ВОСКРЕСЕНЬЕ, 18 АВГУСТА 2019 ГОДА
92 9-07-2019, 20:05

Дуальное обучение в РК: курс на международные стандарты


Дуальное обучение или ученичество – это один из видов обучения, в котором преподавание теории тесно сочетается с выработкой квалификационных навыков на рабочем месте. Такая форма обучения на практике широко применяется в передовых странах Европы. Согласно официальным данным более половины рынка рабочей силы ФРГ обеспечивается за счет выпускников дуальных программ.

Поэтому неспроста, что конкурентоспособность экономики этой страны не в последнюю очередь связана с качеством подготовки внутри дуальной системы обучения. Немецкую систему ученичества характеризуют как двойную в силу того, что обучающееся по ней юноши и девушки один-два дня в неделю учатся в колледжах, а оставшиеся дни недели познают специфику профессии непосредственно на предприятиях.

По программам дуального обучения получают подготовку по 340 профессиям. По тамошним правилам ученик сам обращается на предприятие, которое заключает с ним индивидуальный договор. После чего будущий работодатель регистрирует его в колледже и гарантирует оплату за весь период обучения.

Обучаемые по дуальным программам немецкие студенты получают от компании зарплату, равную минимальной по стране, а также некоторые социальные преференции - медстраховку и льготный проезд на транспорте. В целом по стране основные расходы на обучение несет бизнес (порядка 23 миллиардов евро) и только 3 миллиарда само государство. Эта сумма в совокупности составляет 0,9%  ВВП страны. Для сравнения, в РК все расходы на ТиПО – 0,2% от ВВП.

Время обучение составляет от двух до трех лет и завершается сертификацией, которую успешно проходят около 90% обучившихся.

Базовым критерием успешности немецкой дуальной системы является тесное социальное партнерство. К примеру, в ФРГ порядка 90% крупных компаний и каждая пятая фирма привлекают учеников.

При этом получить статус обучающего предприятия довольно непросто. Для этого необходимо пройти оценку ремесленной палаты. Для получения статуса требуется наличие оборудования, материально-технической базы, ответственных за обучение в соответствующей сфере деятельности. По некоторым данным, на предприятиях ФРГ ученики составляют около пяти процентов численности работников.

За каждым наставником на производстве закрепляется не больше двух обучающихся. Такой жесткий подход является залогом качественного индивидуального подхода и гарантией качественного обучения. При этом наставник не получает никаких льгот, надбавок к заработной плате. Его выгода в другом – в получении себе «в зачет» выработки ученика. Характерным показателем эффективности такой системы обучения является то, что 68% выпускников, как правило, завершив обучение, трудоустраиваются на этом же предприятии.

Дуальная система постоянно совершенствуется, и поэтому в стремительно меняющихся условиях и с целью привлечения мигрантов приняты правила «Три плюс два». Согласно ему, приезжие с разрешением на временное проживание, которые обучаются три года по программам ученичества, не могут быть депортированы ни во время обучения, ни спустя два года после окончания.

Еще один новый вызов – снижение уровня школьной подготовки поступающих на обучение – стал исходной точкой для инициативы Ассоциации немецких торгово-промышленных палат и промышленности по проведению в школах ознакомительных курсов по ученичеству, по типу выездных «дней открытых дверей».

Тщательный анализ показал высокую инвестиционную привлекательность таких программ. По результатам опроса работодателей Евросоюза, окупаемость вложенных в учеников средств наступает в среднем через девять месяцев – три года. Чистые затраты на обучение в значительной степени зависят от отрасли и уровня подготовки. Дольше окупаются технические специальности, к примеру, машиностроение.

Как оценивается выгоды от использования дуальной формы обучения? Прежде всего, подсчитывается экономия средств на поиск сотрудников, а также дополнительное обучение необходимым навыкам. Учитывается прибыль, получаемая за счет выплаты меньшей, нежели у нанятых с рынка труда сотрудников, зарплаты и хорошей квалификации учеников, «воспитанных» самим работодателем.

Есть и другие факторы привлекательности ученичества. Эксперты говорят о снижении текучести кадров, улучшении имиджа предприятия, возможности повышения квалификации наставников, полученных возможностях взаимодействия с организациями образования.

В Великобритании поставлена цель – создать к 2020 году 3 миллиона ученических мест на предприятиях в рамках программы ученичества мирового класса. На текущий момент ученичеством охвачено около 900 тысяч молодых людей. Кроме того, государство поддерживает работодателей грантами в размере 1500 фунтов стерлингов на обучение одного ученика, причем только для предприятий с численностью работников до 50 человек.

В США программа Apprenticeship 2000 (Ученичество 2000) по обучению техническим специальностям молодежи от 16 лет действует с 1995 года в Северной Каролине. Бесплатная программа гарантирует выпускнику заработок не менее 36 тысяч долларов в год.

Как показывает мировая практика, для небольших предприятий дуальное обучение – почти гарантированный шанс заполучить толковых работников, которые при ином раскладе едва ли обратили бы внимание на такую фирму. Кроме того, во время дуального обучения компания в реальном режиме оценивает сотрудника, не полагаясь на сертификаты. Это позволяет работодателю избежать дорогостоящих ошибок при найме персонала.

Ученичество в сегодняшнем мире воспринимается как одна из форм социальных лифтов. В Нидерландах перезачет кредитов, полученных за время обучения на дуальной программе в ТиПО, позволяет легко перейти на уровень вуза.

В Казахстане дуальное обучение внедряется с 2012 года. В новый Трудовой кодекс внесены соответствующие понятия. Законом «Об образовании» предусмотрено теоретическое обучение в колледжах и производственное – на предприятии в соотношении 40/60. Министерством образования и науки утверждены Правила организации дуального обучения в организациях ТиПО. Определен размер компенсационной выплаты обучаемому не менее одного МРЗП (22859 тенге). Кроме того, за время прохождения производственного обучения учащимся может зачисляться трудовой стаж. В данное время дуальное обучение ведется по техническому, технологическому и сельскохозяйственному направлениям в 348 колледжах страны (43% от общего количества). Во внедрении участвуют 1718 предприятий (0,1% от общего количества) с охватом 22 тысячи студентов (4% от всего контингента).

Качество дуального обучения определяется уровнем социального партнерства и развития промышленности. Одним из лидеров в продвижении программ дуальной подготовки является Павлодарская область с традиционно сильной индустриальной составляющей своей экономики и устоявшимися интеграционными связями образования и предприятий. В регионе свыше 90% колледжей активно внедряют дуальное обучение по 76 специальностям. Более полутора тысяч (7% от всего количества в области) студентов проходят оплачиваемую практику, около 400 получают стипендии от работодателей. Некоторые колледжи засчитывают время обучения в трудовой стаж. Трудоустройство выпускников ТиПО в регионе – 75%, что выше среднего по республике (67%).

Одно из успешных учебных заведений системы ТиПО – Павлодарский химико-механический колледж. Размер стипендии обучаемого от предприятия в нем достигает 57 тысяч тенге.
Расходы на дуальное обучение составили здесь 170 миллионов тенге за последние три года. Обучение стажеров осуществляют 36 высококвалифицированных наставников. В 2015 году 61% выпускников, прошедших практику на Павлодарском нефтехимическом заводе, были приняты туда же на работу.

Аутентичность подходов к внедрению дуального обучения в Казахстане с учетом местных условий гарантирована поддержкой немецких коллег. Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ) в рамках инициативы «Меркель – Назарбаев» с 2014 года начало работу в четырех колледжах четырех пилотных регионов (ВКО, Карагандинской, Акмолинской и Костанайской областях).

В мае 2015 года в НПП «Атамекен» стартовал совместный с Ремесленной палатой г. Трир (Германия) проект по усилению роли предприятий, региональных палат предпринимателей в организации дуального обучения. Задействованы РПП шести областей (г. Астана, г. Алматы, Кызылординская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Алматинская области).

Поскольку успех дуального обучения определяется уровнем развития социального партнерства, в Казахстане предстоит большая работа по выработке механизмов взаимодействия предприятий и колледжей. К примеру, по мнению экспертов для привлечения предприятий к обучению учеников можно рассчитать экономическую эффективность подготовки в условиях Казахстана и распространять эту информацию.

Проведенные АО «Информационно-аналитический центр» фокус-группы с педагогами казахстанских колледжей, внедряющих дуальное обучение, показали, что пока эти учебные заведения не ощущают себя партнерами предприятий. В Казахстане действующие проекты по дуальному обучению не связаны между собой на уровне целей, задач и показателей. Не проводилась оценка их результативности из-за отсутствия качественных показателей и достаточных сроков реализации для проведения оценки. В связи с этим возникает необходимость создать единую базу данных для мониторинга проектов и эффективного управления ими. Как считают эксперты, следовало бы гармонизировать планы проектов с госпрограммой развития образования (ГПРОН), провести оценку сделанного по Дорожной карте дуальной системы образования.

В странах с развитым дуальным обучением привлекательность обучения обеспечивается грамотной профориентацией. В ГПРОН поставлена задача повышения привлекательности ТиПО, в том числе через профориентационные мероприятия.

В целом планируется, что в 2019 году элементы дуального обучения будут внедрены в 80,1% колледжей республики. Грамотно выстроенная система «двойной» подготовки кадров в Казахстане обеспечит успешное вхождение молодежи на рынок труда и качественный рост их профессиональных компетенций.

Комментарии