ВОСКРЕСЕНЬЕ, 17 НОЯБРЯ 2019 ГОДА
5022 7-08-2019, 12:13

НИШ: лучшие ученики, лучшие учителя


В государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы важная роль отводится «Назарбаев Интеллектуальным школам» (НИШ). Их начали создавать 11 лет назад по инициативе первого президента РК.  Они призваны стать  флагманом отечественного среднего образования и ориентиром для всех других школ страны.

По задумке, НИШ – это экспериментальные площадки, где проходят апробацию современные модели образовательных программ, разработанные с учетом казахстанской специфики для всех уровней обучения детей: начальная школа, включающая в себя  дошкольный курс, основная школа и старшая школа. Затем данный опыт должен транслироваться на все учреждения среднего образования. И эту свою миссию НИШ  успешно выполняют. Разумеется, заодно давая глубокие знания своим учащимся, воспитывая в них разносторонних, широко мыслящих личностей.

К моменту принятия государственной программы образования РК на 2011-2020 годы (позже ее основные положения были включены в государственную программу развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы) в стране насчитывалось 6 НИШ. По состоянию же на начало нынешнего года их было уже 20, что соответствует количеству, заложенному в госпрограмму: по две в городах республиканского значения – Нур-Султане, Алматы и Шымкенте, а также по одной в областных центрах и в Семее. В них обучалось 14376 детей. Половина таких школ имеют физико-математическую направленность, половина – химико-биологическую. То есть уклон делается на те учебные дисциплины и науки, которые двигают научно-технический прогресс и успехи в которых способны обеспечить конкурентоспособность страны. Кроме того, в данную структуру входят Республиканская физико-математическая школа в Алматы (с филиалом в столице) и Международная школа города Нур-Султан, в которых насчитывалось соответственно 1982 и 1204 учащихся.

В НИШ получают образование дети, чьи родители представляют самые разные социальные слои населения. Так, среди тех, кто проходил обучение в минувшем учебном году, 15,4 процента – дети из многодетных и малообеспеченных семей, 16,3 процента – из неполных семей, 2 процента – дети, которых воспитывают пенсионеры, 1,1 процента – дети, чьи родители являются инвалидами. При наборе в эти школы не остаются без внимания и способные мальчики и девочки из сельской местности. Таких в минувшем учебном году было 2525, или 17,5 процента от общего количества учащихся. Они проживают в общежитиях, которые открыты при школах.

В большинстве НИШ обучение ведется с 7-го класса. Чтобы поступить в такие школы, необходимо пройти очень серьезный конкурс. Например, перед 2018/19 учебным годом на 2066 грантов претендовали 14795 детей, или в среднем 7,2 на одно место. Особенно много желающих было в Кызылорде, Шымкенте, Актау, Алматы и в столице, где каждую вакансию оспаривали в среднем от 8 до 12 человек. И если в 2017-м средний балл, набранный претендентами, составил 560,5, то в прошлом году – уже 576,6. То есть чтобы стать учеником НИШ, надо иметь очень хорошие знания.

Кстати, существует своего рода система подготовительных курсов. Сначала ученики 5-6-х классов общеобразовательных школ, желающие поступить в НИШ, проходят обучение в «виртуальной школе», выполняют задания. Те, кто успешно справился с ними, приглашаются в региональную НИШ, где во время каникул уже очно обучаются в «каникулярной школе», чтобы глубже освоить такие предметы, как математика, казахский, русский и английский языки. Кстати, за все время существования этой системы почти каждый второй выпускник «виртуальных школ» завоевал грант для получения дальнейшего образования в НИШ.

Поскольку в любом учреждении образования успех зависит, прежде всего, от уровня профессионализма педагогов, то в «Назарбаев Интеллектуальных школах» самое серьезное внимание уделяется отбору и повышению квалификации учителей. Конкурс здесь тоже очень большой. Скажем, перед 2018/19 учебным годом в нем приняли участие около трех тысяч человек. Из них 375, или примерно каждый восьмой, рекомендованы для работы в НИШ, и еще 170 включены в резерв на тот случай, если вдруг появятся вакансии. А в целом на начало нынешнего года в интеллектуальных школах давали знания детям 2884 педагога, в том числе 180 иностранных. В большинстве своем они приехали из США, Великобритании. Что вполне объяснимо с учетом реализуемой в НИШ программы трехъязычного (казахский, русский, английский) обучения. А с прошлого года у учащихся появилась возможность освоить по выбору второй иностранный язык – немецкий, французский, японский, китайский, корейский. А поскольку в «Назарбаев Интеллектуальных школах» действует принцип «если что-то делать, то делать качественно», то взят курс на то, чтобы этим языкам обучали их носители. В этих целях налажены партнерские отношения с дипломатическими миссиями соответствующих стран в Казахстане, и это уже приносит результаты в виде приема на работу зарубежных педагогов, специализирующихся на преподавании языков.

Активно взаимодействует менеджмент АОО «НИШ» и с казахстанскими университетами, которые готовят учителей профильных предметов (математика, физика и т.д.) на английском языке. Лучших студентов приглашают на практику, чтобы они поняли и почувствовали специфику таких школ. И в прошлом году 48 выпускников вузов, ранее проходивших здесь педагогическую практику, пополнили педсостав НИШ. Они, как и другие учителя, имеют возможность постоянно повышать свою квалификацию с помощью приглашенных иностранных преподавателей (последние, кстати, проводят соответствующие курсы и для учителей общеобразовательных школ).

Кроме того, педагоги, работающие в НИШ, получают направления на учебу в магистратуру «Назарбаев Университета». Например, сейчас там учатся 60 учителей. Также практикуются педагогические стажировки в зарубежных школах. Скажем, в прошлом году такую возможность получили более полусотни учителей интеллектуальных школ из Караганды, Павлодара, Уральска, Семея… 30 из них прошли стажировку в рамках специальной программы в столице Великобритании. Наблюдение за тем, как осуществляется преподавание предметов в лучших учреждениях среднего образования Лондона, развитие собственных навыков применения английского языка в процессе обучения детей – такими были основные цели этой поездки. А 24 казахстанских педагога из разных НИШ прошли стажировку в английских школах, сотрудничающих с факультетом образования знаменитого Кембриджского университета.

Также важно отметить, что почти две трети учителей «Назарбаев Интеллектуальных школ» составляют специалисты, которые еще не достигли 40-летнего возраста. А это те люди, которые еще восприимчивы к тому, чтобы перенимать новое и прогрессивное, имеют достаточный потенциал для дальнейшего профессионального роста. В отличие от обычных общеобразовательных школ Казахстана, где давно существует проблема, связанная с сильным гендерным перекосом (доля учителей-мужчин не превышает 10 процентов), в НИШ она не стоит так остро – как минимум, каждый четвертый педагог представляет сильную половину человечества.

Один из них в прошлом году стал победителем республиканского конкурса «Лучший педагог». Это Асхат Жумабеков, учитель физики из интеллектуальной школы города Семея, имеющей физико-математическое направление. Кстати, он является автором трех книг и почти четырех десятков научных статей. Такое же звание завоевала Дариха Мунарбаева, которая преподает биологию в Кызылординской НИШ с химико-биологическим уклоном. Многие учителя «Назарбаев Интеллектуальных школ» отмечены медалями, нагрудными знаками.

Комментарии