ЧЕТВЕРГ, 19 ИЮЛЯ 2018 ГОДА
711 10-07-2018, 11:08

Развод по-исламски. Как вернуть молодоженов в ЗАГС?

KZ RUS ENG

По официальным данным, каждый третий брак в Казахстане заканчивается разводом. Причем речь идет только о законно зарегистрированных супружеских отношениях. Если бы статистика еще учитывала распадающиеся семьи, созданные по исламским традициям, то цифры были бы куда более плачевными.

Возвращение к исламским традициям в современных условиях часто оборачивается негативными последствиями для граждан и, в целом, для государства. Один из ярких тому примеров – церемония никах (неке қию), которая продолжает набирать популярность среди казахстанцев. Оно и понятно, ведь мусульманский обряд бракосочетания очень удобен, потому как совершается быстро, без лишних заморочек и не предполагает законной ответственности супругов друг перед другом. К тому же его можно провести даже дома, без согласия родственников и в любой момент расторгнуть без обращений в суд.

При этом чаще всего у «разбитого корыта» остаются женщины, которые не то что не имеют право на совместное имущество, они даже не могут доказать отцовство при рождении ребенка, и, соответственно, получать алименты после развода. Многим из них приходится соглашаться на роль вторых, третьих, четвертых жен, чтобы избежать вышеперечисленных проблем...

Но, пожалуй, самое страшное, что «никах» чаще всего используется представителями деструктивных религиозных течений для принудительных браков, особенно с несовершеннолетними. Несмотря на то, что в Казахстане брачный возраст наступает с 18 лет, ежегодно замуж посредством мусульманских обрядов выходят нескольких тысяч девочек-подростков.

Как правило, большинство из них впоследствии имеют проблемы со здоровьем, деторождением, образованием и в целом благосостоянием. Всего за последние 10 лет в Казахстане зафиксировано более 30 тысяч браков без официальной регистрации, совершенных по религиозным традициям.

Нельзя сказать, что до сих пор в стране никак не боролись с этим явлением. Запретительные меры действовали всегда, но на них в большинстве случаев закрывали глаза, причем как правоохранительные органы, так и само общество. Всерьез этой проблемой озаботились разработчики Концепции государственной религиозной политики на 2017-2020 годы.

Как говорится в документе, в Казахстане не исключается проведение религиозных обрядов при создании семьи, рождении детей, смерти кого-либо из членов семьи. Вместе с тем только зарегистрированный в соответствующих органах брак государством признается официальным, имеет юридическую силу и порождает правовые последствия. В этой связи проведение обряда бракосочетания по религиозным правилам рекомендуется исключительно после брака, заключенного в государственных органах в установленном законом порядке.

«Казахстан – светское государство, в котором социальные отношения, включая сферы государственной службы, образования, культуры, здравоохранения, институты семьи и брака регулируются законодательством, а не религиозными нормами. В своем взаимодействии с религиозными объединениями оно исходит из того, что духовные и религиозные ценности должны способствовать, а не сдерживать развитие всех сфер государства и процветание страны в целом.

Одной из наиболее важных задач социального развития государства является сохранение института семьи и ее традиционных моральнонравственных ценностей в обществе. Поэтому политика государства в системе семейно-брачных отношений, прежде всего, нацелена на их укрепление. Ведь семья является необходимым элементом воспитания молодого поколения в рамках морали и правил поведения в обществе, защиты его от влияния деструктивных идей, основанных на отрицании родственных отношений, пренебрежительном отношении к правам и обязанностям супругов», – поясняют авторы Концепции.

При этом важным, по их словам, является ценностный потенциал религий в укреплении института семьи и его морально-нравственных основ. Соответственно в Концепции прописано, что религиозные объединения и их представители должны содействовать государству в упрочении в общественном сознании граждан страны идеалов традиционной семьи, в сокращении фактов расторжения браков, а также повышении общей рождаемости населения страны.

Понятно, что сама по себе Концепция – это система взглядов, понимание процессов, происходящих в обществе, идеологическая база. Для ее эффективной реализации необходимо, прежде всего, усовершенствовать законы. В связи с этим в Казахстане вот уже больше года обсуждается законопроект «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». В начале июня он был одобрен в мажилисе и направлен на рассмотрение в сенат парламента. Ожидается, что документ будет принят уже этой осенью.

Напомним, что законопроект направлен на усиление контроля уполномоченного органа в религиозной сфере за деятельностью субъектов религиозных отношений, введение системы оценки эффективности деятельности центральных и местных государственных органов по противодействию религиозному экстремизму и терроризму, обеспечение финансовой прозрачности религиозных объединений. Кроме того, он закладывает нормы, позволяющие, к примеру, регулировать получение духовного образования за рубежом, участие госслужащих в религиозной деятельности, ношение предметов одежды, препятствующих распознаванию лица в общественных местах, а также заключение и прекращение брака по религиозным обрядам и церемониям.

Что касается последнего, то документом вводится административная ответственность лиц, включая священнослужителей, за проведение обряда «неке қию» вне культовых зданий. К примеру, за нарушение семейнобрачного законодательства предусматривается штраф в размере 50 МРП на физических лиц и в размере 200 МРП на юридических лиц. Конечно, в исключительных случаях (таких как тяжелая болезнь, инвалидность, нахождение под стражей или в местах лишения свободы), когда одно из лиц, желающих вступить в брак по религиозному обряду, не может явиться в культовое сооружение, церемония производится на дому, в медицинской или иной организации в присутствии представителей зарегистрированных религиозных объединений.

Насколько эффективно будет реализована эта и другие правовые нормы, будет, конечно же, зависеть еще и от того, сможем ли мы укрепить светские принципы государства, сплотить госорганы и институты гражданского общества, обеспечить гражданам право на свободу совести и провести грамотную информационно-просветительскую работу.

 

Автор: Светлана Борисова

Комментарии

Нет комментариев

Комментарии к данной статье отсутствуют. Напишите первым!

Оставить мнение