ВОСКРЕСЕНЬЕ, 21 ИЮЛЯ 2019 ГОДА
1818 24-09-2018, 10:00

Казахстанские университеты становятся более самостоятельными


Отечественные вузы начинают расширять свою академическую, управленческую и финансовую самостоятельность по аналогии с опытом Назарбаев университета. Закон, направленный на совершенствование системы высшего и послевузовского образования, принят в Казахстане этим летом.

Документ предполагает внесение изменений и дополнений в Трудовой кодекс и три закона («Об образовании», «О науке» и «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности»). В общей сложности данные исправления будут координировать три основных направления деятельности высших учебных заведений - академическую, административную, финансовую.

Академическая самостоятельность

Как поясняет министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев, академическая свобода есть предоставление высшим учебным заведениям полномочий, в рамках которых они вправе самостоятельно определять и разрабатывать образовательные программы. То есть именно от вузов теперь зависит, насколько обучение по той или иной специальности будет качественным и востребованным на рынке труда. Для учета данных программ предусматривается введение реестра через единую информационную систему образования. Ожидается, что академическая свобода вузов благодаря новому закону вырастет с 65 до 85 процентов. 

Как подчеркнул министр, в настоящее время подготовка кадров ведется в соответствии с классификатором, в котором насчитывается более 600 специальностей. Многие из них уже потеряли актуальность на казахстанском трудовом рынке, что обусловлено в том числе долгим процессом введения в классификатор новых специальностей (от шести месяцев до года). Закон призван изменить его структуру. Отныне классификатор будет разрабатываться по направлениям подготовки кадров, чтобы вузы смогли внедрять новые образовательные программы в соответствии с требованиями рынка.

Помимо прочего, по информации Ерлана Сагадиева, поменяется и механизм лицензирования: «Если раньше лицензировалась специальность, теперь в соответствии с новым классификатором будет лицензироваться направление подготовки кадров. Иначе говоря, планируется, что вузам будет выдаваться лицензия по конкретному направлению подготовки кадров, в рамках которого они будут самостоятельно разрабатывать и реализовать образовательные программы».

Кроме того, новый закон позволит проводить оценку качества высшего образования через механизм аккредитации. Сегодня в реестр аккредитационных агентств входят пять казахстанских и три зарубежных агентства, регламенты которых разработаны на основе международных стандартов. Но, как отметил глава ведомства, между ними нет конкурентной среды. В связи с этим внесены поправки в части расширения сети агентств, признанных на европейском и азиатском континентах. Этот шаг, уверены авторы документа, позволит усовершенствовать действующий институт аккредитации.

Административная самостоятельность

Как подчеркнул Ерлан Сагадиев, расширение академической свободы тесно связано с изменением системы управления вузами. Отныне последние будут иметь возможность самостоятельно решать вопросы найма на работу, формировать студенческий контингент в разрезе специальностей и направления подготовки, а также определять свою академическую структуру. С этой целью будет изменена организационно-правовая форма. Напомним, что ранее госвузы регулировались законодательством в области госимущества, что было для них обременительно и в ряде случаев противоречило основной миссии и задачам.

По словам министра, преимущество вузов в форме некоммерческих организаций заключается в соблюдении норм корпоративного управления и использовании полученных доходов только на развитие учреждения. Для этого в законе заложены нормы по преобразованию государственных и национальных вузов в некоммерческие акционерные общества со стопроцентным участием государства.

Также упрощен механизм трансформации для частных вузов, утвержденных как коммерческие организации. Однако это не является обязательным. Как подчеркнул глава ведомства, при переходе из РГП на ПХВ в некоммерческое акционерное общество вузы ограничиваются в определенных видах коммерческой деятельности в рамках Предпринимательского кодекса. Для решения этого вопроса в Закон «Об образовании» была включена отдельная статья, регламентирующая деятельность и компетенцию вузов. Ее нормы позволяют им осуществлять 13 видов коммерческой деятельности, а также определяют основные компетенции.

Дополнительно вузы будут наделены правом создавать Фонд организации вузовского или послевузовского образования; создавать юрлица по научно-образовательной деятельности за счет внебюджетных источников финансирования; открывать стартап компании; привлекать дополнительные источники финансовых средств для осуществления вузовской деятельности; создавать филиалы в иностранных государствах.

Финансовая самостоятельность

Касательно финансовой деятельности изменения направлены на осуществление эффективного использования бюджетных и небюджетных средств, а также на обеспечение материально-технической и социальной базы. 

«Необходимо было отойти от финансирования самой специальности в течение четырех лет и перейти к кредитному финансированию без привязки к срокам обучения. Для этого документ предусматривает наделение Министерства образования и науки РК новыми полномочиями по утверждению порядка финансирования вузов с учетом кредитной технологии обучения и формированию государственного образовательного заказа. Также изменен срок утверждения госзаказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием с одного на три года. Предложенные дополнения позволят эффективно распределять госзаказ с учетом реального сектора экономики страны, - считает Ерлан Сагадиев.

По его словам, также исключена норма, регулирующая стоимость обучения в вузах на платной основе. Данная поправка направлена на расширение доступа граждан к получению высшего образования, в том числе относящихся к социально уязвимым слоям населения.

«Это большой прорыв для высшего образования в Казахстане. В мире давно действует практика академической свободы. Университеты, которые заработали себе мировые имена, действуют именно в таком формате. Теперь у высших учебных заведений Казахстана есть шанс выйти на мировой уровень, подготавливая первоклассных специалистов, и привлечь еще большее количество иностранных студентов не только по обмену, но и для получения образования в целом», - резюмировал глава ведомства.

 

Комментарии