ВОСКРЕСЕНЬЕ, 18 НОЯБРЯ 2018 ГОДА
356 21-10-2018, 07:00

Ключ к будущим успехам


С самого начала рыночных реформ перед Казахстаном остро встала проблема необходимости модернизации системы образования. Она особенно актуализировалась в контексте ускоренного включения нашей страны в процессы глобализации. Это было обусловлено в первую очередь тем, что время, когда человеку на всю жизнь хватало однажды полученного высшего или среднеспециального образования, кануло в Лету.

Поэтому еще в государственной программе развития образования на 2011-2020 годы была емко и ясно сформулирована главная задача отечественной системы образования на ближайшую перспективу: «Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социальнокультурное процветание страны».

Программа была направлена на создание современной системы оценки качества образования, совершенствование его стандартов, требований к уровню подготовки выпускников учебных заведений, появление различных типов учебных заведений разных форм собственности, информатизация образования и внедрение новых технологий обучения, активное привлечение негосударственных источников финансирования образования.

Вызовы эпохи и определяющие ее тренды выдвигали перед отечественной системой образования задачу выхода в кратчайшие сроки на иные качественные параметры, которые могли бы обеспечить Казахстану вхождение в когорту самых передовых стран мира. Поэтому вопросы модернизации системы образования, по сути, означают создание необходимого фундамента для успешной модернизации всей страны. А, следовательно, процесс модернизации государства должен начинаться с модернизации обучения в школе.

Этот процесс напрямую будет обращен на подрастающие поколения, которые в обозримой перспективе станут определять будущее государства и общества. И в этом смысле очень важна роль и место учителя, как человека, непосредственным образом воздействующего на умы и сознание детей и молодежи, формирующего их отношение к жизни государства и общества. Такая постановка вопроса особенно актуализирует вопрос: как будут готовить педагогов новой формации?

Президент Н.Назарбаев на протяжении всего периода суверенной истории неоднократно акцентировал внимание соотечественников именно на этом аспекте. В одном из своих посланий он сформулировал это так: «Важно повышать качество педагогического состава. Надо усилить стандарты базового педагогического образования, требования к повышению квалификации преподавателей школ и вузов. В каждом регионе должны действовать интегрированные центры повышения квалификации педагогов».

Такой подход свидетельствует, что государство прекрасно осознает, насколько возрастает роль педагога, умеющего креативно мыслить, владеющего передовыми инновационными технологиями, занимающегося опытно-экспериментальной деятельностью. Сегодня ценится не только профессионализм педагога, но и его стремление учиться, повышать мастерство, вовремя впитывать самые передовые педагогические теории и методики.

Таким образом, именно учитель признается ключевой фигурой процесса модернизации, как системы образования, так и всего государства. Это, в свою очередь, затрагивает другую не менее важную проблему, касающуюся статуса учителя. В своем послании от 5 октября 2018 года президент Н.Назарбаев особо подчеркнул важность этого вопроса: «Считаю необходимым разработать и принять в следующем году Закон «О статусе педагога». Он должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить от непредвиденных проверок и несвойственных функций». Тем самым глава государства предложил всему педагогическому корпусу страны курс на качественное самосовершенствование, конечной целью которого является изменение облика страны и общества в соответствии с требованиями времени.

Понятно, что это будет непростой и трудоемкий процесс. Но в любом случае, его необходимо реализовать в кратчайшие сроки и на качественном уровне. Чтобы впредь статус учителя определялся его высокими интеллектуальными способностями, профессиональным уровнем, необходимыми личностными и моральными качествами. На достижение этой цели должна направляться деятельность всего общества, а также скоординированная деятельность государственных и негосударственных структур.

Перед учителями встает задача соответствовать всем самым передовым требованиям времени. Каждый из них должен проникнуться осознанием, что в сегодняшнем информационном обществе он перестает быть единственным носителем знаний. А потому его функциональная роль значительно расширяется. Прежде всего, она состоит в том, что изменяется сущность его работы, и теперь он становится проводником в совершенно обновленном обществе.

Успешного ученика может воспитать только успешный учитель. На первый взгляд довольно банальная формула. Однако от успешности ее практической реализации зависит судьба нации. И потому очень важно, чтобы учитель ощущал педагогический успех. А для этого в нашем обществе должна возродиться традиция уважения к учителю. Необходима система социальных благ и мер защиты как со стороны государства, так и со стороны общества. Вот в чем, на наш взгляд, кроется глубинный смысл предложения президента Н.Назарбаева, и именно это должно стать гарантией успешной модернизации казахстанской системы образования на всех уровнях.

Модернизация системы образования из собственно педагогической плоскости плавно переходит в плоскость политическую и трансформируется в общенациональную программу. Следовательно, из узкопрофильной задачи она становится целью практически всех членов общества – граждан, семьи и родительской общественности, органов местного самоуправления, профессорско-педагогического сообщества, научных, культурных и общественных институтов. Это означает, что активными субъектами образовательной политики должны стать все. Поскольку стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями экономики, культуры, науки, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, родителями и работодателями.

Сравнительный анализ аккумулированного мирового опыта показывает, что образование – это сфера человеческой деятельности, которая подвержена перманентным процессам изменений, и это есть явление объективного порядка. Этот тренд стал особенно выпукло проявляться в наши дни, когда процессы глобализации охватили все стороны жизни человеческого сообщества. Происходящая практически в считанные годы смена парадигм социально-экономического и общественно-политического развития фактически не оставляет времени на адаптацию существующих учебных планов и программ. При этом стремительно нарастающие вызовы эпохи требуют не просто качественно подготовленных специалистов, а универсальные и креативные кадры, соответствующие самым высоким стандартам. И с этой точки зрения необходимость самой решительной модернизации более чем очевидна.

В Казахстане соответствующая работа ведется не первый год, но нерешенных задач остается еще немало. Однако на практике уже действует масштабная программа, в рамках которой разработан и реализуется план конкретных мероприятий, который уже приносит ощутимые плоды.

Согласно данным Глобального индекса конкурентоспособности, в 2017 году по охвату начальным образованием Казахстан занял 4 место среди 137 стран мира, повысив свою позицию со 118 места.

В рейтинге «Индекс человеческого развития» Казахстан занимает 56-е место из 188 государств, расположившись в списке стран с высоким уровнем человеческого развития.

По показателю экономической конкурентоспособности по версии Института менеджмента IMD-2017 на 9 позиции улучшена позиция Казахстана по субфактору «Образования», расположившись на 35 месте в мире.

По среднему образованию продолжается переход на обновленное содержание. По данным Министерства образования и науки, в 2017-2018 учебном году осуществлен переход 1, 2, 5, 7 классов. С 1 сентября 2018 года на обновленное содержание переходят учащиеся 3, 6 и 8 классов. Параллельно введена 5-дневная учебная неделя. Ведется подготовка к переходу на изучение в 10-11 классах 4 предметов естественно-научного цикла на английском языке с 2019 года («Физика», «Химия», «Биология», «Информатика»). В 2017–2018 учебном году в 153 школах в пилотном режиме начато преподавание предметов естественно-научного цикла на английском языке.

Разработан и проходит апробацию в 18 школах и 30 детских садах «Әліппе» («Букварь»), в 30-ти пилотных школах апробируются все учебники для 3, 6 и 8 классов. Учебники по предметам «Физика», «Химия», «Биология» и «Информатика» на казахско-английском, русско-английском и английском языках проходят апробацию в 16 школах страны.

Более 70 тысяч учителей прошли курсы повышения квалификации по обновленному содержанию, 12 тыс. педагогов информатики, физики, химии, биологии повысили квалификацию в АО «Өрлеу», «USTAZ Professional Learning Centre», «Назарбаев Университет», АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Утвержден профессиональный стандарт педагога с конкретными требованиями к педагогу (знание, умение, трудовые действия). Разрабатывается новая система аттестации педагогов. Рассматривается вопрос снижения нагрузки на учеников и учителей.

В 2017 году в копилку международных наград казахстанскими школьниками по итогам олимпиад и научных соревнований было завоевано 661 награда. Из них: 125 золо-тых медалей, 197 серебряных, 327 бронзовых и 12 почетных грамот.

 

Комментарии