Президент страны Нурсултан Назарбаев всегда держал на особом контроле вопросы развития территорий и за невыполнение своих поручений в этом направлении спрашивал с акимов по всей строгости. Вот и на недавнем совещании по проблемам социально-экономического состояния регионов он, выслушав все отчеты, в очередной раз предупредил, чтобы местные власти не забывали об ответственности за реализацию соответствующих программ.
Одна из них – государственная программа развития регионов до 2020 года, действующая в Казахстане с 1 января 2015 года. Говорить о конкретных ее результатах, конечно, еще рано, однако кое-какие промежуточные итоги можно подвести уже сегодня.
Основной целью программы является «создание условий для развития социально-экономического потенциала регионов через формирование рациональной территориальной организации страны и стимулирование концентрации населения и капитала в центрах экономического роста». Проще говоря, она направлена на повышение качества жизни граждан (развитие инфраструктуры жизнеобеспечения, поддержание в надежном состоянии энерго- и теплоисточников, систем газо-, тепло-, электро- и водоснабжения, а также канализации) и раскрытие экономического потенциала регионов. Этим, собственно, и объясняется ее тесная связь с различными отраслевыми программами, особенно такими, как «Управление водными ресурсами», «Дорожная карта бизнеса-2020», «Дорожная карта занятости-2020», «Агробизнес-2020».
Например, в части модернизации инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства в областях, городах Астана и Алматы, согласно отчету Министерства национальной экономики, в 2016 году было модернизировано/построено 275,9 км сетей теплоснабжения, 1 642,1 км сетей газоснабжения, 3 576,2 км сетей электроснабжения, 332,877 км сетей водоснабжения и 35,6 км сетей водоотведения на общую сумму 168,8 миллиарда тенге, в том числе 41,8 миллиарда за счет республиканского бюджета. В этот период местные исполнительные органы провели также большую работу по обеспечению ремонта общего имущества объектов кондоминиума и энергетический аудит многоквартирных жилых домов. Кроме того, были организованы мероприятия по информационно-разъяснительной работе среди населения по пропаганде политики энергосбережения и меры по повышению квалификации специалистов сферы жилищного хозяйства.
Что касается обеспечения населения чистой питьевой водой и услугами водоотведения, то в рамках данной задачи в 2016 году были произведены поисково-разведочные работы подземных вод в 480 сельских населенных пунктах на общую сумму 6,5 миллиарда тенге. Реализованы восемь крупных проектов по строительству и реконструкции групповых водоводов на общую сумму 4,8 миллиарда тенге.
Особый акцент в прошлом году акиматы сделали на развитие жилищного строительства для всех категорий граждан по линии ЖССБК и для семей, стоящих в очередях в местных исполнительных органах. Было введено в эксплуатацию 10,5 миллиона кв. м жилья на сумму почти 186,5 миллиарда тенге, в том числе за счет средств республиканского бюджета – 28,5 миллиарда, Национального фонда – 158 миллиардов. Кроме того, за счет этих же источников финансирования были реализованы 284 проекта по проектированию и строительству инженерных сетей в районах застройки (приобретения) жилья на общую сумму 85 миллиардов тенге.
Следует отметить, что в рамках программы в приоритетном порядке решались вопросы повышения качества жизни населения независимо от места их проживания путем развития инфраструктуры жизнеобеспечения, а также создания условий для развития социально-экономического потенциала регионов через стимулирование концентрации населения и капитала в центрах экономического роста. Всего на реализацию этих мер в прошлом году было выделено 494,2 миллиарда тенге, в том числе из республиканского бюджета – 116 миллиардов, из местных бюджетов – почти 30 миллиардов, из Национального фонда – 328,7 миллиарда, за счет внебюджетных средств – 19,5 миллиарда. Из этой суммы было освоено более чем 490 миллиардов тенге, или 99,2 процента.
В целях качественного решения задач, поставленных в рамках госпрограммы, Министерство национальной экономики предлагает заинтересованным госорганам, акиматам областей, Астаны и Алматы, а также иным организациям продолжить обеспечение комплекса мер для эффективного достижения целевых индикаторов и показателей, а также своевременного исполнения мероприятий программы. Кроме того, среди рекомендаций ведомства – обеспечить полное освоение средств, выделенных из республиканского бюджета и Национального фонда на реализацию предусмотренных мероприятий, и рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования проектов за счет местных бюджетов.
Справка
В течение 2016 года в государственную программу развития регионов два раза вносились изменения:
1. В связи с разработкой инвестиционной программы для шести макрорегионов (Северный, Центрально-Восточный, Западный, Южный, города Астана и Алматы) в соответствии с пунктом 28 общенационального плана по реализации Послания президента РК народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие». Постановлением правительства РК в программу включена новая задача по определению инвестиционных приоритетов для каждого макрорегиона на основе их сравнительных преимуществ, уровня развития региона и обеспечения диверсификации их экономик; формированию региональных драйверов экономического роста; развитию малого и среднего бизнеса вокруг крупных региональных проектов. При этом реализация мероприятий по решению данной задачи предусмотрена с 2017 года.
2. В связи с разработкой единой программы жилищного строительства «Нұрлы жер» с интеграцией в нее вопросов, касающихся жилья, из действующих программ в соответствии с пунктом 3.11 протокола расширенного заседания правительства РК от 9 сентября 2016 года с участием главы государства. Постановлением правительства РК вопросы, связанные с жилищным строительством, исключены из программы развития регионов и интегрированы в программу «Нұрлы жер».
В целом работа по реализации мероприятий и освоению средств, предусмотренных в рамках программы, находится на постоянном контроле Министерства национальной экономики РК.