В своем Послании от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий» глава государства сделал особый акцент на развитии моногородов. По его словам, они должны получить «второе дыхание», и большая ответственность за это возлагается на градообразующие предприятия.
Вопрос реанимации моногородов является актуальным для Казахстана. Согласно статистическим данным на начало 2019 года, на сегодняшний день такой статус имеют 27 городов с общей численностью населения в них в 1,4 миллиона человек или примерно 13 процентов всего городского населения. То есть примерно 13 процентов городского населения страны сталкиваются с падением уровня жизни, отсутствием постоянных доходов, нестабильной занятостью, ухудшением качества жизни.
В целом проблемы моногородов можно условно разделить на несколько ключевых групп:
- Связанные с физическим и психологическим здоровьем жителей моногорода. Во многих городах наблюдается схожая картина: проблемы со здоровьем работников градообразующих предприятий, вызванные неблагоприятной экологической ситуацией.
- Социальные: высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи, негативный прогноз на будущее, низкий уровень качества жизни, ограниченность профессиональной подготовки, утечка трудовых ресурсов.
- Экономические: недостаток бюджетных средств, слаборазвитая инфраструктура, отсутствие мелкого предпринимательства.
Поиск механизмов разрешения указанных проблем требует индивидуального подхода к каждому конкретному случаю, поскольку уровень развития каждого города и степень глубины проблем разнятся. Одним из наиболее распространенных механизмов поддержки и реабилитации монопрофильных поселений является реструктуризация исчерпавшей себя функциональности города. При этом реструктуризация экономики моногорода может осуществляться следующими путями:
– модернизация традиционных производств – для повышения их конкурентоспособности;
– диверсификация экономики – для уменьшения рисков и предоставления свободы выбора населению в плане экономической деятельности;
– развитие малого и среднего бизнеса – для обеспечения занятости и, опять же, обеспечения различных направлений и видов экономической деятельности для населения;
– улучшение имиджа города и повышение качества жизни – для привлечения творческих кадров и инвестиций.
Первая программа, отличающаяся системным и комплексным подходом к решению проблем малых и моногородов, была принята в 2012 году и называлась «Программа развития моногородов на 2012-2020 годы». Механизмы ее реализации выстраивались с учетом имеющегося экономического потенциала моногорода (высокий, средний или низкий).
Для моногородов с высоким и средним потенциалом: диверсификация экономики и развитие МСБ; подготовка кадров для новых проектов; развитие социальной инженерной инфраструктуры на оптимизированную численность населения. Для моногородов с низким потенциалом: поддержка занятости через развитие малого и среднего предпринимательства; рассредоточение трудового потенциала в точки экономического роста; поддержка социальной и инженерной инфраструктуры на минимально необходимом уровне; расселение населения с изменениями статуса городов. Также важным инструментом реализации программы являлись комплексные планы развития (КИП) моногородов. Каждый КИП разрабатывался с привязкой к инвестиционному проекту, реализация которого должна была обеспечить модернизацию моногорода.
Однако на деле механизмы не сработали, а результаты оказались не столь масштабными как ожидались. В итоге как самостоятельный документ Программа просуществовала всего три года с 2012-2014 гг., а затем была интегрирована в Программу развития регионов до 2020 года, которая уже охватывала вопросы развития агломераций, моно- и малых городов, а также сельских населенных пунктов с высоким потенциалом развития.
В конце прошлого года были подведены итоги реализации пяти лет Программы развития регионов и получены следующие результаты:
- увеличилась численность населения четырех крупных агломераций (с центрами в городах Нур-Султане, Алматы, Актобе и Шымкенте с близлежащими населенными пунктами) на 1 миллион человек;
- снижен износ сетей водоснабжения в моногородах на 10 процентов и электросетей на 12 процентов;
- за 5 лет 17 тыс. специалистам социальной сферы и агропромышленного комплекса выданы льготные бюджетные кредиты на покупку жилья по программе «С дипломом в село!»;
- в рамках поддержки системы местного самоуправления были реализованы 8 тыс. проектов по благоустройству сел;
- значительно улучшилась инфраструктура в селах для 700 тыс. сельчан;
- проводились мероприятия по развитию водоснабжения и строительству жилья.
В отношении моногородов были получены следующие результаты. С 2013 года по июнь 2019 года, по данным акиматов областей, реализованы 48 «якорных» проектов и на стадии реализации находятся 13 проектов. Из общего числа реализованных проектов только на город Степногорск приходится шесть. Из числа реализованных проектов стабильно функционируют 32 предприятия (66,7 процентов), простаивают 7 (14,6 процентов), недозагружены 6 (12,5 процентов) и работают периодически три предприятия (6,25 процента). На работающих предприятиях созданы 9 тыс. постоянных рабочих мест. Правда, нет полной информации относительно количественных и качественных характеристик по уровню безработицы в моногородах, уровня доходов населения, развития МСБ и др.
В настоящее время утверждена новая Государственная программа развития регионов на 2020-2025 годы. Отличительная черта этой Программы в том, что ее ключевыми индикаторами стали показатели уровня урбанизации. То есть территориально-региональное развитие выстраивается с опорой на развитие четырех крупных агломераций и крупных урбанизированных зон. Предусмотрены также меры поддержки малых городов, опорных и спутниковых сел, имеющих потенциал развития.
Что касается моногородов, то в новой программе подход к ним не претерпел значительных изменений. В рамках разработки Государственной программы также проведена группировка малых и моногородов на города с высоким, средним и низким экономическим потенциалом с указанием специализации, а также численности населения данных городов.
Принимая во внимание тот факт, что государственная поддержка градообразующих предприятий, в частности периодическое прямое или косвенное субсидирование производств не дает ощутимого экономического эффекта, можно предположить, что проблема моногородов будет только усиливаться. Вместе с тем усилия при решении проблемы моногородов должны быть направлены на их перепрофилирование, то есть на создание новой экономической системы. Это требует не организации отдельных «альтернативных» производств, а организации новой экономики (прежде всего, на основе существующей производственной базы), кардинальной трансформации общей организации жизни.
При этом перспективы города должны определяться не принадлежностью к той или иной отрасли, а способностью применить и развить имеющийся человеческий потенциал города. К примеру, одним из путей расширения человеческого потенциала является размещение в отдельных городах уникальных образовательных центров по обучению, подготовке и перепрофилированию стратегически необходимых специалистов.
Перечень моногородов Республики Казахстан
№ п/п |
Наименование |
Численность населения на 01.01.2019, тыс. чел. |
Специализация (расположение) |
Потенциал экономического развития |
Акмолинская область |
||||
1. |
г. Степногорск |
45,9 |
горнодобывающая и обрабатывающая промышленность |
средний |
Актюбинская область |
||||
2. |
г. Хромтау |
26,7 |
горнодобывающая и обрабатывающая |
высокий |
Алматинская область |
||||
3. |
г. Текели |
32,0 |
горнодобывающая и обрабатывающая |
средний |
Атырауская область |
||||
4. |
г. Кульсары |
60,5 |
обрабатывающая |
средний |
Восточно-Казахстанская область |
||||
5. |
г. Алтай |
36,1 |
горнодобывающая и обрабатывающая |
средний |
6. |
г. Курчатов |
12,4 |
средний |
|
7. |
г. Риддер |
48,0 |
высокий |
|
8. |
г. Серебрянск |
8,4 |
нет экономической специализации |
средний |
Жамбылская область |
||||
9. |
г. Жанатас |
22,4 |
горнодобывающая и обрабатывающая |
низкий |
10. |
г. Каратау |
30,2 |
средний |
|
Западно-Казахстанская область |
||||
11. |
г. Аксай |
35,3 |
горнодобывающая промышленность |
средний |
Карагандинская область |
||||
12. |
г. Балхаш |
72,9 |
горнодобывающая и обрабатывающая |
средний |
13. |
г. Жезказган |
87,2 |
||
14. |
г. Каражал |
8,1 |
||
15. |
г. Сарань |
43,3 |
||
16. |
г. Сатпаев |
61,5 |
||
17. |
г. Темиртау |
179,2 |
высокий |
|
18. |
г. Шахтинск |
37,7 |
средний |
|
19. |
г. Абай |
28,4 |
||
Костанайская область |
||||
20. |
г. Аркалык |
28,2 |
горнодобывающая и обрабатывающая |
низкий |
21. |
г. Житикара |
34,7 |
средний |
|
22. |
г. Лисаковск |
36,0 |
средний |
|
23. |
г. Рудный |
115,3 |
высокий |
|
Мангистауская область |
||||
24. |
г. Жанаозен |
81,6 |
горнодобывающая промышленность |
средний |
Павлодарская область |
||||
25. |
г. Аксу |
41,6 |
горнодобывающая и обрабатывающая |
высокий |
26. |
г. Экибастуз |
133,9 |
||
Туркестанская область |
||||
27. |
г. Кентау |
69,0 |
горнодобывающая и обрабатывающая |
средний |
Итого: |
1416,5 |
Автор: Асель Абен, руководитель представительства КИСИ при Президенте РК в г.Алматы