ЧЕТВЕРГ, 14 НОЯБРЯ 2019 ГОДА
4-10-2013, 01:42

Двуличный национализм


Мы продолжаем искать   ответ на вопрос: каким  должен быть казах­ский национализм? На страницах нашего издания прозвучало множество самых разных мнений на этот счет. Одни ругают власть за то, что та действует не в интересах своей нации, другие обвиняют активистов национал-патриотического движения в стремлении подорвать межнациональную стабильность, третьи выступают против интеграционных процессов. Но всех этих людей объединяет одно - уверенность в том, что рано или поздно Казахстан все-таки станет национальным государствам. Остается только найти правильный путь развития, чтобы избежать в будущем конфликтов и трагедий.

 

Расул Жумалы, политолог:

Чем раньше, тем лучше

- Нравится это кому-то или нет, но Казахстан становится все более казахским государством. В данном случае под "казахским" имеется ввиду не только казахский народ, но и все граждане страны, которые связывают себя и свое будущее с Казахстаном.

Хотя соответствующая норма о государствообразующей роли казахов была прописана в Декларации о суверенитете и других основополагающих документах, в реальности этот процесс постоянно тормозился. Взамен были попытки усидеть на многих стульях либо придумать новую формацию казахстанцев - в частности по примеру американской нации. Но данный опыт абсолютно неприменим к нам, поскольку США - страна мигрантов, созданная на костях коренных жителей, тогда как Казахстан издревле является государством казахов.

Из таких экспериментов мало что получилось. Как следствие, в Казахстане до сих пор нет нациоконсолидирующей идеи, а есть отдельные, редко пересекающиеся, в последнее время даже конкурирующие миры. Надо признать, это весьма опасная тенденция, угрожающая целостности и стабильности государства.

Если мы взглянем на мировой опыт, то увидим, что все страны, за исключением, пожалуй, только США, идут по пути строительства именно национальных государств. И этого не стоит бояться, а напротив, надо стремиться к этому. В той же Франции помимо коренного населения живут арабы, африканцы, азиаты и т.д., но все они считают себя французами, всех их объединяют французский язык, французская культура и литература, французская история, традиции, ценности французского народа. То же самое в Китае, Великобритании, Италии - везде. В Казахстане же до сих пор почему-то присутствуют не­обоснованная боязнь и нерешительность в этом вопросе. Хотя налицо демографические, социальные, политические, экономические и прочие тенденции, на которые необходимо адекватно реагировать.

Игнорирование этих факторов либо постоянное откладывание необходимых решений на потом приводит к тому, что люди сами начинают требовать, добиваться развития процесса государственного строительства Казахстана именно как национального государства, где стержневую роль должен играть казахский народ - при том, что все другие этносы будут иметь равные права. Это рано или поздно произойдет. Однако крайне важно, чтобы это произошло как можно раньше - мы и так потеряли 22 года. Не менее важно понять, что дальнейшее затягивание этого вопроса приведет к нарастанию нежелательных процессов.

 

Галым Агелеуовправозащитник:

 Есть только один путь

- Казахский национализм в Казахстане - это, с одной стороны, казахская национальная идея - уважение к наследию наших предков, включая мировоззрение, и, с другой стороны, понимание приоритета гражданских прав и свобод.

Наследие предков - это мировоззренческий стержень, основа которого - дух батырской свободы, бережное отношение к ценностям кочевой культуры, творческая импровизация кюйши и жырау, восстановление Пути казахского народа. Это и святые даты как зазубрины в памяти народа. Только в XX веке это наследие Алаш-орды и их борьба за суверенитет, голод 1932-33 гг., расстрел политических оппонентов как "врагов народа" в 1920-30 гг., "Алжир" и "Карлаг", участие в войне, освоение целины, создание научных и творческих школ, авторитаризм и возрождение демократических традиций, Желтоксан-86 и Жанаозен-2011.

Второе направление - обоснование этой историко-культурно-мировоззренческой традиции (внутренний стержень) и включение в нее строительства современной нации с такими базовыми понятиями, как гражданские права и свободы, при уважении прав всех граждан Республики Казахстан. Как только правящая псевдоэлита осознает приоритет прав и свобод, начнется строительство единой гражданской нации. Другого пути у нас быть не может. Поэтому под национализмом я понимаю духовное, культурное возрождение казахского народа, как и других народов Казахстана, и создание гражданских институтов, прав и свобод, где все равны и приоритет отдан Конституции республики.

 

Серикжан Мамбеталин, эколог:

Дорогу патриотам!

- Слово "национализм" в постсоветских государствах имеет негативный оттенок. Тогда как во всех других странах это синоним слова "патриотизм". Наша самая большая проблема заключается в том, что так называемых казахских националистов боятся. Хотя лично я предпочитаю называть их национал-патриотами и говорить о казахском патриотизме.

В Казахстане национализм двухуровневый. У нас многие путают отношения между казахским этносом и другими диаспорами, которые здесь проживают, с национализмом, который проявляется на межгосударственном уровне. Позиция казахского патриота, казахского националиста должна быть такой: мы живем в мире и согласии с теми, кто населяет страну под названием Казахстан вне зависимости от этнической принадлежности. Русский, украинец или дунганин - это все наш народ, я всех нас называю казахами.

Но когда речь идет об ущемлении интересов государства на международном уровне, тогда включается нормальный, здоровый нацио­нализм. Например, когда Китай просит в аренду миллион гектаров, и наше правительство готово отдать им эти земли. Или когда Россия, не считаясь с нашими интересами, тащит нас в Таможенный союз. Или когда американцы в Западном Казахстане, на Кашагане, добывая нефть, убивают Каспийское море. Ведь от таких действий страдают все жители страны независимо от их национальности.

Поэтому нельзя называть казахских патриотов какими-то русофобами или людьми, у которых нет ни кругозора, ни знаний. Я всегда прошу разделять патриотизм государственного уровня и патриотизм, который зиждется на межнациональном согласии. Если будет сильный, развитый казахский национализм, то тогда и стране будет лучше, и всем тем диаспорам, которые живут в Казахстане. Я не вижу у нас другой идеологии, кроме как патриотической.

Подготовила Сауле Исабаева

 

Комментарии