ВТОРНИК, 16 ОКТЯБРЯ 2018 ГОДА
11752 15-12-2017, 00:02

Зачем этнический казах выступает против татарского языка?

Недавно в Казани прошли акции в защиту татарского языка. Они носили, по словам очевидцев, совершенно безобидный характер: участники всего лишь раздавали татарский букварь «Әлифба», пели на родном языке и танцевали.

Однако некоторые русскоязычные казанцы, ссылаясь на то, что акция не была согласована с властями, отнеслись к ней крайне негативно, если не сказать болезненно. Среди них этнический казах, уроженец Восточного Казахстана Еркен Сарсембаев, который обратился в органы прокуратуры с требованием не просто проверить «бездействие» МВД и исполкома г. Казани во время акции в защиту татарского языка, но и принять меры прокурорского реагирования в отношении тех, кто принял в ней участие.

На днях мы вышли на связь с Еркеном. Прежде чем рассказать о мотивах, побудивших его на этот неоднозначный шаг, наш соотечественник поделился информацией о том, как он стал гражданином Российской Федерации.
– В 1988 году, после службы в Советской армии, я поступил на географический факультет Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, – рассказывает Еркен. – Позже женился на местной татарке. Вот так я и остался жить в Татарстане. Организовал в Казани школу рукопашного боя и боевых искусств, потом – школу каскадеров, несколько раз ездил со своей группой на «Мосфильм» как постановщик трюков. Снимался, например, в пятисерийном историческом фильме «Ермак» с участием известных казахских актеров.
Последние десять лет занимаюсь правозащитной деятельностью: отстаиваю права граждан в судах и в органах государственной власти. Люди обращаются ко мне с массой вопросов, касающихся жилищно-коммунального хозяйства, медицины, экологии, защиты интересов ветеранов, ремонта дорог и многого другого. Сейчас с помощью своей команды активно пробиваюсь в депутаты: выдвигался кандидатом в Госдуму РФ, в Госсовет Татарстана и в Казанскую городскую думу. А раз хочешь попасть туда, то нужно показывать людям, что способен что-то сделать ради них. Для этого надо быть настойчивым, мужественным и компетентным. Если дашь задний ход, то извините, тебя «сожрут», и народ не пойдет за тобой.
– Пишут, что пять лет назад вас исключили из Коммунистической партии России.
– Не исключили, а я сам вышел. Не смог найти точек соприкосновения и понимания со стороны регионального руководства. Оно грубо нарушало устав, в котором черным по белому написано, что каждый член партии должен самостоятельно решать какие-то вопросы, свободно выражать свое мнение, добиваясь достижения программных целей партии. Но на деле, если рядовой партиец становится слишком самостоятельным, защищая законные права граждан, то руководству регионального отделения это начинает очень не нравиться. Оно и понятно: партийные боссы, имея общие интересы с чиновниками, водят с ними дружбу. А уже когда народ повалил ко мне, у «товарищей по партии» появилась страшная зависть, они стали искать надуманные причины и поводы, чтобы зацепиться. Чтобы не мотать нервы друг другу и избежать противостояния, я мягко и аккуратненько вышел из партии.
– А как это – «мягко и аккуратненько»?
– А я так и заявил, что не согласен с политикой руководства партии, потому что оно работает не на народ, а на себя. Сейчас, став самостоятельной фигурой, я работаю с органами государственной власти на федеральном и республиканском уровне – с министерствами, ведомствами, мэриями и т.д. Приходится очень сильно «бодаться», когда видишь, что со стороны чиновников идет произвол по отношению к гражданам: там чего-то не сделали, тут что-то наобещали и не выполнили и т.д. Тех из них, кто систематически и грубо нарушает права человека и законы РФ, пытаемся привлечь к ответственности и наказать через правоохранительные органы и суд.
– Получается?
– В большинстве случаев – да. Конечно, трудно приходится: там, где идет речь об интересах чиновников, пытаются спустить дело на тормозах, начинается намеренная волокита или даются бестолковые отписки.
– Но на сей раз часть электората, расположения которого вы так добиваетесь, расценила ваше заявление в Генпрокуратуру РФ как грубое посягательство на статус татарского языка: мол, он сейчас и так переживает нелегкие времена.
– Я скажу, почему так получилось. Одно издание опубликовало часть моего заявления, не пояснив мотивы, которыми я руководствовался. Дальше его в таком же усеченном виде подхватили другие СМИ – российские и заграничные. После этого некоторые татарские националисты накинулись на меня с критикой, зато русскоязычные татары и русские, наоборот, поддержали и похвалили. Объясню, почему. Когда я начал серьезно заниматься правозащитной и политической деятельностью, ко мне стало обращаться много граждан. На наши пикеты и митинги с конкретным вопросом «почему нарушаются права людей?» сотрудники полиции и Казанского городского исполкома отреагировали тем, что стали находить любые поводы, чтобы придраться. То не там стоим, то заявленные требования не соответствуют написанным на плакатах. Короче говоря, эти мелочи становились основанием для разгона полицией наших акций и составления протоколов об административной ответственности. Впоследствии их действия мы обжаловали в судах.
– Но стоит ли ставить в один ряд ваши акции как правозащитника и действия татарской общественности, направленные на защиту родного языка?
– Стоит, потому что шум в защиту татарского языка подняли власти, а не народ. Это во-первых. А во-вторых, шум был поднят искусственно. Насаждать представителям других национальностей чужой для них язык недопустимо. Предлагай – и пусть сам человек решит, надо это ему или нет, иначе неминуемы ссоры и конфликты между народами. А уж коль решили выйти на митинг, да еще на политический, то будьте добры согласовать это с властями.
– А зачем властям надо было провоцировать шум вокруг языка?
– В данном инциденте я подозреваю отвлекающий маневр. По инициативе президента РФ на территории Российской Федерации повсеместно ведется борьба с коррупцией в органах государственной власти. А у нас, как вы понимаете, коррупционер сидит на коррупционере. Поэтому у меня есть основания полагать, что наши чиновники специально затеяли акцию в защиту татарского языка, чтобы прикрыть свои темные делишки, связанные с их личным обогащением. Но это им не 1990-е годы, когда народ можно было вывести на площадь одним только призывом – «а давайте требовать суверенитет для автономной республики». Сейчас на националистических лозунгах уже не выедешь, народ за 25 лет узнал, кто есть кто в органах власти Татарстана.
Поэтому я и уверен, что шум вокруг языка – искусственный.
– Представим такую ситуацию: в Алматы казахстанский правозащитник-татарин требует наказать защитников казахского языка. Вы думаете, он получит поддержку?
– Не путайте одно с другим. Татарстан находится в составе России, и любой субъект федерации должен строго соблюдать ее Конституцию и федеральные законы, а не внутренние, которые понасоздавали себе разные автономии. Что касается Казахстана, то это отдельное суверенное государство со своей Конституцией. Являясь многонациональной страной, оно уважает традиции, языки и обычаи других народов. Например, весной 2016 года президент Нурсултан Назарбаев заявил, что если в органах государственной власти Казахстана человеку отказываются отвечать на русском языке (устно или письменно), то чиновников будут увольнять без разговоров. Правильно сказал! Молодец! Я его полностью поддерживаю. Не должно быть никакого ущемления по языковому принципу. Казахский язык сегодня используется в органах государственной власти, СМИ, учебных заведениях так же, как и русский, поэтому в стране такая стабильность и законный порядок.
А в Татарстане, на мой взгляд, руководство само перегнуло палку в ситуации вокруг языка, хотя этот вопрос можно было решить тихо и мирно, не нарушая чьих-то прав. Но власти региона за 25 лет так называемого суверенитета не сделали ничего, чтобы реально продвинуть татарский язык вперед так, чтобы он смог завоевать поистине всенародную любовь и уважение. К великому сожалению, татарский язык так и остался невостребованным в органах государственной власти, различных учреждениях и учебных заведениях.
– А как татары отнеслись к вашему поступку?
– Ранее я уже сказал, что одна газета опубликовала только часть моего заявления. После этого некоторые «горячие» головы из числа местных националистов стали называть меня предателем и врагом татар. Когда я позвонил в редакцию с вопросом, почему они опубликовали не полный текст моего заявления, а лишь часть его, они растерялись и, не зная, что ответить, стали оправдываться: мол, места не хватило. К счастью, следом мне позвонили из других изданий, которым я дал расширенное разъяснение – с каким заявлением я обратился в прокуратуру.
– И как звучит вторая часть вашего заявления?
– Меня возмущают двойные стандарты, действующие в Татарстане. Почему-то мне и моим соратникам в свое время власти не давали возможность проводить законные акции в защиту прав жителей общежитий и аварийных домов, медиков и прочих социально уязвимых слоев населения. А в данном случае, когда поднимают такой политический вопрос, как судьба языка, участникам акции создали все условия – танцуй, пой, выкрикивай лозунги и раздавай татарские буквари «Әлифба». Это что – Курбан-байрам, Наурыз-байрам или еще какой-то государственный праздник, чтобы народные и заслуженные артисты, вдруг собравшись в одном месте, стали показывать свои вокальные и хореографические таланты?
Кстати, после моего заявления власти Татарстана, прокурор региона предупредили всех о том, что будут привлекать к ответственности тех депутатов и рядовых граждан, которые расшатывают ситуацию вокруг языка через публичные высказывания экстремистского характера.
– А вы сами владе­ете татарским?
– На бытовом уровне. А вот официальные письма от чиновников трудно понять даже моей жене-татарке. Недавно, например, мы еле-еле общими усилиями перевели письмо от одной международной общественной организации Татарстана. Или другой пример. Несколько месяцев назад меня пригласили на «Таяну ноктасы» («Точка опоры») – это ежедневная социально-общественная аналитическая программа на телеканале ТНВ. Передача велась на литературном татарском языке, и я толком так и не разобрал, о чем идет речь, потому что, как и миллионы других жителей Татарстана, разговариваю на бытовом языке.
– А мы-то думали, что вы как представитель братского тюркоязычного народа поддержите татар.
– Я еще раз повторяю, что всегда был и остаюсь сторонником татарского языка и культуры, но я за то, чтобы все было справедливо, честно и законно.
– И все же зачем вам, этническому казаху, надо было выступать против татарского языка?
– Русскоязычному населению Татарстана, в том числе и некоторым этническим татарам, особенно городским, тяжело учить татарский язык. К тому же он не востребован ни в органах государственной власти, ни в учебных заведениях. А раз не востребован, значит, не нужен, и учить его необязательно.
У меня внук растет, года через три он пойдет в школу. Представляю, что его там ждет. Пока дочка училась в школе, к нам приходили ее одноклассники и их родители – украинцы и русские, чтобы спросить, как выполнить задание по татарскому языку.
И мне с женой тоже приходилось вечерами просиживать над учебниками, потому что некоторые слова в этом языке крайне сложные, прямо китайщина какая-то.
Возмущенные родители стали говорить, что пока их дети забивают свои головы татарским языком, они так устают, что не остается времени на другие школьные предметы. Они, можно сказать, тупеют на глазах. Нет, я лично не имею ничего против языка, культуры и традиций татарского народа, но все должно быть объективно, честно и равноправно. Заставлять учить язык, ареал использования которого ограничен территорией одной автономной республики, – бессмысленно. Нельзя допускать в стране, где живет 200 с чем-то национальностей и народностей, пожароопасных ситуаций, к которым могут привести в том числе и перегибы в языковом вопросе. Тем более что среди татар велик процент смешанных браков с русскими и представителями других этносов. Вот и делайте выводы.
– Но ведь без языка не будет татар, они ассимилируются среди других народов.
– Я еще раз повторяю: никто никому ничего не запрещает. Есть масса вариантов выучить язык. Ходи, например, на факультативы или на языковые курсы…

Комментарии

Author Коммунист России
Редактировать / Удалить/ Цитировать
15-дек-2017, 23:57

Статья интересная и поучительная! узнаёшь много правды и позитива. Отважному и честному Сарсембаеву Е. желаю только удачи в делах в борьбе за правое дело и защиты народа.

Author Стёпка Разин
Редактировать / Удалить/ Цитировать
16-дек-2017, 13:55

Личное мнение. Народ это- сила, против массы не попрёшь. Когда у народа жизнь становиться плохая и тяжёлая они требуют у власти хлеба и стабильности. Чины бывают их слышат но не создают им блага, работают только себе на карман.Вот тогда народное кипение мы видим.

Author ЗолотоОрдынец
Редактировать / Удалить/ Цитировать
17-дек-2017, 02:20

Комедия Грибоедова "Горе от ума ".
Высокие чиновники с целью сохранения и защиты прибравшего у народа богатства идут на разные хитрые и тупые способы и комбинация.
Так например, искусственно подняли шум и истерику с изучением татарского языка.
С точки зрения права, действие правозащитника Сарсембаева Еркен абсолютно ясные, обоснованные, и справедливые.

Author Кыпшак
Редактировать / Удалить/ Цитировать
18-дек-2017, 09:35

Манкурт полнейший! Предал свой народ ради другой страны, еще принижает язык братского народа. Сколько же таких в этом мире! Чтобы не учить татарский он нашел отмазку что обвиняет власти в коррупции. Все униженные народы имеют права возрождать и разговаривать на нем!

Author Damir Nabi
Редактировать / Удалить/ Цитировать
18-дек-2017, 19:55

Да, конечно в татарском есть общие с китайским слова, это факт, но эти слова нисколько не делают татарский сложнее чем флективный русский язык,а наоборот татарский легче для изучения чем русский, это отмечают все иностранцы изучающие этот "ненавистный" язык для манкуртов-зомби.
А вот китайцы или ханьцы для татар кроме того родня.
Но нам известно еще и это что стало афоризмом : «Известно, что обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского настроения». Сказано Лениным, родоначальником партии в котором состоял этот лизоблюд

Author Профессор
Редактировать / Удалить/ Цитировать
18-дек-2017, 21:14

Правозащитника можно сколько угодно ругать, и оскорблять за высказанное мнение и оценки.
Однако, он без сомнения тысячу раз прав.
Если объективно, всесторонне изучить и исследовать ситуацию, сопоставить многие факты, то в реальности выходит так и есть как высказал правозащитник.
Почему то не которые трусливые и малообразованные люди страшно не любят правду и реальные факты, причём самим слабо высказать публично и открыто свою позицию как делает уважаемый и смелый правозащитник.
Поэтому, настоятельно рекомендую недалёким критиканам, и прочим отрокам, с начало научиться правильно читать, вникнуть в суть статьи и поднятые в нём проблемы.
В этом случае напрашивается народная пословица: " Не вини зеркало коль рожа кривая", или " Рождённый ползать летать не может".
Дерзайте!

Author Правдолюб
Редактировать / Удалить/ Цитировать
19-дек-2017, 20:15

Есть мнение! даже в Казахстане есть скрытое
острая критика и небратские отношения ( конфликт ) между жителями Южных областей ( Шымкентской, Джамбульской,Кызылординской, Туркестанской ) и Северо-Восточными ( Актюбинской , Петропавловской , Карагадинской, Павлодарской , ВКО и другими.
Это исходит от Южных жителей, они не ценят интернационал, больше склоны сепаратизму и национализму. Если собрать- объединить вместе братские народы вместе в одну страну то может произойти непонимание и недружеские отношения, по причине того, что у них будут разные взгляды на вероисповедание, ( глубокая или поверхностная), соблюдения национальных традиций и культуры.

Author гражданин РК
Редактировать / Удалить/ Цитировать
19-дек-2017, 23:56

Замечено точно, что Южные жители (казахи) Казахстана скрытно противостоят и явно не в братских отношениях с русскоговорящих жителями (казахами) Северных , Центральных, Восточных областей.
Данные негативные факторы основном по причине того, что они делятся по Джузам, родам , традициям. Причём Южане более близки к радикальному исламу, сепаратизму и глубоким национальным традициями и культуре, где затрачивают существенные материальные и денежные средства, как в например в Узбекистане, Таджикистане.
Таким образом, вся дружба братских народов (особенно среди чиновников высшего состава) только по взаимно выгодным, и порой в корыстных отношениях.

Author подданный Улуса Джучи
Редактировать / Удалить/ Цитировать
20-дек-2017, 11:44

В данной статье много правды особенно в части произвола и беспредела власти, как в народной пословице: " Дым без огня не бывает.
Хотелось бы отметить, что Татарский язык входит в алтайскую языковую семью.
В настоящее время на территории Российской Федерации проживают 36 народов, говорящих на языках тюркской группы алтайской языковой семьи: чуваши, татары, кряшены, нагайбаки, башкиры, казахи, каракалпаки, ногайцы, кумыки, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, крымчаки, караимы, азербайджанцы, турки, турки-месхетинцы, гагаузы, туркмены, узбеки, уйгуры, киргизы, алтай-кижи, теленгиты, телеуты, тубалары, челканцы, кумандинцы, чулымцы, шорцы, хакасы, тувинцы, тофалары, якуты, долганы.
Однако, из этого списка проблема возникла только с татарским языком в Татарстане, а с другими этой проблем нет, по крайней мере никто публично в СМИ и в массовом порядке с жалобами к властям страны, не обращался, это не зафиксировано.
Возникший шум и истерика с обучением татарского языка Татарстане возникла намеренно и искусственно.
Это возникло по следующей причине:
за последние 3-5 лет Президент России Путин В.В. начал активную и непримиримую борьбу с коррупцией в высших органах государственной власти РФ и регионах, началась посадка губернаторов, банкиров и прочих высокопоставленных лиц, после этого во власти Татарстана возник громкий шум и волнения с изучением татарского языка, куда власти по пытались втянуть население региона, что бы те вышли на улицы городов с протестами.
Руководство Татарстана видимо решили пойти по старой на топтаной схеме как в 90-е года прошлого века, когда от Москвы требовали Суверенитета и независимости Татарстана, тогда им удалось втянуть население региона, и добиться своего (прибрать в своих руках).
В данном случае попытались применили одну из схем возмущения это, поднять искусственный шум вокруг обучения татарского языка, руководство Татарстана надеялись, что Федеральные власти их напугаются, не будут их трогать. Этим спасут и сохранят то, всё что ПриХватизировали и присвоили себе (государственное и народные богатства региона) за 25 лет так называемого Суверенитета ( договора между Татарстана и Федеральным центром о разграничений полномочий ), эти богатства можно оценить в триллионы рублей. Однако, это схема не сработала, народ стал умный, знает кто есть кто, поэтому не вышел с протестами на улицу.
Таким образом, в данном случае не стоит вопрос " Наезда" на татарский язык, речь идёт о наведении элементарного порядка, справедливости и законности в стране в частности в Татарстане. Думаю в Казахстане тоже нужно такой порядок навести.

Author Damir Nabi
Редактировать / Удалить/ Цитировать
20-дек-2017, 16:47

[quote=подданный Улуса Джучи]
(….)Татарский язык входит в алтайскую языковую семью.
В настоящее время на территории Российской Федерации проживают 36 народов, говорящих на языках тюркской группы алтайской языковой семьи: (….)
Однако, из этого списка проблема возникла только с татарским языком в Татарстане, (……)
Возникший шум и истерика с обучением татарского языка Татарстане возникла намеренно и искусственно.
Это возникло
quote]

Какой же ты «подданный «Улуса Җучи» если пишешь словами обычного коммуниста времен советской империи ? , в Алтын Урде не было коммунистов )))
Далее не было «тюркских народов» все принадлежали к татарам и говорили татарским языков как средством межнац общения хотя большой разницы не было в языках племен : это как раз стало вследствие политики коммунистов.
да, еще кроме того татарские языки не входят в какую то «Алтайскую» а входит в Урало-Алтайскую семью языков и народов
Так вот так называемая Россия, чтоб вы знали, хотя и так знаете, это колониальная империя. И проблемы с обучением на родных тех 36 народов, и всех остальных Урало-Алтайских намного хуже, в этих языках давно уже нет школ, вот поэтому и нет «шума» -- некому «пошумит»!
А в татарском еще есть на всю империю одна (1) !!! школа и она в городе Казани, где все предметы на татарском… И видимо вас это сильно беспокоит, а и только в немногих есть факультативы татарского языка и литературы… , и при этом за последние годы были закрыты более 1500 татарских школ…
Все это плановой колониально-шовинистической политики русификации метрополии Москвы что развернулось с начала 2000-ных с появлением Путина
И все остальное что понаписали это бред сивой кобылы…
Так вот «Карфаген» должен быть разрушен – деколонизирован !
Только тогда будет порядок и справедливость как в Золотой Орде !

Author Мнение
Редактировать / Удалить/ Цитировать
20-дек-2017, 19:28

Статья очень резонансная, правдивая и объективная, которыми не каждый может согласиться, и даже найдутся противники.
К сожалению! не все читатели понимают, что дело не в татарском языке и его защитниках, в статье раскрывается десятилетие назревшие проблемы народа, общества и власти, о которых молчать нельзя и невозможно.

Следует отметить! что никто из живущих в настоящее время в мире нежил в ранние средневековье и средние века мы незнаем на каком именно языке или диалекте общались тюркские народы, и их реальные культура и традиции. За тысячелетие эти и другие народы, их традиция, культура и языки сильно потерпели изменения и за высокой миграции, смешения и ассимиляции.
За последнее 150 лет многими учёными и историками высказано масса мнений, версий, история происхождения тюркских народов, их реальные национальные традиции и культура, так например Лев Гумилёв высказал свою версию которую руководство Казахстана и Татарстана приняли как за основу, и на этом построена их национальная политика.
Причём до настоящего времени учённые однозначно не доказали историю происхождения человека, а историю происхождения тюркских народов и языка остаётся неразгаданной тайной.
Обращаю внимание! на следующий факт, кто виноват, что на территории РФ, гибнут разные языки? и сокращаются их преподавание? ответ: народ сам виноват, так как настойчиво не требует от властей построить школы где компактно проживают эти национальности, или в школах организовать классы для изучения этих языков.
Единственный Татарстан в 90-е годы шумел и добился этого, однако, власти Татарстана за 25 лет перегнули с изучением татарского языка, не учитывая интересы другие национальностей и языки. Так русскоязычным национальностям и русским стали насаждать татарский язык, сделали его обязательным, который в итоге не был востребованный в органах госвласти и ВУЗах и других местах.
Никто не спорит, языки надо изучать, но только по желанию человека, и где он реально востребован для бизнеса, работы и общения.