1481 25-05-2018, 14:00

Города новых возможностей: Перезагрузка «проблемных» территорий

Почти четыре года назад государство взяло курс на проведение новой региональной политики, основанной на современных принципах, поставив перед собой задачу-максимум – более эффективно использовать потенциал каждой области для создания условий для устойчивого развития регионов. Масштаб цели, понятное дело, не предполагает быстрых результатов, но кое-какие промежуточные итоги подвести все же можно.

Изначально ставка, исходя из обширности территории республики и неэффективности традиционных подходов ее развития, была сделана на создание условий для развития социально-экономического потенциала регионов через формирование рациональной территориальной организации страны, стимулирование концентрации населения и капитала в центрах экономического роста.

И особое место в этой работе отведено развитию малых и моногородов, в которых проживает почти полтора миллиона казахстанцев. Особое – потому, что в силу естественных причин эти территории в большинстве своем являются проблемными. В качестве основных барьеров для их полноценного функционирования и создания комфортных условий для проживания населения на их территориях являлись плачевное состояние градообразующих предприятий, фатальная изношенность сетей и коммуникаций, неразвитость сферы услуг, низкий уровень дохода.

Для разработки эффективных мер по развитию малых и моногородов государственные органы серьезно изучали успешные примеры зарубежных стран в развитии подобных населенных пунктов. За основу была взята возможность адаптации к нашим реалиям опыта США, некоторых стран Европы.

В итоге был сделан вывод: «Значительный прогресс наблюдается в тех городах, где основные усилия были направлены на стимулирование предпринимательства – курсы переподготовки, организация бизнес-инкубаторов, создание новых производств градообразующим предприятием, налоговые льготы». Как показали последние годы высадки завезенных из-за рубежа семян на казахстанскую почву, выбор пути не был ошибочным.

Развитие малых и моногородов осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, это диверсификация экономики и развитие малого и среднего бизнеса. За основу тут берется реализация «якорных» инвестиционных проектов. Во-вторых, за счет размещения национальными холдингами и компаниями в «проблемных населенных пунктах» вспомогательных и обслуживающих производств, а также заказов. В-третьих, это восстановление прежней специализации в малых и моногородах путем привлечения стратегического инвестора для модернизации действующей либо создания новой специализации.

Этим арсенал средств не ограничивается. За счет бюджетных средств проводится ремонт транспортной и отопительной инфраструктуры, благоустройство территорий, снос бесхозных объектов, ликвидация несанкционированных свалок. И итоги этой работы уже очевидны.

В настоящее время в малых и моногородах реализуется более 60 «якорных» проектов, предусматривающих создание свыше 26 тысяч рабочих мест. В основном речь идет о предприятиях, работающих в сфере химической, горно-металлургической, деревообрабатывающей промышленности, АПК, туризма, машиностроения и судостроения. Больше половины из них уже введены в эксплуатацию и постепенно наращивают объемы производства.

Достаточно бодрыми темпами идет в моногородах и размещение вспомогательных производств. В 14 моногородах реализуется свыше семидесяти проектов. В основном их инициаторами выступают градообразующие предприятия. И в этом плане показателен пример Карагандинской области.

Например, АО «АрселорМиттал Темиртау» отдал в аутсорсинг непрофильные производства по переработке лома, скрапа, химических отходов, утилизации фусов, шлаков, переработке угля, изготовлению профильных труб. Теперь эти услуги оказывают свыше 30 разных компаний. Аналогичная ситуация с ТОО «Корпорация Казахмыс».

Компании-аутсорсеры работают в сфере автомобильного и железнодорожного транспорта, услуг питания и обеспечения специальной одеждой, производства резинотехнических изделий, ксантогената и кислорода, оказания услуг по нефтехозяйству и проведению химических анализов.

Национальные компании тоже активны в этом вопросе. Например, «Казатомпром» реконструировал сернокислотный завод в Степногорске. Работу на предприятии получили 216 человек. В Рудном ТОО «Казахский арматурно-изоляторный завод» заключил долгосрочный договор с АО «KEGOC» на поставку стеклянных изоляторов разных видов.

Что касается привлечения в депрессивные регионы стратегических инвесторов, то по многим моногородам ведутся переговоры, а в некоторых случаях даже заключены соответствующие меморандумы. Пока что стоит отметить, что летом прошлого года акимат Жамбылской области и ТОО «ЕвроХим», имеющее долгосрочные планы работы в регионе, представили мастер-план по развитию города Жанатас.

Он предусматривает комплекс градостроительных, проектных и экономических решений для создания комфортной городской среды. План предполагает создание удобных пешеходных маршрутов, благоустройство общественных пространств, размещение объектов социально-культурной и досуговой инфраструктуры.

Основная же ставка все же делается на развитие предпринимательства. По информации Министерства национальной экономики, для жителей моногородов регулярно проводятся семинары, консультирование по оказанию комплексной поддержки как действующим предпринимателям, так и лицам, планирующим участвовать в государственных программах.

Отмечается, что мероприятия, направленные на развитие сферы малого и среднего бизнеса моногородов, позволили увеличить количество активно действующих предприятий в среднем на 20 процентов, что существенно поспособствовало снижению уровня безработицы в «проблемных» регионах.

Что касается развития инфраструктурных проектов, то только в прошлом году на реализацию проектов по строительству жилья, развитию инженерно-коммуникационной инфраструктуры, водоснабжению и водоотведению в моногородах было выделено свыше 4,7 миллиарда тенге, что позволило снизить социальную напряженность и сделать существование их жителей более комфортным и качественным.

Кстати, по прогнозам аналитиков портала Finprom.kz, в текущем году инфраструктура малых и моногородов улучшится на 10 процентов, а износ коммуникаций в них снизится на 15 процентов. Основания для таких предположений более чем существенные – шестикратное увеличение объема финансирования этого направления.

Если в 2017 году на развитие «проблемных» населенных пунктов было выделено чуть больше семи миллиардов тенге, то в текущем году – почти 38 миллиардов тенге. Кстати, на следующий год размер инвестиций вновь должен существенного подрасти – до 55,4 миллиарда тенге, что существенно ослабит влияние хронических проблем депрессивных регионов, выведя развитие малых и моногородов на новый уровень

 

Тут была мобильная реклама Тут была реклама

Комментарии