ВОСКРЕСЕНЬЕ, 23 ФЕВРАЛЯ 2020 ГОДА
8-06-2012, 07:54

Посчитали, прослезились…


Нынешний отчет правительства и Счетного комитета об исполнении бюджета в мажилисе проходил по традиционной, годами обкатанной схеме: "буря в стакане воды". Сначала депутаты наперебой называли то одних, то других беззубыми и непрофессиональными, потом чуть ли не требовали отставки, но в конце концов прониклись объективными и субъективными причинами и почти единогласно проголосовали за утверждение отчета.

К слову, журналисты до начала пленарного заседания все гадали: будет ли хоть что-то новенькое во время нынешнего отчета? И даже пробовали попытать депутатов в кулуарах, будут ли они требовать отставки правительства. Единого мнения в рядах народных избранников, как и ожидалось, не было. Одни говорили: да, долой правительство; другие заявляли: плохо конечно, опять провалили программы, опять неосвоенными остались миллиарды, опять провальные проекты и нереальные отчеты, но тому есть уважительные причины. Третьи же полагали, что если отправить в отставку этих министров, то на смену придут такие же, потому что других нет и, мол, таков годами наработанный стиль работы - а раз так, то какой смысл менять?

Снова озвучивать все цифры, содержащиеся в отчете, нет необходимости: без сравнительных показателей это мало что дает, а если брать и сравнивать все, то не хватит газетной полосы. Поэтому приведем лишь несколько показательных выдержек из доклада Счетного комитета. В минувшем году при исполнении бюджета было допущено нарушений на общую сумму 272 млрд. тенге. Вообще не освоены 42,3 млрд. тенге, нереализованными остались 167 инвестиционных проектов на 154,4 млрд. тенге, неэффективно проводилось налоговое администрирование, множество грубых нарушений было выявлено и при реализации государственных программ… По данным Счетного комитета, в сравнении с 2010 годом сумма недоосвоения выросла на 15%. При этом Министерство финансов РК стоит первым в списке ведомств, которые не освоили выделенные бюджетные средства.

В своем выступлении министр финансов Болат Жамишев заявил, что в основном недоосвоение средств возникло в силу объективных причин:

 - Это сорванные из-за недобросовестных подрядчиков договора, невостребованные деньги, необоснованное планирование, запоздалое заключение контрактов... Минфин по этому поводу направлял на имя премьер-министра Карима Масимова письмо с просьбой дисциплинарно наказать первых руководителей ведомств, их заместителей или ответственных секретарей, но...

Но средства так и остались невостребованными, виновных в задержке при подписании контрактов к ответу не призвали, никого не наказали, а потому имеем, что имеем. Так кто виноват? Министр или премьер-министр. И как с него спрашивать?         

- Согласно Конституции, если не утвердить исполнение бюджета - это значит отставка правительства. Но сказать, что правительство экстраординарно что-то не сделало за последние три года, что здесь такое уж большое невыполнение бюджета, нельзя. Тем более что стопроцентного выполнения бюджета не бывает, это нереально, утопия, - пояснила председатель комитета по финансам и бюджету мажилиса Гульжана Карагусова.

А значит, и отвечать некому? Однако с этим не согласилась депутат Дарига Назарбаева:

 - Что же касается ответственности за неисполнение бюджета, то ее должны нести министры и акимы, - заявила она.

А чтобы иметь возможность наконец хоть что-то реально спросить с них, она предложила спикеру нижней палаты Нурлану Нигматулину поднять вопрос о расширении полномочий парламента, "поскольку его пока нельзя назвать равноправным партнером правительства". И еще депутат предложила создать институт парламент­ских расследований, чтобы все-таки докопаться, кто, наконец, и в чем виноват? И кто за что отвечать будет.

Однако председатель мажилиса с ней не согласился. Он считает, что у парламента достаточно полномочий, "чтобы спрашивать с тех нерадивых министров или руководителей ведомств, которые не могут или не умеют полностью использовать свои права и возможности".

- Ни одна частная компания ни дня не держала бы такого менеджера, тем более если он еще и приворовывал... К ответу бы призвала. Новый состав мажилиса первый раз рассматривает отчет правительства об исполнении бюджета. Принципиальная позиция парламента при выступлении была видна, и она будет только усиливаться, - подчеркнул Нурлан Нигматулин. - В это непростое время, когда лихорадит фондовые рынки, когда цены на сырье опускаются, ценить нужно каждый тиын, и эффективность его использования зависит в первую очередь от тех государственных менеджеров, которым доверены огромные, миллиардные финансовые средства.

Обращаясь к министрам, спикер мажилиса подчеркнул, что и правительство, и парламент находятся в одной лодке и несут консолидированную ответственность за исполнение бюджета:

 - Отныне вопрос эффективного освоения государственных бюджетных средств будет ключевым, и к этому будьте готовы.

Будут ли отныне депутаты спрашивать с правительства жестко и категорично - покажет время, поскольку многое из того, что прозвучало на пленарном заседании, слетало с уст депутатов и раньше. В том числе и предложение повысить статус Счетного комитета, дабы кабмин к нему прислушивался. Но воз, как говорится, и ныне там…

- Что же касается разговоров про вотум недоверия правительству, так это не в первый раз, - отметили сами чиновники. - Поговорят и до следующего утверждения бюджета с чувством честно выполненного долга успокоятся.

 

Мила БОГДАНОВА,

Астана

 

Комментарии