Казахстанская область

11.

г. Аксай

35,3

горнодобывающая промышленность

средний

Карагандинская область

12.

г. Балхаш

72,9

горнодобывающая и обрабатывающая
промышленность

средний

13.

г. Жезказган

87,2

14.

г. Каражал

8,1

15.

г. Сарань

43,3

16.

г. Сатпаев

61,5

17.

г. Темиртау

179,2

высокий

18.

г. Шахтинск

37,7

средний

19.

г. Абай

28,4

Костанайская область

20.

г. Аркалык

28,2

горнодобывающая и обрабатывающая
промышленность

низкий

21.

г. Житикара

34,7

средний

22.

г. Лисаковск

36,0

средний

23.

г. Рудный

115,3

высокий

Мангистауская область

24.

г. Жанаозен

81,6

горнодобывающая промышленность

средний

Павлодарская область

25.

г. Аксу

41,6

горнодобывающая и обрабатывающая
промышленность

высокий

26.

г. Экибастуз

133,9

Туркестанская область

27.

г. Кентау

69,0

горнодобывающая и обрабатывающая
промышленность

средний

Итого:

1416,5

   

 

Автор: Асель Абен, руководитель представительства КИСИ при Президенте РК в г.Алматы

Комментарии