ПЯТНИЦА, 5 ИЮНЯ 2020 ГОДА
3068 22-08-2019, 13:16

Курсы народной дипломатии


В следующем году Ассамблея народа Казахстана отметит свой 25-летний юбилей. А это хороший повод подвести итоги ее деятельности и обозначить приоритеты развития на будущее. Именно это мы и попросили сделать нашу сегодняшнюю гостью - заведующую кафедрой АНК, руководителя Школы медиации и народной дипломатии в Костанайском государственном педагогическом университете им. У. Султангазина, кандидата педагогических наук Ольгу Евдокимову.

- Ольга Николаевна, как реализуются основные направления деятельности Ассамблеи народа Казахстана в Костанайской области?

- На заре становления нашей государственности, когда многие зарубежные политологи пророчили конфликты в Казахстане, а неспокойная геополитическая обстановка в мире так или иначе негативно влияла на настроения казахстанцев, все наши диаспоры (а сейчас этнокультурные объединения) стали выполнять роль медиаторов. То, что внешние конфликты не стали внутренними во многом их заслуга и, конечно же, Лидера нации, главного медиатора страны Нурсултана Назарбаева, который инициировал создание уникального общественного института - Ассамблеи народа Казахстана, которая уже почти 25 лет стоит на страже мира и согласия.

Сейчас мы знаем, что у нас свое государство, своя территория и свои законы, которым мы обязаны подчиняться. И этому мы должны учить свою молодежь - она должна стать двигателем нового курса, строить гражданское общество, конкурентоспособное государство, и при этом сохранить национальные традиции, обычаи и культуру. Вот почему во всех своих выступлениях Нурсултан Назарбаев и Касым-Жомарт Токаев особое внимание уделяют молодежи – опоре будущего нашей страны, которую мы с полным правом можем назвать духовной инвестицией в будущее. Подтверждение тому является объявление 2019 года Годом молодежи, когда в стране создаются все необходимые условия для качественных преобразований в жизни молодых казахстанцев.

Как известно, с августа  2015 года основным направлением деятельности Ассамблеи народа Казахстана в обеспечении общественного согласия и общенационального единства стало развитие института медиации. В этом году на XXVII сессии АНК «Формула мира и согласия: единство и модернизация» в своей торжественной речи председатель АНК Нурсултан Назарбаев отметил, что «…нужно в полной мере использовать институт медиации для укрепления социального единства. Под эгидой Ассамблеи действуют более 800 общественных медиаторов. Благодаря их активному участию только в прошлом году было заключено почти 20 тысяч медиативных соглашений». 

В этих цифрах есть и результат работы Совета медиации Костанайской области, который в рамках КГУ «Қоғамдық келісім» при областном акимате проводит консультативную работу с населением и различные мероприятия по популяризации отечественного института медиации. Кроме того, в регионе функционирует 28 кабинетов медиации при судах, акиматах, неправительственных организациях, которыми с начала 2019 года разрешено 264 споров и конфликтов по гражданским, социально-трудовым и бытовым спорам, проведено 120 мероприятий по вопросам медиации с общим охватом 1000 человек. 

Согласно реестру, в области зарегистрировано 46 непрофессиональных медиаторов. Среди профессиональных общественных медиаторов в Костанае и Костанайской области хотелось бы отметить самых активных - Сергея Богатырева, Айшу Абдикову, Александра Хорькова, Жуматая Искакова, Геннадия Вавулина, Игоря Зуева, Светлану Бочкареву и Руслана Наурызбаева. За время своей работы они успешно провели десятки консультаций, в результате которых были подписаны медиативные соглашения и приняты решения о примирении сторон. 

- Как известно, в области по линии АНК проводится множество мероприятий. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о самых свежих и интересных. 

- С целью информирования населения по вопросам медиации в феврале текущего года        в Костанайском колледже сферы обслуживания прошел «круглый стол» на тему «Медиация - альтернативное урегулирование конфликтов». В его рамках члены Совета медиации областной АНК обсудили со студентами и преподавателями вопросы развития института медиации в студенческой среде. Теоретическая часть заседания была посвящена знакомству с понятием медиации, ее преимуществами по сравнению с другими методами разрешения конфликтов, способами привлечения к ней внимания молодежи, технологией работы. Практическая часть встречи включала в себя проведение тренинга, в ходе которого студентам было предложено разделиться на подгруппы и рассмотреть разные ситуативные задачи. К ним присоединились преподаватели, что позволило сравнить варианты решения этих задач разными возрастными группами. В целом мероприятие прошло плодотворно и имело положительные результаты.

В рамках сотрудничества с Советами медиации других областей страны в марте текущего года Ассамблея народа Казахстана Костанайской области и КГУ «Қоғамдықкелісім» провела ежеквартальный обучающий семинар «Медиация в полиэтнической среде» с целью повышения квалификации по вопросам внесудебного разрешения споров и конфликтов представителей областных и региональных общественных медиаторов. В рамках семинара были рассмотрены типы развития межэтнических, межнациональных отношений и конфликты на этнической почве. 

Активная работа ведется и в районах Костанайской области. Так, в целях содействия развитию школьной медиации в сфере общественного согласия и общенационального единства, внедрения механизмов института медиации в образовательном пространстве, обучения основам медиации, навыкам эффективного разрешения конфликтов был подписан Меморандум о взаимном сотрудничестве между кабинетом медиации Ассамблеи народа Казахстана Костанайской области и отделом образования акимата Камыстинского района. В его рамках 5 апреля для школьников и преподавателей района  был проведен семинар-тренинг. Ребята смогли узнать об истории появления медиации и познакомиться с этапами проведения медиативного процесса. В практической части им была предложена ролевая игра, в ходе которой предлагалось решить конфликтные ситуации. Также у них была возможность проявить себя в интеллектуальной игре на знание традиций, обычаев народа Казахстана, проектов АНК. В форме «хакатон» учащиеся разработали и защитили мини-проекты по теме «Год молодежи».

Не менее интересно прошел семинар-тренинг в Рудненской средней школе №1 в мае этого года. Школьники познакомились с понятием «конфликт», обозначили положительные и отрицательные его стороны, узнали виды, структуру и методы урегулирования. В конце занятия они получили практические задания, которые показали, насколько точно был усвоен материал. Ребята были очень активны, вели открытый диалог и выражали свои мысли, не стесняясь тренера. В конце семинара все получили именные сертификаты.

Похожий тренинг в том же месяце прошел для учащихся средней школы №17 города Костанай. Было решено, что данный формат работы со школьниками области будет поддерживаться и в дальнейшем.

Кроме того, в Костанайской области стало ежегодной традицией в Республиканский единый день медиации, 5 августа, проводить «День открытых дверей», приуроченный к дате введения в действие Закона РК «О медиации» (5 августа 2011 года). В рамках этой акции областная Ассамблея народа Казахстана и Общественный фонд «Ассоциация медиаторов Костанайской области» традиционно организовывают общественную приемную по вопросам медиации, где рассматривают конкретные проблемы жителей  города, а также проводят обучающий семинар-тренинг «Основы медиации» для представителей этнокультурных объединений и консультативно-совещательных органов АНК.  

В Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» (5 октября 2018 года) Нурсултан Назарбаев вспомнил казахскую пословицу: «Богата та страна, где живут в согласии». Поистине правильные и мудрые слова! Ведь чтобы добиться процветания государства, необходимо, прежде всего,  обеспечить в нем мир и спокойствие.

- Вы активно внедряете принципы медиации в молодежную среду. Что кроме навыков получают ребята в рамках этих мероприятий?

- С целью распространения идей и принципов медиации, получения знаний, умений и навыков бесконфликтного взаимодействия в обществе, обучения молодежи основам медиации, предоставления ей возможности реализовать свой потенциал посредством вовлечения в общественную идеологическую деятельность на базе кафедры Ассамблеи народа Казахстана в Костанайском государственном педагогическом университете им. У. Султангазина 16 февраля 2016 года состоялось торжественное открытие Школы медиации и народной дипломатии. Суть проекта заключается в прохождении курсов по обучению волонтеров по принципу «равный-равному», когда спикерами выступают молодые люди. Опыт показал, что это очень эффективный способ донести до молодежи ту или иную информацию. За время ее работы обучение прошли уже более 70 человек

Понятно, что выпускники Школы медиации получают не только знания, умения и навыки бесконфликтного взаимодействия, но и возможность по принципу «равный - равному»  работать волонтерами в молодежных коллективах, тренерами при проведении тренингов, принимать активное участие в работе школьных кабинетов медиации, оказывать помощь классному руководителю при проведении классных мероприятий, направленных на урегулирование конфликтов и пропаганду института медиации.

Сегодня выпускники Школы медиации активно сотрудничают с Ассоциацией медиаторов Костанайской области , а также являются волонтерами, спикерами на встречах с молодежными коллективами, проводят тренинги и семинары в молодежной среде. Они выезжают в пионерские лагеря, организовывают встречи со студентами в колледжах Костаная, работают руководителями кружков медиации в средних общеобразовательных школах города и являются членами Совета медиации при областной Ассамблее народа Казахстана.

По окончанию курса все слушатели получают сертификат о прохождении обучения в Школе медиации и народной дипломатии. Обучение осуществляется на бесплатной основе. Все занятия проходят в тренинговой и игровой форме.

- Для организации работы в Школе медиации и народной дипломатии вами была разработана авторская образовательная программа. Что она собой представляет?

- Эта программа включает такие темы как «Введение в медиацию. Правовые основы медиации. Принципы медиации», «История развития института медиации и народной дипломатии: от Древнего  мира до современности», «Сущность и структура конфликта», «Правила поведения в конфликтных ситуациях», «Положительные и отрицательные последствия конфликтов», «Инструменты и техники в работе медиатора», «Психологические основы школьной медиации», «Психологический инструментарий школьного медиатора», «Медиация в семейных отношениях», «Разрешение семейных конфликтов», «Этнокультурная медиация», «Медиация в трудовых отношениях», «Правила ведения медиативного процесса» и другие.

В рамках данной программы запланированы занятия из цикла «Мастерская медиации»,  предусматривающие выездные занятия. К примеру, тему «Медиация как альтернативный способ разрешения трудовых конфликтов» слушатели изучают на базе РГУ «Қоғамдікқелісім» Костанайской области в кабинете медиации. Второе «выездное» занятие для слушателей  проходит на базе Ассоциации медиаторов Костанайской области. Здесь профессиональные медиаторы делятся опытом подготовки профессиональных медиаторов, учат слушателей заполнять медиативные соглашения, знакомят с процедурой проведения медиации, раскрывают особенности законодательно-правовой базы в сфере медиации и документации медиативного процесса.

В декабре 2018 года впервые в рамках обучения в Школе медиации и народной дипломатии слушатели посетили кабинет медиации в Костанайском городском суде, который был открыт в июне 2018 года. В своем выступлении судья городского суда Гулсара Рахметуллина подчеркнула, что примирительные процедуры направлены на урегулирование конфликтов, налаживание отношений между сторонами и принятие ими выгодного решения, а также рассказала об особенностях медиативного процесса и его целях, кратко раскрыла сущность принципов медиации.

К слову, находясь в кабинете медиации, слушатели обратили внимание на четкое соблюдение принципа «равноправие сторон». Это проявлялось в наличии двух одинаковых стульев и ручек для участников медиативного процесса, а также одинаковое расстояние месторасположения судьи от участников  медиации.

По окончанию курса обучения руководители Школы медиации для своих слушателей проводят итоговое занятие и вручают сертификаты об успешном окончании курсов медиации. Занятие проходит в три этапа. На первом этапе выпускникам предлагают ответить на 20 вопросов теста. На втором этапе они рассматривают в микрогруппах психолого-педагогические задачи и дают свои варианты решения предложенной конфликтной ситуации. На третьем этапе, по решению экзаменационной комиссии, выпускникам Школы вручают сертификаты. 

Организованная работа Школы медиации и народной дипломатии при кафедре АНК Костанайского государственного педагогического университета полностью отвечает запросам современного общества, формирует социально активного гражданина и патриота Республики Казахстан. В настоящее время выпускники этой Школы в рамках дополнительного образования руководят кружком «Медиация» в школах города Рудный и поселка Затобольск, а также являются членами Совета медиации  при областной АНК. 

- Какие планы на будущее?

- Мы, разумеется, не собираемся останавливаться на достигнутом. Планируем расширять деятельность Школы медиации путем организации и проведения курсов повышения квалификации для психологов и учителей школ города и области под названием «Школа бесконфликтного взаимодействия». С этой целью совместно с факультетом дополнительного и дистанционного образования мы предлагаем психологам школ и руководителям действующих служб примирения пройти курсы повышения квалификации с получением сертификата.

Мы считаем, что слушатели, прошедшие подготовку в области медиативного взаимодействия на базе Школы медиации и народной дипломатии в Костанайском государственном педагогическом университете, лучше ориентируются в жизненных ситуациях и менее подвержены стрессу. Получая базовое образование, они дополнительно изучают законодательство, основы конфликтологии и основы психологии, что, несомненно, пригодится им в дальнейшей работе. 

Поскольку в современном мире процесс внедрения процедуры медиации в досудебных разбирательствах набирает обороты, и она становится все более популярной в обществе, считаем, что развитие института медиации в Казахстане поможет скорейшей модернизации общественного сознания и развитию успешного гражданского общества. Благодаря ему граждане действительно смогут регулировать свои конфликты без участия и контроля со стороны государства.

Наши слушатели получили уникальный опыт и практические навыки поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях, научились грамотно выстраивать свои отношения со сверстниками и взрослыми. Вовлечение подрастающего поколения в активную жизнь общества является важной и традиционной задачей гражданского общества и позволяет внедрять в практику новые идеи, инициативы и технологии.   

Положительным результатом работы Школы медиации и народной дипломатии в 2019 году мы также считаем получение первого места в V Международном конкурсе научных и творческих работ «Социализация, воспитание, образование детей и молодежи». Его организаторами выступили Ижевский государственный технический университет и ОО «Вятский центр сотрудничества и развития». На конкурсе мною была представлена тема: «Школа медиации и народной дипломатии».  

Уверена, что работа Совета медиации Ассамблеи народа Казахстана Костанайской области, а также Школы медиации и в дальнейшем будет направлена на укрепление общественного согласия и межнационального единства.

 

Комментарии