ВТОРНИК, 25 СЕНТЯБРЯ 2018 ГОДА
852 11-06-2018, 11:01

Многовекторная внешняя политика – веление времени

Казахстан с первых дней своей суверенной истории взял твердый курс на многовекторную внешнюю политику, стараясь развивать сотрудничество со всеми центрами экономической силы и ключевыми геополитическими игроками. Такая рациональная политика нашла понимание всех и вполне закономерно способствовала росту авторитета и веса страны на международной арене.

Одним из ярчайших подтверждений этому стало председательство Казахстана в ОБСЕ. В июне 2016 года Казахстан избран непостоянным членом Совета Безопасности ООН от Азиатско-Тихоокеанской группы государств на период 2017-2018 годов. Кандидатуру Казахстана поддержали 138 из 193 государствчленов ООН. В Совете Безопасности наша страна возглавила Комитет по санкциям в отношении запрещенных в РФ и других странах ИГИЛ и «Аль-Каиды», внося тем самым существенный вклад в борьбу с международным терроризмом.

Другим важным признанием авторитета Казахстана являются также переговоры в Астане по Сирии. Наряду с Женевой столица Казахстана стала важной площадкой диалога противоборствующих сирийских сил. Здесь было достигнуто соглашение о прекращении огня в ряде районов Сирии. Проведено уже несколько раундов переговоров и объявлено о подготовке очередного раунда. И хотя до разрешения внутрисирийского конфликта еще предстоит сделать немало, важнее другое – процесс поиска путей урегулирования продолжается в новом формате, а Казахстан активно ищет свое место в системе международных отношений.

Практически каждый зарубежный визит главы Казахстана знаменуется важными инициативами, вызывающими пристальное внимание международной общественности и активное экспертное обсуждение. Например, на 55-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке Нурсултан Назарбаев поставил вопрос о необходимости усовершенствования норм международного права, касающихся национального суверенитета государств, и с учетом новых реалий определить пределы, за которыми правомерно участие мирового сообщества в урегулировании внутренних конфликтов. Такая постановка вопроса очень актуальна, так как на Западе вынашиваются идеи ликвидации национального государства как политического института при доминировании на планете США.

Президент Н.Назарбаев неоднократно высказывал точку зрения, что мир на Земле станет прочнее, если ООН будет теснее сотрудничать с региональными структурами безопасности. Например, с ОДКБ (Организацией Договора о коллективной безопасности) и ШОС (Шанхайской Организацией сотрудничества), членом которых является Казахстан.

А как не вспомнить предложение президента Н.Назарбаева начать разработку всеобщей декларации безъядерного мира. Для этого необходимо расширить правовую базу и повысить международный контроль МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии) за выполнением обязательств всех стран в сфере нераспространения ядерного оружия. Германский канцлер Отто Бисмарк говорил: «Великие вопросы истории разрешаются не речами и не голосованием большинства, но железом и кровью». Н.Назарбаев предложил навсегда покончить с такой, явно изжившей свое время, зубодробительной «философией».

При этом он обращает внимание на то, что сегодня в мире совокупные расходы на вооружение растут в два раза быстрее, чем в годы «холодной» войны между СССР и США – на 6% в год. Они уже достигли 1,5 триллиона долларов в год. И это в то время, когда во всем мире остаются нерешенными множество проблем глобального и регионального характера. Поэтому, считает он, необходима стратегия мира, философия созидания. И можно не сомневаться, что с каждым годом такая конструктивная позиция завоевывает все больше сторонников и приверженцев, а Казахстан и его лидер становятся все более узнаваемыми в мире.

В то же время Казахстан выстраивает свой внешнеполитический курс, тщательно анализируя складывающиеся международные отношения. Следует понимать, что Казахстан не является в них крупным игроком. В этой связи он должен адекватно оценивать свой потенциал, геополитическое положение, возможности своей внешней политики.

В книге «Под стягом независимости» спикер сената парламента Казахстана К.Токаев, долгое время занимавший в правительстве пост министра иностранных дел, пишет: «В самом деле, было бы непонятно и даже смешно, если бы Казахстан стал претендовать на лидирующие позиции в международных вопросах, которые не соответствуют его статусу. В то же время было бы неоправданным замкнуться в кругу собственных проблем и индифферентно взирать на происходящее вокруг».

Исходя из этого, внешнеполитический курс Казахстана является отражением состояния современных международных отношений. С момента обретения суверенитета Казахстан выдвинул ряд внешнеполитических принципов, а вместе с ними действий и инициатив.

Первое. Важным принципом казахстанской внешней политики выступает многовекторность. Речь в первую очередь идет об обеспечении собственной независимости, а также о возможности принимать наиболее оптимальные решения посредством построения взаимовыгодных отношений со всеми государствами. Данный принцип предполагает поиск баланса сил в сотрудничестве с разными геополитическими и экономическими «центрами силы».

Так, находясь между Россией, Китаем и мусульманским миром, Казахстан развивает сотрудничество со всеми, параллельно развивая отношения с мировым лидером – США, крупнейшим международным рынком – ЕС, а также странами АСЕАН и Японией.

Казахстан стремится развивать всестороннее сотрудничество со всеми основными институтами международного сотрудничества – международными форумами и организациями.

Второе. Укрепление глобальной и региональной безопасности. Важнейшим шагом для укрепления глобальной безопасности стал отказ от ядерного оружия. Казахстан сотрудничает с различными международными организациями, обеспечивающими безопасность, такими, как ОБСЕ, МАГАТЭ, НАТО и другие, присоединяясь к таким договорам, как ДНЯО, ДВЗЯИ, РСМД и прочие.

Также значительным действием стало вступление Казахстана в систему Договора о коллективной безопасности (ДКБ), который является пока единственным реальным инструментом обеспечения внешней безопасности государства в регионе.

Еще одним шагом в области укрепления международной и региональной безопасности стала инициатива созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), высказанная на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Третье. Развитие регионального сотрудничества. Помимо вопросов безопасности и многовекторности, а также с учетом мировой тенденции экономической глобализации, Казахстан выдвинул и поддержал ряд инициатив по региональному сотрудничеству, наиболее значимыми из которых явились: Содружество Независимых Государств, Центральноазиатское Экономическое Сообщество (ЦАЭС), Евразийское Экономическое Сообщество, Организация Экономического Сотрудничества (ОЭС) и другие.

Интеграция в Центральной Азии является важнейшим приоритетом в развитии государств региона, вопросы создания рынка с населением более 50 миллионов, вопросы решения проблем безопасности, вопросы водообеспечения и прочие животрепещущие проблемы.

Для интеграции в мировой рынок на юго-восточном направлении Казахстан подал заявление о вступлении в Организацию экономического сотрудничества. В ноябре 1992 года он был принят в ее члены на чрезвычайном заседании министров государствучастниц.

Вышеуказанные принципы явились значительным фактором реализации внешнеполитического курса Республики Казахстан. В данной связи можно отметить, что внешняя доктрина государства отвечает всем основным парадигмам современных видений международных отношений, а также реальному положению, складывающемуся в международной геополитической борьбе.

Таким образом, Казахстан в целом создал достаточно эффективную модель внешней политики, которая способна адекватно реагировать на процессы и тенденции развития современных международных отношений.

Комментарии