ЧЕТВЕРГ, 25 АПРЕЛЯ 2019 ГОДА
10-06-2011, 10:29

ПАТРИОТИЗМ: КАКИМ ЕМУ БЫТЬ?


Об этой важной проблеме рассуждают наши современники
В преддверие 20-летия нашего суверенитета активнее стали вестись разговоры о патриотизме. В этой связи хотелось бы привести цитату, которая встретилась как-то в Интернете. "Для любого государства воспитание гражданина и патриота своей страны является главной задачей, оно важнее математики или физики. Физику можно выучить потом, если не выучил. Но воспитать ценностную сферу гораздо сложнее. Потом не наверстаешь". Согласитесь, просто и в то же время довольно глубоко. Мы решили задать несколько вопросов на эту тему известным в нашей стране людям.


 1. По-вашему, что такое патриотизм и с чего он начинается?
2. А вообще, можно ли научить патриотизму?
3. Патриотизм бывает этнический, который в своем основании имеет чувство любви к своему народу. Есть еще государственный патриотизм, как бы подразумевающий чувство любви к государству. А на каких принципах, с вашей точки зрения, должен базироваться казахстанский патриотизм?
4. Как сделать так, чтобы не впасть в квасной патриотизм ура-патриотов?
5. Как и где лучше всего воспитывать патриотизм? Какие институты - социальные или государственные - прежде всего, должны нести в этом плане нагрузку?
6. Чувство патриотизма - это нравственный принцип, содержанием которого являются любовь к Отечеству и (а вот тут главное!) готовность подчинить свои личные интересы интересам Родины. Вы из окружающей нас действительности можете привести примеры подобного рода?


Сергей Пашевич, председатель общественного объединения "Боевое братство Казахстана":


1.     Патриотизм начинается, прежде всего, с семьи. В семье учат любить Родину, любить семью, а потом любить других. Вот это начало патриотизма.
2.    Я долгое время являлся членом республиканской комиссии по патриотическому воспитанию, но если честно, я так и не понял, чем же эта комиссия занималась. Как-то вашему брату журналисту я задавал такой вопрос: "Сколько же у нас патриотизм стоит? И сколько у нас в Казахстане денег выделялось на воспитание патриотизма, и каковы результаты? Как эти деньги потрачены и стали ли люди большими патриотами?".
3.    Казахстанский патриотизм должен базироваться, прежде всего, на принципах равного уважения государством личности и личностью государства. Почему я так ставлю вопрос? Потому что и я как человек, имеющий юридическое образование, могу сказать, да и любой юрист это подтвердит, что государство - это репрессивный аппарат. И сделать грань между личностью и государством для того, чтобы государство уважало личность, а личность уважала государство, достаточно тяжело. Хотя таких примеров (в истории государств) достаточно. Поэтому когда мы говорим: "Я люблю государство", так пусть и оно меня тоже любит так же, как я люблю его. То есть должно быть адекватное отношение друг к другу. Вот тогда будет правильно. Бывая в России или где-либо еще, я с гордостью говорю, что я - казахстанец. Иногда, встречая братьев-славян, я говорю о том, что даже русские-казахстанцы и русские-россияне - это две большие разницы. Потому что мы абсолютно разные и иногда уже просто не понимаем друг друга.
4.    Да мы уже впали в него! Когда выпячивается проблема язык, и закрываются глаза на другие проблемы, это уже квасной патриотизм. А потом, знание того или иного языка - это всего лишь один из элементов патриотизма.
5.    Я считаю, что, прежде всего, в семье. Все закладывается именно там. Если государство будет заботиться о семье, то и в семье будут воспитывать любовь к Отечеству, любовь к окружающим. Мы же еще не забыли ленинский постулат, что жить в обществе и быть свободным от него нельзя. В этом плане сейчас достаточно много проблем. Если раньше ребенок воспитывался не только в семье, но и в коллективе, в обществе, где он находился, то сейчас в большинстве своем обществу совершенно безразлично, каким вырастет этот ребенок и какое будущее ждет его завтра. И это очень плохо. Чем мы отличались от других? Прежде всего, тем, что мы все росли вместе, и у нас не было особых различий. А сейчас различие между детьми наблюдается достаточно большое, а иногда это такая пропасть, что становится страшно. Я имею в виду, прежде всего, разделение на бедных и богатых. Потому что именно из-за такой большой разницы в социальном положении возникали все проблемы в государствах. И очень сильные…
6.    К сожалению, пока нет. Когда сейчас будируется вопрос, надо ли Казахстану участвовать в кампании в Афганистане, находятся "горячие головы", которые говорят, что надо, дескать, приобретать боевой опыт. Ну, вот мое поколение побывало там и приобрело его, и каким же образом он сейчас используется? Да никаким!
Приведенная вами формула - это советский постулат патриотизма. Я думаю, что сейчас, в условиях казахстанской независимости, необходимо вырабатывать абсолютно новые постулаты. К сожалению, в государствах, где все решают деньги и личные связи, о каком патриотизме можно вести речь?..
Хотя, если сейчас спросить современных молодых людей, найдется немало тех, кто скажет о любви к Родине. Для нашего же поколения, тех, кто родился и вырос в прежнее время, вообще не существовало никаких различий. В моем поселке Прииртышский в Павлодарской области проживало более 30 национальностей. И мы никогда не делились. Лично я, например, до семи лет свободно общался на казахском языке и не считал это зазорным. В то же время каждый из нас обязательно знал несколько фраз и на языках других народностей, там проживавших. И никаких особенных проблем в этом плане не было. Сейчас проблема языка становится критерием патриотизма: если ты знаешь язык, значит ты патриот государства. Да я думаю, нет. Если я буду уважать государство, пусть и оно уважает меня. А почему вот к этому нас подталкивают? Потому что у нас остался чисто советский подход: ты должен обязательно любить Родину. А вот Родина про тебя как бы забывает…


Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана:


1.    Когда-то была такая хорошая песня "С чего начинается Родина?" Ну, а если коротко, то патриотизм - это то, что человек любит, что ценит и без чего не может даже жить, если говорить высоким слогом. Можно назвать много вещей, которые с этим связаны. Это и семейные ценности, это свое дело, тот же бизнес как форма самореализации. Это может быть связано и с культурными ценностями, и с религиозными приоритетами.
Это моя Родина, я здесь вырос, тут моя семья: родители, дети. Это земля моих предков. Поэтому я люблю эту землю и никуда не хочу отсюда уезжать. В свое время я учился в Украине, в Киеве, и у меня была возможность остаться там. Тем не менее, даже в те времена, когда у нас был общий дом, я не мог себе представить, что мог бы жить в другой республике. И уж тем более сейчас, когда мы стали независимым государством. Я не могу оторвать себя от своей Родины. Я считаю, что, возможно, она без меня проживет, но смогу ли я без нее - даже не знаю.  
2.    Я думаю, в принципе да. И это во многих странах делается. Хрестоматийный пример - США. Как они уважительно относятся к своей государственной атрибутике, особенно к флагу! Это у них уже устоявшаяся традиция, которая формирует чувство гордости за свою страну. Ведь, как правило, Родиной гордятся тогда, когда есть чем гордиться. Я думаю, нам в этом смысле тоже есть чем гордиться. Мы уже достаточно развитая страна и ушли вперед по сравнению с нашими соседями. При всех проблемах, которые у нас сегодня есть и которые я часто критикую. Когда я бываю по служебным делам в дальнем зарубежье, то наблюдаю, что в салонах самолетов большую часть пассажиров составляют мои соплеменники, а из них большая часть - это молодежь, которая обучается за границей. И я искренне горжусь, что мы можем себе это позволить и что у нас очень хорошие перспективы.
3.    Я думаю, что из патриотизма на национальной почве изначально произрастают корни любви к своей Родине, земле своих предков. Государство, которое способствует тому, чтобы чувство гордости за Отчизну, любви к ней не потерялось, будет уважаемо своими гражданами. И они наверняка будут максимально лояльны по отношению к нему. Для того, чтобы возникло чувство патриотизма, очень важно, чтобы то, что ты видишь и ощущаешь, совпадало. Поэтому обе эти формы очень тесно связаны между собой.
Конечно, многонациональный состав нашей страны вносит определенную специфику в казахстанский патриотизм. У каждого народа есть своя ниша, которая сложилась в ходе исторического развития, и нам важно учитывать сложившееся положение вещей. Разные народы могут жить совместно и созидать во благо общей Родины. И в этом вопросе, несомненно, огромна роль государства, которое как политический институт может наладить взаимоотношения между разными этническими группами. И сделать это так, чтобы все проживающие в стране граждане считали Казахстан своей Родиной, или, как говорят казахи, "ата мекен". И чтобы ни у кого не возникало желания уехать отсюда.
4.    Такая опасность всегда присутствует, причем во многих странах. И к этому всегда есть некие предпосылки. Здесь необходима очень серьезная работа, прежде всего, со стороны государственных органов. А также общественных организаций и НПО, которые могли бы, говоря образно, возвеличивая степь, не унизить горы. И государство, и общество должны способствовать тому, чтобы каждый знал, что он полезен и что он вносит свою лепту в процесс укрепления и процветания своей страны. И чтобы каждый был уверен в своем будущем.
5.    Если вести речь о гражданском обществе, то, конечно же, это должны быть социальные институты. Но если учесть, что гражданское общество у нас находится на стадии формирования, то огромная ответственность ложится на государственные институты. Именно государство должно задавать тон в этом вопросе.
6.    Я на сто процентов согласен с приведенным определением. Мы в своей газете на протяжении нескольких лет регулярно давали материал как точку зрения предпринимателя, что он понимает под патриотизмом. Каждый вносил как бы свое видение проблемы, но все вместе они выражали желание видеть развитый, экономически процветающий Казахстан, где все народы одинаково участвуют в развитии страны.
Ну, а если о конкретных примерах, то это еще надо воспитывать и формировать в наших людях. К сожалению, такой подход далеко не везде у нас присутствует. Я должен признать, что для нас это пока еще идеал, к которому нужно двигаться. Конечно, если сравнивать Казахстан с теми странами, которые пережили болезненные процессы межэтнических конфликтов, то в этом отношении у нас все гораздо более благополучно. Хотя в латентной форме проблемы в этом плане есть. И то, что до сих пор люди уезжают из Казахстана, а это в основном представители среднего класса (слава Богу, гастарбайтеров-казахов у нас нет почти), - это некий признак того, что не все у нас еще так, как того хотелось бы.


Джанибек Сулеев, журналист:


1. Патриотизм и есть, наверное, в какой-то мере самоидентификация человека, сопряжение своего "Я" с фамилией, родом, малой родиной. После чего человек дорастает (или в идеале должен дорасти) до патриотизма в сопряжении с государством, своей страной. Это, так сказать, высшая стадия. Учитывая нашу трайбу, не хуже ливийской, и прочие родимые пятна славного кочевого прошлого, затем вынужденного скачка из феодализма в опытный образец социализма и далее в дикий капитализм! - мы всего лишь на какой-то части пути к этой самой стадии. Скольким еще шагать поколениям и что они там на этом марше увидят, нам пока не дано знать…
2.    Патриотизму, как и всему прочему, можно научиться, когда у индивида, из которых состоит уже общество, перед глазами есть некий личностный, персональный пример, увлекающий за собой. И теперь уже вы ответьте мне на мой вопрос: если судить по гамбургскому счету, много ли вы видели таких примеров за последние этак лет 25? В идеале это должен быть подвиг, поступок, на худой конец пример крайнего напряжения сил, но не во имя своего брюха, своего клана, а во имя и во благо общества. Можете не отвечать… Зайдем с другого конца: а у молодежи кто сегодня в качестве общественного идеала лидирует? Правильно, "упакованный человек". Поскольку самыми "упакованными" становятся почему-то бастыки, ими и стремятся стать. А тот факт, что многие из тех, кто служит таким примером (как менеджеры и идеологи) - полное, извините, г…., и весь их креатив уходит на то, как успешнее и эффективнее обокрасть, условно говоря, общак, казну - при этом запросто выносится за скобки. В итоге получается замкнутый круг, и простолюдины как-то неохотно начинают отождествлять себя с собственным же (опять же - по идее собственным!) государством. А Поступок может состояться только при идеологически выверенной мотивации как конечный результат некой духовной эманации, попросту, Идеи. Поэтому их и нет, потому что нет Прорывов, прежде всего, идейно-интеллектуальных, которые бы касались абсолютно всех.
3.    Настоящий патриотизм, (это касается и не только сугубо, пока мифического, казахского патриотизма, но и других "патриотизмов"…) состоится тогда, когда в силу каких-то обстоятельств и причин произойдет синтез того, что только что вы сами классифицировали…
4.     Это необходимый компонент. Но проблема в том, как подняться на более качественный уровень. А его задать может только качественная элита. Наша элита не свалилась к нам с неба, это тоже часть народа, кому-то она даже приходится близкой и дальней родней. Дальше можно не продолжать, верно?..
5.    В новейших условиях прогресс нации во многом зависит от образования, от его качества и лабильности. В необразованном обществе, в плохо образованной стране крайне трудно развивать, воспитывать патриотизм …патриотизм высшей стадии. Попросту говоря, все начинается в начальной школе, имеет продолжение в средней школе и оттачивается в высшем учебном заведении. В этой сфере даже внутрисемейные особенности можно выправить или просто вытравить. А наша трагедия еще и в том, что в этом смысле теряет прежние наработки даже Россия, на которую Казахстан в силу известных причин сильно завязан.
6.    Допускаю, что таким человеком являетесь именно вы! Но, к сожалению, вы патриот потенциальный. Ибо у вас, у меня, у множества наших соотечественников, когда поднимается означенная тема, остро стоит вопрос - а где Идея? Где тот законченный и отточенный концепт национальной (читай государственной) Идеи? Который безоговорочно потрясет душу и очарует ее? Пока же обширная часть общества в той или иной мере живет остатками, обрывками советского понимания этой субстанции, а абсурд в том, что той страны и того государства уже нет… Разумеется, эта обширная часть общества, вместе с тем, стремительно, как шкура того осла… ну шагрень, сокращается. Что будут в ракурсе поставленного вопроса представлять собой следующие поколения - мне сказать затруднительно. Вопрос образования опять же… В общем, как говорили древние мудрецы, сначала было слово. А Слова этого что-то не слышно пока, либо оно дежурно-затертое, перелицованное из старого багажа, из старой истории. Пока действительность такова.


Алихан Байменов, председатель партии "Ак Жол":


1. Патриотизм - это некое особое чувство к своей стране, которое имеет изначально нравственное начало, и затем оно у части людей находит политическое выражение. Это то же самое, как любовь и особое отношение к своим родителям, вообще к семье. Со временем по мере социализации человек начинает испытывать особое чувство к истории своей страны, своего народа, своего государства. Именно так начинается патриотизм.
2.    Уместнее будет использовать глагол "воспитать". Хотя, к примеру, очевидно, что человек по-особому относится к своим родителям, любит их, и это вполне естественное природное начало. В то же время уважительное отношение к родителям воспитывается. И в этом плане очень важно, чтобы воспитание патриотизма не приводило к противопоставлению своей страны другим государствам. Некоторые мыслители относились к понятию "патриотизм" достаточно критически. В частности, Л.Толстой в свое время писал, что всякий патриотизм ведет к разделению.
3.    Я думаю, что это должна быть в первую очередь любовь к стране. Понятие "страна" - более обширное, чем понятие "государство". К стране, в которой на протяжении тысячелетий проживали люди, быть может, именовавшиеся по-разному, вошедшие в историю под разными этнонимами, но в которой мы выросли и героическое прошлое этих людей заслуживает уважения. Так же, как и вклад народа в мировую культуру, в общечеловеческую цивилизацию. Несмотря на сложные природно-климатические условия, этот народ внес свой достойный вклад в мировую культуру. Поэтому такое воспитание должно базироваться на истории, на исторических достижениях народа и на его устремлениях.
4.    Воспитывая патриотизм, нельзя переходить грань, которая ведет от патриотизма к автаркии, а в конечном итоге может привести к противопоставлению своего народа другим народам. Мы должны понимать, что есть прогресс, есть интересы человеческого рода в целом, и, воспитывая молодого человека, мы должны говорить: "Да, ты казах, но казахи являются неотъемлемой составной частью человечества". Есть общечеловеческие ценности, которые надо прививать подрастающим поколениям. Я полагаю, что существование с детства в мультикультурной среде, которая присутствует у нас, закладывает какой-то иммунитет от квасного патриотизма. Но в то же время мы должны понимать, что наше прошлое еще достаточно крепко в нас сидит.
5.    Все институты, которые в принципе воспитывают человека как личность. В первую очередь семья. Затем детский сад, школа, институт. Не должны оставаться в стороне государственные структуры, в первую очередь те, которые за счет денег налогоплательщиков обязаны заниматься доведением до общества истории народа, финансировать эти исследования, пропагандировать труды наших выдающихся соотечественников, живших в прошлом и творящих в настоящем времени. Пропагандировать информацию о героических этапах истории своего народа, о крупных исторических личностях. Параллельно надо рассказывать о лучших страницах сотрудничества с соседними народами, истории мирного сосуществования. Эти моменты также должны хорошо пропагандироваться. Для того, чтобы не переходить грань между патриотизмом и автаркией.
Одновременно с этим государственные институты должны пропагандировать нашу государственную символику.
6.    Таких людей в Казахстане, конечно же, много. Кто-то профессионально занимается своим делом, кто-то занят общественной деятельностью. Другое дело, что не все афишируют то, чем успешно занимаются.
Не дай Бог народам проходить через испытание противостояния с другими. Раньше, в советское время, патриотизм в основном был в этом русле, именно так проявлялся и воспитывался. Но патриотизм, любовь к своей стране не должны приводить, повторю еще раз, к отторжению других. Точно так же, как любовь к своим родителям, близким как начальная форма проявления чувства патриотизма не означает нелюбовь к другим семьям.

Подготовил Кенже Татиля

Комментарии